Керим Рагимов, Ольга Тобрелутс, Сергей Сергеев, Владимир Кустов, Илья Гапонов, Марина Федорова, Алан Хатагты, Евгений Попов, Николай Васильев, Дарья Фурсей, Денис Шевчук, Валерий Есауленко, Алексей Чирков, Вадим Комиссаров, Сергей Катран, Павел Брат, Александр Иванов, Вадим Григорьев-Башун, Laval’ & Safer, Аверьянова-Данини, Денис Прасалов, Ларс Крамер (Дания), Ян Нева (Финляндия), Меда Норбутайте (Литва) и др.
1 июня 2012 года LAZAREV GALLERY открывает групповую выставку «На Поле Он!», которая пройдет в рамках фестиваля современного искусства «Арт Анфас. Наполеон 12. Художественные практики». В 2012 году исполняется 200 лет Русской кампании Наполеона, военным и политическим событиям 1812 года, переписавшим всю историю Европы и России. По словам арт-директора фестиваля и куратора выставки Артема Магалашвили, перекличка дат 1812 – 2012 актуализирует события тех лет для людей нашего времени и провоцирует по-новому взглянуть на них с сегодняшней точки зрения, а художественные практики позволяют осознать их роль не только аналитически, но и образно.
Специально для фестиваля современные художники, работающие в совершенно разных направлениях, создали новые произведения - авторские высказывания на тему «Наполеон-12». Формально являясь объединяющим звеном, Наполеон фактически оказывается призмой, сквозь которую можно проявить личное восприятие исторических и культурных явлений, отражающихся в зеркале времени.
Ольга Тобрелутс наглядно реализовала ребус, давший название выставке, Керим Рагимов вдохновился компьютерными технологиями и увидел отражение 1812 года в интернет-окошках. Илья Гапонов обратился к образам романа «Война и Мир»в неожиданной интерпретации. Евгений Попов и Дарья Фурсей вспомнили о партизанских войнах: на полотне Дарьи ожили и вооружились вилами фольклорные тряпичные куклы, а на многослойной картонной картине Евгения протестующие мужики выражают народный гнев плакатами «Go home».
Оригинальные технические приемы помогли художникам новаторски реализовать историко-культурную идею. Финский автор Ян Нева к живописи по блестящей алюминиевой поверхности добавил элементы коллажа из ткани. Мастер палимпсеста Сергей Сергеев посвятил эпохе наполеоновских войн сложные культурные напластования в холсте и красках и в травленном кислотами металле. Портрет заглавного персонажа в технике живописной мозаики с тончайшими цветовыми и тональными переходами выполнил Алексей Чирков, вручивший в руки императора сине-звездный флаг современного Евросоюза. По-иному использует мозаичную технику Вадим Комиссаров. Его Наполеон осыпается кусочками смальты, словно под влиянием разрушительной силы времени.
Классический натюрморт Валерия Есауленко с военными атрибутами соседствует с «живописной поэмой» Дениса Шевчука о разбитых вдребезги бутылках из-под коньяка Napoleon. Литовская художница Меда Норбутайте вспоминает о Версале, Анна Аверьнова и Наталья Данини расшивают императорский астрологический стяг, а Laval’ и Safer покрывают хрестоматийные изображения четы Наполеон и Жозефина изящной вязью в технике медитативного рисования «зентангл», оттолкнувшись от истории они размышляют о мужском и женском, свободе и выборе, распределение социальных ролей и власти в любовных отношениях. Laval’, естественно, отстаивала женские приоритеты, а Safer заботился о мужских.
Марину Федорову также привлекла судьба спутницы Наполеона Жозефины Богарне. Узнаваемым графическим почерком, сдержанной и одновременно красноречивой цветовой палитрой художница создала аллегорический образ Жозефины, отсылающий зрителя к первой леди Франции 12 года 21 века – Карле Бруни, супруге Николя Саркози.
Кого-то, как, например, петербургских художников Николая Васильева, Алана Хатагты и датчанина Ларса Крамера, заинтересовали психологические аспекты личности Наполеона, Васильев пытается отыскать ключ к пониманию внутреннего мира Наполеона, при этом помещая его в сумасшедший дом на Пряжке. Алан изображает всматривающуюся в свое тяжелое прошлое человеческую душу. А скандинав просто заставляет корсиканского злодея рыдать горючими слезами.
Московский художник и мастер сложных технических объектов Сергей Катран, разрабатывающий метод современного искусства Random Art («искусство случайного»), сыграл на столкновении статики и динамики и разделил бюст Наполеона на несколько слоев, а также устроил миниатюрный фонтан Победы. Вадим Григорьев-Башун и Денис Прасалов поработали со светящимися головами, Павел Брат обрушил на пол ампирную люстру, а Александр Иванов поместил ответы на загадку Наполеона, как Кащееву погибель, в золотое яйцо внутри сказочной утки.
Наконец, петербургский художник Владимир Кустов исследует теорему Наполеона и в то же время визуализирует конфликт материи и духа. Авторские размышления находят выражение в интерактивной инсталляции, которая будет представлена в одном из залов LAZAREV GALLERY.
На вернисаже выставки для особой остроты столкновения современности и прошлого будут реконструированы танцы наполеоновской эпохи и устроены бои на шпагах и саблях.