Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Опера "Ёлка"

917

Страница создана 23.12.2022 и обновлена 14.12.2023

Повысить аудиторию мероприятия
Когда
7 января 2023 г. 16:00
мероприятие прошло
Место +7 (812) 326-41-41 Вторая сцена Мариинского театра
СПб, ул. Декабристов, д. 34 на карте
  Сенная площадь (1.3 км построить маршрут до метро)
  Садовая (1.2 км пройти от метро)
  Спасская (1.3 км)

Адмиралтейский район
Цена, Р 800800
Теги операдо 1000 рубдневной спектакльдетский спектакльспектакль
Возрастной рейтинг 6+
Продолжительность 60 минут
 

Внести изменения Внести изменения
 

Опера Владимира Ребикова. «Ёлка» впервые была поставлена в 1903 году в Москве. До Петербурга опера добиралась семь лет и за это время выдержала десяток постановок от Берлина до Перми — фантастический успех. Затем об опере, как и об авторе, забыли надолго: по крайней мере, в Стране Советов ангелам (и долгое время рождественским елкам) делать было нечего. Из всей оперы выжил только вальс, — для многих из нас это единственное знакомое сочинение Ребикова. Действие «Ёлки» происходит… Пожалуй, через дорогу от вашего дома: по ремарке композитора, декорация улицы представляет тот город, где опера ставится. Автор желает максимального правдоподобия: «никакого пафоса, никаких эффектов». От героини требуется петь «как можно жизненней» — даже не петь, а произносить всю партию говорком. Ребиков опирался на опыт «Каменного гостя» Даргомыжского и «Женитьбы» Мусоргского, в некотором смысле он предвосхитил Sprechgesang Шёнберга и по жанру приблизился к шёнберговской монодраме. Сам композитор не называл «Ёлку» оперой — это «музыкально-психологическая драма». В Мариинском театре «Ёлка» вошла в цикл маленьких опер для детей, но могла бы украсить и соседний абонемент, где собраны оперы для взрослых. Сказочный первоисточник и рождественская тематика не должны смущать — ведь и «Щелкунчик» трудно назвать детским балетом. Мало детского в том, что призрак матери является замерзающей девочке со словами «Я смерть!» — и музыка медленно улетает в открытый космос. Рифмованное либретто с его пафосом познания бытия напоминает ещё одну недетскую сказку, «Иоланту», да и в нотном тексте явно влияние поздних опусов Чайковского — к слову, одного из немногих, кто поддержал молодого композитора Ребикова. «Было время, когда признавалось только грандиозное, отметалось всё маленькое, миниатюрное. Измельчал ли род людской, зрение ли улучшилось, но человечество взяло в руки микроскоп и нашло целый новый мир, не менее интересный, чем тот, который приходилось рассматривать в телескоп». Слова принадлежат композитору Владимиру Ребикову. Он и есть человек с микроскопом, автор «маленькой музыки». Основная часть его сочинений — миниатюры, фортепианные или вокальные. Последние Ребиков создавал в особом, им самим выдуманном жанре меломимики: не пантомима и не романс, не оперное пение и не бытовая речь — доверительный разговор, долгий взгляд глаза в глаза. Свой метод композитор называл музыкально-психографическим («музыка есть стенография чувств» — тезис Толстого, усвоенный им еще в юности). Цель — передать звуками настроение или чувство, заразить им слушателя, достигнуть эффекта гипноза. Психографику и меломимику Ребикова одни считали смелым новаторством, другие — дурной литературщиной, и почти все — чудачеством. К этому нужно прибавить музыкальный язык Ребикова с его сползающими хроматизмами, целотонной гармонизацией и параллельными квинтами — язык, взявшийся в 1890-е годы непонятно откуда. (На приеме в Московскую консерваторию суровый Танеев объяснил стиль Ребикова отсутствием слуха — и провалил абитуриента). Ребиков, действительно, опередил время, по крайней мере на десятилетие. Рассказывают, что, играя свои сочинения в Париже, композитор услышал в публике: «Похоже на «Пеллеаса и Мелизанду»!» Покрасневший автор показал издания собственных пьес и принялся объяснять, что придумал всё это раньше Дебюсси. Потом композитор признавался, что не выдумывал диссонансы специально, а только искал внутренний дух музыки, который бессильны выразить «аккорды с разрешения начальства». И снова повторял как заклинание: аккорд красив, если передаёт настроение и чувство. Он так и остался заложником психографический концепции, и под конец жизни оказался всеми забыт. Легенда гласит, что его нашли замёрзшим в своём доме в Ялте лютой зимой 1921 года — хотя известно, что Ребиков умер в августе. Фольклор отождествил автора с его героиней, девочкой из «Ёлки» — оперы, которая ещё при жизни композитора считалась его главным сочинением. Вечер накануне Рождества. Глухая городская улица. Бедно одетая девочка просит милостыню, редкие прохожие не обращают на неё внимания. Она вспоминает умершую маму и плачет. В это время в окне ближайшего дома зажигается ёлка, слышится детский смех и звуки вальса: «Ах, как хотелось бы мне быть на этой Ёлке!» Девочке чудится голос матери. Она засыпает. Зал во дворце, сияет огнями большая ёлка. Девочку ведёт за руку принц. Куклы, стоящие вокруг ёлки, оживают и танцуют. Затем огни гаснут, зал исчезает, и девочка видит призрак мамы: «Скорей идём с тобой мы в царство жизни, света, где для добра, любви ни в чём нет ни преграды, ни запрета!» Спускаются ангелы и облачают девочку в белые одежды. Вместе с мамой они восходят по лестнице, освещаемые небесным светом. Ночная улица. На скамейке под окном лежит замерзшая девочка. Спектакль идёт без антракта.

.Читать полностью
Александр Маскалин

Как добраться

Маршрут
Рекомендованы для посещения Петербургом2
IT ресторан ИгристыеIT ресторан ИгристыеСамый большой музей любви и эротики 18+Самый большой музей любви и эротики 18+ Молодежный театр на Фонтанке Молодежный театр на ФонтанкеГосударственный музей-заповедник ПетергофГосударственный музей-заповедник ПетергофНескучные музеи для взрослых и детейНескучные музеи для взрослых и детей
Отзывы о событии Опера "Ёлка"Пожаловаться
0
Оценить событие   

Комментарии посетителей о событии

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Людмила8 июля 2019 г. 1:29
Очень хорошо. Постановка "Типовая дама" изумительно!!!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Ольга18 апреля 2019 г. 21:34
Здание впечатлило своей новизной, зашли в несколько залов, все оригинальные. В здании много света, панорамные окна и красивые виды на Петербург, смотрели, не хотелось уходить. Исполнение музыки на высоте, Мариинский держит высокую планку. Радует, что театр развивается, осваивает все новые площадки. Мероприятия современные проходят и для молодежи в современном стиле, думаю многих смогут привлечь, а то моя дочь подросток раньше не проявляла интерес, теперь смотрит афишу, с подругами планирует сходить. Цены есть доступные, не обязательно в самом большом зале находиться, есть и поменьше.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Инга 27 декабря 2018 г. 16:51
Я хожу только в первую Мариинку, новая мне вообще не нравиться.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Эльза25 декабря 2018 г. 15:10
Ходили с мамой на балет Спартак. Остались в восторге. Очень хорошая постановка. Профессиональные артисты, такая превосходная подача. Красивая музыка, костюмы передающие эпоху в мельчайших подробностях. Сильно!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
лариса павловна8 апреля 2018 г. 0:58
Кто исполняет заглавные партии ,завтра , 8 апреля в 19.00?.."Севильском цирюльнике"?
Ответить
Пожаловаться 0 / 0

Прошедшие события

Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю