В честь Дня рождения Государственного музея "Царскосельская коллекция", в Основном и Каминном залах состоится открытие персональной выставки известного ленинградского-петербургского художника Валентина Левитина.
На двух этажах музея будет представлен весь спектр творчества мастера: живопись, графика, мозаика.
«Дерево, напоминающее гигантский каменный цветок, и башня, не похожая на реальные архитектурные сооружения. Бутылка и ваза — из тех, что вряд ли прикосновенны к повседневному человеческому обиходу... Мозаики, которыми вот так, «для себя», никто, кажется, не занимается...
Искусство Валентина Левитина может привести в недоумение и растерянность. Оно оказывается, пожалуй, менее понятным, чем замысловатые построения современных символистов, дерзкий вызов «новых художников» или откровенное формотворчество абстракционистов. В произведениях Валентина Левитина возникает мир, отвлеченный от чувственного опыта или эмоциональных переживаний. По своему направлению это философская живопись: художник мир не увидел, не вообразил, он его помыслил. Помыслил как бытие упорядоченное, устойчивое, неподвижное, соразмерное, самодостаточное, вечное и торжественное. Не случайно он оперирует не абстрактными формами, а именно предметами, пластическими телами. Через предметы, их размеры, пропорции, положение в пространстве, взаимодействие и одиночество он выражает свое представление о мировом порядке. Постепенно в творчестве художника кристаллизуется еще один пластический мотив, появляются предметы, совсем уж далекие от непосредственных впечатлений. Странные многоярусные башни, плотные и тяжелые, высятся в лиловом сумраке. Они расположены строго фронтально, на одной линии, параллельно плоскости, но за какой-то невидимой преградой, которую глаз не в силах преодолеть. Иногда одну из башен заменяет дерево. Художник на протяжении многих лет снова и снова возвращается к этому мотиву, словно все время пишет одну картину, добиваясь более совершенных пропорций, более точных композиционных соотношений, абсолютно слаженной тональной гармонии. Он стремится к максимальной фактурной однородности и тональной целостности. Поэтому вполне органичным представляется обращение к мозаике. Плотная, с выраженной структурой живопись как бы требовала непосредственной реализации в подобном материале. Ведь здесь изображение возникает из отдельных частиц, которые надо привести к единству. И если в живописи такой путь чреват известным цветовым аскетизмом, то в мозаике колорит, оставаясь сдержанным и строгим, обретает большее богатство и разнообразие. Наконец, мозаика, по определению, такое искусство, где лучше всего могут быть воплощены представления о высоком и вечном.