Спектакль "Щелкунчик".
Русский драматический театр «Мастеровые», г. Набережные Челны, Республика Татарстан.
Сказка в одном действии.
Спектакль адресован детям 7-12 лет и их родителям.
О чём сказка Гофмана «Щелкунчик», известно всем: конечно, прежде всего – про любовь. Но Русский драматический театр «Мастеровые» рассказал эту сказку по-своему. Хотя в спектакле есть и принц, и девочка Мари, и признание в любви, всё же на первом плане оказывается то, что ближе всего школьникам – история про то, как мучительно быть не таким, как все, как больно, когда тебя «клюют» за внешность, и как легко и быстро люди отворачиваются от тех, кто вдруг оказывается «из другого теста».
Если вспомнить классический вариант сказки Гофмана, то там девочке Мари предстоит спасти Щелкунчика от мышиного короля, а также расколдовать принца. Здесь же страшным деревянным Щелкунчиком становится сама главная героиня, и принцу приходится спасать Мари от проклятья мышиной королевы. Причем платой за спасение становится потеря лица самим принцем – и вот теперь его черёд носить личину деревянной куклы, испытывая насмешки окружающих…
Как часто в школьном возрасте мы склонны с нетерпимостью относиться к своей внешности и с насмешкой – к облику окружающих. Став взрослее, мы готовы простить людям не только отсутствие лица, но даже и головы! «Ничего, дочка, — говорит король Мари, когда её лицо стало деревянной маской, — люди головы теряют и живут же как-то!» И – о детская жестокость! – как только мы избавляемся от собственных внешних недостатков, мы готовы с удвоенной насмешкой и брезгливостью замечать таковые у окружающих… Что и делает Мари, когда принц превращается в уродливого деревянного человечка.
Несмотря на такого рода подтексты, «Щелкунчик» на сцене театра «Мастеровые» все же остался сказкой, причем красивой и волшебной. Изюминкой этой постановки, безусловно, стало сценическое оформление. На огромном экране проецируются «декорации» — то залы сказочного дворца, то гостиная родителей Мари, то огромные часы или вообще разные страны и континенты, по которым путешествовал принц в поисках ореха кракатук. На этом экране появляются и сами герои спектакля – и тогда возникает чисто «гофмановский» эффект героев-двойников, которые одновременно существуют в двух измерениях – на экране и на сцене – и даже умудряются взаимодействовать!