Постановка под руководством режиссёра Леды Гариной поднимает проблему сексуального насилия над детьми и подростками. Почему мы так боимся об этом говорить? И нужно ли говорить о насилии? Правда ли, что дети всё время врут? И почему насилие стигматизирует того, кто через него прошёл?
По данным Всемирной организации здравоохранения, до 30% детей подвергаются действиям сексуального характера со стороны взрослых. Дети бесправны и лишены поддержки. Насильники уверены, что ответственность — это то, чего им удастся избежать.
Спектакль документальный - это значит, что в основе лежит не сценарий, основанный на каком-либо литературном произведении, а реальные личные истории участниц и других людей. Среди занятых в постановке нет профессиональных артистов и для некоторых этот спектакль - первый публичный опыт рассказа о своем опыте.
Леда Гарина, "Ребра Евы": «Первым вариантом названия была фраза "Все были дома". Это реплика одной из наших участниц, которую она произнесла, рассказывая о своём опыте. Это было страшно и отражало ужасную реальность - не отдельные случаи, а вся наша жизнь проходит за закрытыми дверями, и пока мы маленькие, мы не можем попросить о помощи. Ужас и отсутствие помощи из-за замалчивания проблемы становятся нормой жизни для миллионов детей.
В процессе работы над постановкой мы поняли, что молчания насильникам и обществу недостаточно. Надо ещё и обвинить жертву. Надо, чтобы этот принцип имел подтверждение в науке и культуре. И такое подтверждение дал Зигмунд Фрейд, изобретя "комплекс Электры". После того, как научное сообщество раскритиковало его выводы о том, что множество его пациенток столкнулось с сексуальным насилием со стороны отца, он предпочёл создать удобный всем миф.
Миф о том, что маленькие дети сами мечтают о сексе со взрослым. Новое название постановки - "Комплекс Электры", а одна из задач спектакля - показать, куда ведёт этот миф, и как он возникает».
Юля Кулешова, "Тебе поверят": "Перед премьерным показом мы надеялись, но не ожидали, что спектакль привлечет такое внимание. Просторный зал театральной площадки «Скороход» был полностью забит, все билеты на сидячие места выкуплены заранее, а в сам день первого показа люди просили продать билет, чтобы сесть на полу.
Спектакль документальный. Но это не публицистический формат, не лекция, не инструкция о том, «как нужно». Это получившееся благодаря глубокой внутренней работе художественное высказывание группы людей, близко знакомых с проблемой.
После первого показа мы получили тёплые и благодарные отзывы. Я думаю, что люди так откликаются на спектакль потому что одна из немногих и первых возможностей поговорить о проблеме, которая многих волнует, но еще не выносится в общественную дискуссию в конструктивном русле.
Семьи скрывают произошедшие внутри ситуации. Лица переживших сексуальное насилие в детстве скрыты, мы не знаем о последствиях, которые им приходится проживать, не знаем, какая помощь им нужна. Мы еще не говорим и об очень важном - о том, какие образовательные, законодательные меры помогут снизить уровень такого вида насилия. А ведь это возможно! О сексуальном насилии над детьми мы слышим или через ангажированные скандалы, или через страшные случаи из криминальных хроник. Это непрозрачная, обрывочная информация только пугает и запутывает. Но это совершенно не тот формат обсуждения, который может привести к конструктивным системным решениям, в которых нуждается наша страна.
Мы хотим, чтобы обсуждение и спокойный разговор начался. В этом году «Тебе поверят» будет организовывать не только помогающие форматы для переживших насилие, но и публичные обсуждения, для того, чтобы прояснять массу неясных этических вопросов. Один из форматов наш документальный спектакль - это уникальная форма, в котором открыто говорят те, кто знает проблему изнутри, а на дискуссии в конце обсуждает уже весь зал, получая честные ответы «из первых уст».