В субботу, 19.03.2016 года открывается выставка Андрея Сикорского «Коты известных художников».
«Человек обо мне заботится, кормит меня... Наверное, он – Бог», – рассуждают собаки.
Кошки рассуждают иначе: «Человек обо мне заботится, кормит меня... Наверное, я – Бог».
В собаках есть что-то лакейское, заискивающее. В кошках всё аристократично. Кошки независимы, вальяжны, ленивы. Но в тоже время быстры и проворны. В них сходится все самое противоречивое: расслабленность (на диване) и напряженность (перед прыжком), серьезность и легкомыслие, хитрость и простота. Шарль Бодлер, посвятивший кошачьим свои лучшие стихи, видел в их повадках пластику, грацию, эротизм, негу, хищный инстинкт, переменчивость настроения и намекал на сходство с женщинами. А Томас Элиот говорил, что кот так сложен, противоречив и непонятен, что ему нельзя даже подобрать подходящее имя, сколько не пытайся.
За долгие века европейской истории кот превратился в вечный символ, в икону, в устойчивый сложный знак. И Андрей Сикорский затеял веселую игру с этим знаком. В кошачьей чехарде сменяют друг друга стили, направления, имена: импрессионизм, постимпрессионизм, экспрессионизм, примитивизм, кубизм, супрематизм, сюрреализм, поп-арт... Размытый, будто пьяный Моне, обезумевший Ван Гог, встревоженный Мунк, грустный Пикассо, апокалиптический Клее, аутичный Уорхолл... Вечным остается сам кот. Сквозь эпохи, стили, имена, сквозь языки искусства торчат все те же уши, те же усы и лапы, тот же хвост и всё та же наглая морда. Все это хозяйство, говорит нам Сикорский, так остается до конца не понятым, не названным по имени, несмотря на титанические усилия, которые вместе с Андреем Сикорским прилагают великие мастера.
Сикорский – тоже мастер. Гротеска, иронии. И вдохновенной, бесшабашной игры, отвергающей пафос, сочетающей серьезность и шутливость, опрокидывающей все, что мнит себя окончательным, единственно правильным. В серии его картин разворачивается странная встреча серьезной живописи и карикатуры. Причем высокое искусство оказывается карикатурным, а карикатура становится высоким искусством. Но, так или иначе, смех, ирония, берут верх. То, что на картинах кубистов казалось рассыпавшимся, теперь собирается в единое целое. То, что дегуманизировалось, на картинах супрематистов оборачивается гуманизмом.
И все это благодаря котам. Поэтому самое правильное – сказать котам «спасибо». А заодно и тому, кто ими вдохновился – замечательному петербургскому художнику Андрею Сикорскому.
Андрей Аствацатуров, писатель, филолог