Один из самых загадочных поэтов Серебряного века Михаил Алексеевич Кузмин (1872-1936) был на редкость разносторонним, талантливым и удивительно своеобразным человеком. Глазам изумленных современников он представал как «изящный стилизатор, жеманный маркиз в жизни и творчестве – и в то же время подлинный старообрядец, любитель деревенской русской простоты» (Е.О. Зноско-Боровский).
Кузмин учился в Консерватории у Римского-Корсакова и Лядова. Итогом музыкальных увлечений поэта стали вокальные произведения – романсы и даже оперы на сюжеты классической древности. В 1906 году Кузмин написал музыку к знаменитому спектаклю Мейерхольда «Балаганчик», что положило начало его долгой дружбе с Александром Блоком.
Будучи страстным путешественником, Кузмин посетил Египет. Эллинистическая Александрия на долгое время стала источником его поэтического вдохновения. Владея в совершенстве итальянским языком, он отправился в Италию, где изучал церковную музыку; путешествия по Германии пробудили в нем серьезный интерес к немецкой культуре. Путешествия по Европе, а также скитам олонецких и поволжских раскольников, обусловили двойственность Кузмина как человека, у которого русофильство и византизм органично сочетаются с глубоко воспринятым европеизмом.
Михаил Кузмин вошел в литературу в 1906 году поэтическим циклом «Александрийские стихи» и скандальным романом «Крылья». На протяжении всей своей жизни он не только не скрывал характер своей интимной жизни, но делал это с небывалой для того времени открытостью – адресатами его любовной лирики были исключительно мужчины.
Кузмин, несмотря на свое критическое отношение к различным литературным течениям, был одним из авторов журнала «Аполлон». Николай Гумилев высоко ценил его литературный талант: «Михаил Кузмин занимает одно из самых значительных мест в первых рядах современных поэтов. Мало кто из прочих поэтов достигает такой поразительной гармоничности целого в сочетании со свободой вариаций его составляющих».
Встречу ведет Наталия Яковлева.