Ноябрь 2025

ПнВтСрЧтПтСбВс
24252627282930

18+


17 сентября 2025 г. 23:01

Российский авторынок в 2025 году сталкивается с новыми вызовами

Китайские бренды, рост утильсбора и дилеры на грани: что происходит с рынком авто

Российский авторынок в 2025 году сталкивается с новыми вызовами

Фото: Baltphoto

Ситуация на рынке новых машин остается напряженной. Дилеры ищут пути выживания. Китайские производители укрепляют позиции. Эксперты обсуждают перспективы отрасли.

В последние месяцы продажи новых машин в России демонстрируют небольшой рост, однако до показателей прошлого года рынок пока не дотягивает. Как отмечает президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексей Подщеколдин, отрасль переживает непростые времена, и на динамику влияют сразу несколько факторов.

С осени прошлого года ситуация на рынке резко ухудшилась. Причиной стали, прежде всего, изменения в кредитной политике: ключевая ставка Центробанка выросла до 21%, а банки добавили к ней еще 4–5% маржи. В результате стоимость автокредитов достигла почти 29% годовых, что сделало покупку машины в кредит практически недоступной для большинства россиян. Если раньше около 60% сделок проходили с привлечением заемных средств, то теперь почти половина потенциальных покупателей отказалась от кредитов. За полгода рынок просел примерно на треть.

Вторым ударом стала новая программа повышения утильсбора на импортируемые автомобили. Это привело к заметному росту цен, а любое удорожание, как известно, сразу отражается на спросе. По оценкам маркетологов, увеличение стоимости на 1% приводит к снижению продаж минимум на 1%, а иногда и на 2%.

Несмотря на небольшое оживление в последние два месяца, если сравнивать июль и август с аналогичными месяцами прошлого года, падение все равно остается значительным — около 18–20%. Темпы снижения замедляются, но до восстановления еще далеко.

Финансовое положение дилеров также вызывает тревогу. В прошлом году большинство компаний смогли завершить год с небольшим плюсом, однако сейчас ситуация изменилась. Чистая прибыль дилеров в лучшие месяцы составляла 2,5–3%, при этом стоимость кредитов была около 10%. После роста ставок расходы на обслуживание складских запасов выросли в 2,5 раза, и теперь дилеры вынуждены платить 2% только за хранение автомобилей. Основная часть машин закупается за счет кредитов, ведь средняя стоимость одного авто — около 3 млн рублей, а маржа дилера — всего 5% (примерно 150 тыс. рублей). Если автомобиль продается за два месяца, чистая прибыль едва достигает 1%, а при более долгом хранении она исчезает вовсе. Дополнительные расходы увеличивают налог на прибыль, переход на НДС для сервисных услуг и новые требования по маркировке товаров. В результате рентабельность бизнеса снизилась до нуля, а многие дилеры рискуют закончить год с убытками.

По оценкам экспертов, в этом году может закрыться до 10% автосалонов. Сокращение рынка на 25% означает, что четверть дилеров не получит прежних объемов продаж. Некоторые компании еще держатся за счет накопленной прибыли прошлых лет, но даже крупные игроки вынуждены уходить с рынка из-за невозможности работать с отрицательной доходностью. Банки, в свою очередь, ужесточают условия кредитования и неохотно финансируют закупки новых автомобилей.

Проблема затоваривания складов также остается актуальной. В прошлом году было реализовано 1,65 млн машин (с учетом LCV), а в этом ожидается на 400 тыс. меньше. В начале года поставки автомобилей превышали спрос, и к осени на складах скопилось более 300 тыс. непроданных машин. Сейчас производители корректируют объемы, и к осени складские запасы могут сократиться до 200 тыс. единиц. Однако из-за дорогих кредитов дилеры не готовы держать большие запасы, а скидки на автомобили часто предоставляются уже в убыток.

Китайские производители продолжают укреплять свои позиции на российском рынке. Сейчас каждый третий автомобиль в мире выпускается в Китае, и в условиях ограниченного выбора именно китайские бренды закрыли образовавшийся дефицит. Однако у китайских компаний пока недостаточно опыта в организации послепродажного обслуживания, поставках запчастей и обучении персонала. Это требует дополнительных инвестиций и времени. Тем не менее, без китайских партнеров российский рынок оказался бы в еще более сложном положении, а цены на новые и подержанные машины росли бы еще быстрее.

У отечественных брендов есть шанс улучшить свои позиции, особенно в петербургском автокластере, но этому мешает зависимость от иностранных технологий и комплектующих. За годы сотрудничества с западными компаниями многие производственные компетенции были утрачены, и сейчас восстановить полный цикл производства без импорта деталей сложно. К тому же, не все крупные китайские автоконцерны готовы заходить на российский рынок из-за санкций. Некоторые бренды представлены только через частных дилеров, а совместные проекты пока развиваются медленно. Иранские производители также не могут существенно повлиять на ситуацию из-за ограниченных мощностей.

Слухи о возможном возвращении ушедших иностранных брендов регулярно появляются в СМИ, но большинство россиян уже не рассчитывают на их скорое возвращение. Даже если бы компании приняли решение вернуться, на запуск производства ушло бы не менее полугода. Поэтому в ближайший год существенных изменений ждать не стоит. Возможны лишь отдельные сборочные проекты с использованием китайских комплектующих.

В сегменте бюджетных автомобилей нишу бывших лидеров, таких как Hyundai Solaris, могут занять китайские модели, если будет налажено локальное производство. Например, Changan Alsvin при сборке в России может стоить на уровне «Лады Гранта», что сделает его привлекательным для покупателей.

Изменения в правилах расчета утильсбора могут дать преимущество тем компаниям, которые локализуют производство в России. Если для них будут предусмотрены льготы, это поможет сократить количество брендов и сделать рынок более структурированным.

Закон о релокализации такси, по мнению экспертов, не окажет существенного влияния на общий объем продаж, поскольку на этот сегмент приходится около 7% рынка. Однако выбор моделей для такси может стать более ограниченным.

В Госдуме рассматривается законопроект, ограничивающий размер неустойки для покупателей дорогой техники. Сейчас из-за устаревших норм дилеры сталкиваются с многомиллионными исками, что при нулевой рентабельности может привести к банкротству компаний. Эксперты считают, что пересмотр правил необходим, хотя у инициативы есть противники.

В ближайшие месяцы многое будет зависеть от ключевой ставки. Если она снизится, спрос на новые автомобили может вырасти, и по итогам года рынок достигнет 1,3 млн проданных машин, что на 20% меньше прошлогоднего результата. Дилеры надеются на оживление рынка и доступные кредиты для покупателей.

Читайте нас в Google.News, Дзене, ВК, MAX, Телеграме и рассылке. Архив - категории: Автомобильные заводы Рост цен и инфляция Финансы Экономика Бизнес и финансы

Новости по теме
В России зафиксирован исторический скачок стоимости бензина Аи-92 В России зафиксирован исторический скачок стоимости бензина Аи-92 Рынок топлива вновь преподнес сюрприз. Эксперты фиксируют необычные изменения. Ожидание новых подробностей вызывает напряжение....
Бензин в России может подорожать на 10 процентов в 2025 году Бензин в России может подорожать на 10 процентов в 2025 году В 2025 году стоимость бензина в России может заметно увеличиться. Эксперты выделяют несколько важных факторов. Подробности о причинах роста цен читайте в нашем материале. Не пропустите свежий взгляд на ситуацию....
В октябре россияне потратили рекордную сумму на новые автомобили В октябре россияне потратили рекордную сумму на новые автомобили В октябре автолюбители потратили рекордные суммы. Спрос на премиум-сегмент удивил экспертов. Китайские бренды теряют позиции. Цены на новые машины продолжают расти....
Цены на автомобили Lada снова вырастут в 2025 году из-за удорожания производства Цены на автомобили Lada снова вырастут в 2025 году из-за удорожания производства В 2025 году ожидается очередное изменение цен на автомобили Lada. Компания объясняет это ростом затрат. Продажи могут снизиться, но подробности пока не раскрываются. Следите за развитием событий....
Продажи электрокаров и гибридов в России резко выросли осенью 2025 года Продажи электрокаров и гибридов в России резко выросли осенью 2025 года Осенью 2025 года рынок электрокаров и гибридов удивил динамикой. В ноябре зафиксирован рекордный спрос. В декабре ожидаются перемены, которые могут изменить ситуацию. Эксперты прогнозируют новые тенденции в следующем году....
В ноябре 2025 года автосалоны России резко повысили цены на новые машины В ноябре 2025 года автосалоны России резко повысили цены на новые машины В ноябре 2025 года автосалоны удивили покупателей новыми ценниками. Многие бренды изменили стоимость своих моделей. Эксперты отмечают, что ситуация на рынке остается нестабильной. Подробности в нашем материале....
Более половины новых машин в России теперь отечественной сборки Более половины новых машин в России теперь отечественной сборки Российский рынок автомобилей переживает заметные перемены. Производство на местных заводах растет. Новые игроки активно используют освободившиеся мощности. Эксперты отмечают неожиданные тенденции в структуре рынка....
Петербург уступил только Москве по налогам с дорогих автомобилей в 2024 году Петербург уступил только Москве по налогам с дорогих автомобилей в 2024 году В Петербурге растет число премиальных машин. Суммы налогов впечатляют экспертов. Власти фиксируют новые рекорды по поступлениям. В материале раскрыты неожиданные детали....
В Санкт-Петербурге за октябрь зафиксирован резкий скачок продаж новых машин В Санкт-Петербурге за октябрь зафиксирован резкий скачок продаж новых машин В октябре в Петербурге отмечен значительный рост продаж новых автомобилей. Эксперты анализируют причины и последствия. Ситуация на рынке меняется, появляются новые тенденции. Интерес к дорогим авто продолжает расти....
Автомобили дорожают, а выгодные предложения исчезают с рынка в России Автомобили дорожают, а выгодные предложения исчезают с рынка в России В октябре автосалоны пересмотрели условия продаж. Скидки стали редкостью. Цены на новые машины заметно выросли. Эксперты объясняют причины перемен на рынке....


Рекомендовано Петербургом 2
Большой Санкт-Петербургский Государственный цирк на ФонтанкеБольшой Санкт-Петербургский Государственный цирк на ФонтанкеКиноцентр Дом киноКиноцентр Дом киноМногофункциональное арт-пространство \Многофункциональное арт-пространство "Лендок" Государственный кукольный театр сказки Государственный кукольный театр сказкиСердце Петербурга: Государственный ЭрмитажСердце Петербурга: Государственный Эрмитаж
 

Прогноз погоды

Малооблачно

-9°..-5°

Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю

Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.