Июль 2025

ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
45678910

18+

Отзывы о Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации

Интересность : Музей интересный, хотя и несколько устаревший с точки зрения подачи информации, он как был так и остался в прошлом веке. Информации много, много макетов поездов, паровозов, электровозов, вагонов, мостов и пр. Интересно показана схема работы сортировочной станции. По возрасту детей: не советую вести туда малышей на экскурсию, информация расчитана на достаточно подготовленную аудиторию - не младше 7 лет уж точно. Специальной детской экскурсии нет (по крайней мере у нас было так).
Расположение : Расположен на Садовой ул., возле Юсуповского сада. Рядом станции метро Садовая / Сенная / Спасская
Интерьер : Музей создает атмосферу 20 века во всех его проявлениях: от подачи информации до советского обслуживания
Обслуживание : Удивляют раздраженные служительницы, которые весьма злобно одергивают детей, позволяющих себе прикоснуться рукой к чему-либо. Понятно, что интерактива в музее нет (хотя многие дети его ожидают), но все то же самое можно говорить без хамства и злости, с уважением к посетителям, которые не являются вредителями по определению.
Интересность : Простым обывателям, считаю, разок здесь можно побывать. Очень много ретро-фотографий, экспонатов, макетов, моделей паровозов, железнодорожной инфраструктуры. Совсем уж детям будет неинтересно. Очень много студентов, думаю, с университета Путей Сообщения. Им очень полезно посмотреть все своими глазами.
Расположение : В центре города рядом с метро Сенная площадь. Очень удобно приехать на общественном транспорте.
Интерьер : Можно было б обновить, немного пошарпанныц и темно в помещении.
Обслуживание : В целом неплохо. С хамством сотрудников музея не сталкивались, хоть и выглядят они немного угрюмыми.
Интересность : Коллекция богатая. Экспонатов очень много. Есть что посмотреть и чему удивиться)
Расположение : Удобно, что совсем недалеко от метро, буквально минут 5 идти.
Интерьер : На интерьер мы не обратили внимания, увлеклись экспонатами.
Обслуживание : Обслуживание обычное. Ничего сверхъестественного.
Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации
Адрес

ул. Садовая, д. 50

карта
Район
Адмиралтейский район (Санкт-Петербург)
Метро
Узнать, как пройти, проехать или посмотреть мероприятия в этом месте.

Актуализировать данные и увеличить число посетителей

Отзывы посетителей о Центральном музее железнодорожного транспорта Российской Федерации

Общая оценка:7.67 / 10
Интересность 9
Расположение 10
Интерьер 6
Обслуживание 6
Оставить отзыв
Места поблизости
SanskarСтудия йоги SanskarАртдинамиксМультимедийный музей АртдинамиксМузей-усадьба Г.Р. Державина Музей-усадьба Г.Р. ДержавинаСтарая КоломнаБиблиотека Старая Коломна
посетитель
8.5 / 10 30 марта 2019 г. 10:46
Обслуживание обычное. Ничего сверхъестественного. На интерьер мы не обратили внимания, увлеклись экспонатами. Удобно, что совсем недалеко от метро, буквально минут 5 идти. Коллекция богатая. Экспонатов очень много. Есть что посмотреть и чему удивиться)  на страницу отзыва
посетитель
8 / 10 3 ноября 2018 г. 13:23
В целом неплохо. С хамством сотрудников музея не сталкивались, хоть и выглядят они немного угрюмыми. Можно было б обновить, немного пошарпанныц и темно в помещении. В центре города рядом с метро Сенная площадь. Очень удобно приехать на общественном транспорте. Простым обывателям, считаю, разок здесь можно побывать. Очень много ретро-фотографий, экспонатов, макетов, моделей паровозов, железнодорожной инфраструктуры. Совсем уж детям будет неинтересно. Очень много студентов, думаю, с университета Путей Сообщения. Им очень полезно посмотреть все своими глазами.  на страницу отзыва
посетитель
6.5 / 10 13 мая 2014 г. 17:09
Удивляют раздраженные служительницы, которые весьма злобно одергивают детей, позволяющих себе прикоснуться рукой к чему-либо. Понятно, что интерактива в музее нет (хотя многие дети его ожидают), но все то же самое можно говорить без хамства и злости, с уважением к посетителям, которые не являются вредителями по определению. Музей создает атмосферу 20 века во всех его проявлениях: от подачи информации до советского обслуживания Расположен на Садовой ул., возле Юсуповского сада. Рядом станции метро Садовая / Сенная / Спасская Музей интересный, хотя и несколько устаревший с точки зрения подачи информации, он как был так и остался в прошлом веке. Информации много, много макетов поездов, паровозов, электровозов, вагонов, мостов и пр. Интересно показана схема работы сортировочной станции. По возрасту детей: не советую вести туда малышей на экскурсию, информация расчитана на достаточно подготовленную аудиторию - не младше 7 лет уж точно. Специальной детской экскурсии нет (по крайней мере у нас было так).  на страницу отзыва

Отзывы помогают нам определиться с выбором, принять правильное решение о посещении того или иного места. На Peterburg2 вы всегда найдете развернутые отзывы о Центральном музее железнодорожного транспорта Российской Федерации. Наши посетители оценивают Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации по интерьеру и другим параметрам. Вы можете пожаловаться нам на отзыв или комментарий
Рекомендованы для посещения Петербургом2
WhiteMare - панорамный банкетный зал у водыWhiteMare - панорамный банкетный зал у водыГлавные концерты в Санкт-ПетербургеГлавные концерты в Санкт-ПетербургеСервис Trendy Box RussiaСервис Trendy Box RussiaГосударственный музей-заповедник ПетергофГосударственный музей-заповедник Петергоф

Комментарии посетителей (3)

Екатерина30 марта 2019 г. 10:35
Здесь представлены макеты строительных машин, использовавшихся для строительства железных дорог, различные паровозы, тепловозы, электровозы.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Оля Иванова25 марта 2014 г. 12:14
Если вы хотите, чтобы вам нахамили, и наорали, добро пожаловать. Лично я не советую никому. Не поощрайте совок в головах этих женщин.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Ксюша Николаевна27 декабря 2012 г. 10:39
Я посещала музей со своими воспитанниками, детьми детского сада. Дети в восторге от посещения. Спасибо сотрудникам. С наступающим Новым годом, здоровья и благополучия. Воспитатель детского сада Наталья.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Новости официального сайта и группы ВКонтакте
Центральный музей железнодорожного транспорта РФ

вчера в 09:55


Директор Центрального музея железнодорожного транспорта РФ Владимир Иванович Мителенко поздравил выпускников Колледжа метрополитена и железнодорожного транспорта, которые получили дипломы. Он особенно отметил работу волонтеров и выразил надежду, что некоторые из них вернутся в музей для дальнейшей профессиональной деятельности в научном секторе истории железных дорог. Знаменная группа военно-патриотического клуба торжественно внесла знамена Санкт‑Петербурга и учебного заведения. Директор колледжа Владислав Анатольевич Апаницин объявил о начале торжественной церемонии. Он отметил что многие выпускники уже имеют рабочие места в подразделениях Петербургского метрополитена и Октябрьской железной дороги и даже те, кто пополнит ряды Российской армии, вернутся на предприятия, где их очень ждут. Ребят также поздравили почетные гости – представители предприятий – партнеров ссуза.
01.07.2025 в 10:05


Особенности путешествия из Петербурга в Москву на первом частном поезде в России🚂
29.06.2025 в 07:38


В Центральном музее железнодорожного транспорта Российской Федерации состоялась презентация памятного издания, посвященного деятельности Зайцева Анатолия Александровича, который длительное время руководил Октябрьской железной дорогой, возглавлял Министерство путей сообщения Российской Федерации (1996–1997), был яркой личностью, патриотом нашего Отечества. Данный проект реализован в рамках международной книжной серии «Мир транспорта» в тесном взаимодействии с Международной академией транспорта, издательством «ТЕХНОСФЕРА» и группы компаний «Страж». «Всю свою жизнь Анатолий Александрович был на переднем крае технического и научного развития железных дорог, Талантливый человек, обладающий колоссальной работоспособностью и масштабностью мышления, он прошел путь от кочегара паровоза до руководителя отрасли железнодорожного транспорта России», — подчеркнул во вступительном слове Владимир Иванович Мителенко, директор ЦМЖТ РФ. «К заслугам Анатолия Александровича мы безусловно можем отнести и тот факт, что он являлся одним из инициаторов создания Международной академии транспорта в 1997 году, где он был членом президиума и вице-президентом», - напомнил собравшимся Виктор Александрович Досенко, президент Международной академии транспорта. Об ярких фактах из трудовой и общественной деятельности А.А. Зайцева рассказал Павел Федорович Марков, который долгое время занимал должность председателя Дорпрофжел, руководит советом ветеранов Октябрьской железной дороги. Начиная с конца 1980-ых годов А. А. Зайцев являлся одним из ключевых инициаторов развития высокоскоростного железнодорожного движения в СССР и современной России. Он стал создателем отечественной научной школы магнитолевитационных транспортных технологий. «Будучи многие годы профессором ПГУПСа, А. А. Зайцев создал Научно-образовательный центр инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок, ныне носящий его имя. Научная деятельность профессора Зайцева А. А. подтверждена более 180-ю научными трудами, изобретениями и патентами», — отметил Петр Кириллович Рыбин, первый проректор - проректор по учебной работе ПГУПС. Многочисленные заслуги Анатолия Александровича Зайцева отмечены государственными и отраслевыми наградами. В марте 2023 года вышел в свет первый том памятного издания, а в марте 2025 года вышел в свет второй том. Коллеги, друзья, члены семьи Анатолия Александровича Зайцева поблагодарили создателей книг за внимательное отношение к сохранению истории, связанной с жизнью и деятельностью выдающегося человека, профессионала, настоящего железнодорожника.
28.06.2025 в 10:32


Коллектив Центрального музея железнодорожного транспорта РФ возложил цветы к могиле И.Г. Зубкова в Александро-Невской лавре. В памятной церемонии так же приняли участие руководство и сотрудники АО «Метрострой Северной Столицы», ветераны ОАО «Метрострой», администрация муниципального образования округа «Автово». 81 год назад, 28 июня 1944 года, погиб Иван Георгиевич Зубков– талантливый советский инженер, начальник строительства №5 Народного комиссариата путей сообщения (НКПС), начальник управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта (УВВР-2), генерал-директор пути и строительства II ранга, Герой Социалистического Труда, награжден орденами Ленина, Красного Знамени, медалями «За трудовую доблесть», «За оборону Ленинграда». В 1941 году почти шесть месяцев под его руководством в Ленинграде строилось метро. В планах был пуск первой линии к 7 ноября 1942 года. Строительство остановила война. В годы Великой Отечественной войны сотрудники Метростроя под руководством И.Г. Зубкова участвовали в сооружении железобетонных оборонительных укреплений на Пулковских высотах, на Карельском перешейке, под Лугой и Кингисеппом, укладывали подъездные пути линии Войбокало – Кобона – Коса, портовые сооружения на Ладожском озере, легендарную железнодорожную линию Поляны – Шлиссельбург по которой прошел первый поезд с продовольствием в блокадный Ленинград. 28 июня 1944 года Иван Георгиевич Зубков погиб в авиакатастрофе недалеко от Лодейного Поля выполняя служебное задание. В Музее мостов (Мучной пер.,2) продолжает работу историко-документальный проект «Дорога Победы Ивана Зубкова», рассказывающий об удивительной и трагической судьбе выдающегося специалиста в области транспортного строительства.
27.06.2025 в 14:27


160 лет Министерству путей сообщения России 27 июня 1865 года Император Александр II издал Указ об учреждении Министерства путей сообщения России. Руководство публичными зданиями было передано в ведение Министерства внутренних дел, а телеграф - Главному почтовому департаменту. В МПС был сохранён Департамент железных дорог, и создано Управление Главного инспектора частных железных дорог. Первым министром путей сообщения был назначен Павел Петрович Мельников - выдающийся ученый, талантливый инженер и организатор. Его перу принадлежит первая в России книга О железных дорогах , многочисленные монографии, статьи, которые охватывают широкий и разнообразный круг вопросов, касающихся железных дорог. Труды П.П. Мельникова положили начало железнодорожной науке, многим теоретическим разработкам, которые он претворял в жизнь при руководстве строительством железнодорожных линий. Благодаря Мельникову Министерство путей сообщения становится одним из самых авторитетных ведомств России, а служба на железнодорожном транспорте считается одной из самых престижных.
26.06.2025 в 14:51


Первое изображение экспозиции старейшего технического музея В фондах Центрального музея железнодорожного транспорта РФ хранится поздравительный адрес, который коллеги вручили директору Института инженеров путей сообщения Владимиру Петровичу Соболевскому. Пышно и торжественно оформленный документ был подготовлен в связи с 50-летием его трудовой деятельности. Должность директора Соболевский занимал 21 год, с 1861 год по 1882 год, самое длительное время за всю историю Института. Из директоров (ректоров) путейского вуза только Евгений Яковлевич Красковский столько же лет, с 1968 года по 1989 год, возглавлял это учебное заведение. Владимир Петрович Соболевский родился 14 (26) июня 1809 г. в семье горного инженера Петра Григорьевича Соболевского. В возрасте 17 лет Владимир Петрович окончил Военно-строительное училище с присвоением звания прапорщика. Затем был прикомандирован к Петербургскому округу путей сообщения, где под руководством Петра Петровича Базена молодой инженер составлял проект реконструкции Шлиссельбургских шлюзов. Но, вскоре, ему пришлось прервать практическую работу, так как его зачислили в Институт Корпуса инженеров путей сообщения. В 1830 году Соболевский окончил Институт лучшим по выпуску, и его дальнейшая деятельность была связана с этим учебным заведением. Работая в Институте, Владимир Петрович, преподавал физику, химию, минералогию, участвовал в издании журнала Путей сообщения. С 1849 года был назначен на должность инспектора классов. Тогда же он принял «на ответственное хранение музейные модели». Соболевский, уделяя большое внимание совершенствованию учебного процесса, предложил ввести в институте углубленное изучение высшей математики, начертательной геометрии, физики и химии. Но постоянно в зоне его внимания был Музеум Института. Во время нахождения Владимира Петровича на посту директора Института в музей поступили новые экспонаты, в 1862 году был подготовлен первый каталог и музей открыл свои двери для широкой публики. В памятном адресе Соболевского упоминались его заслуги, в том числе говорилось: «Что сделано Вами для Института инженеров путей сообщения, – того именно учреждения, которому Вы посвятили пятьдесят лет трудовой жизни Вашей? Ответ на это самый краткий: наша богатая библиотека, наши лаборатории и музеи, окончательным устройством своим обязаны инициативе и блестящим развитием энергии Вашей». В одном из элементов художественного оформления адреса была изображена экспозиция музея. Собственно, это первое изображение экспозиции музея, правопреемником которого является Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации.
24.06.2025 в 12:12


Первый опыт строительства метрополитена в нашей стране 1918 год ознаменовался переездом правительства страны из Санкт-Петербурга в Москву. С середины 1920-х гг. начался значительный рост населения Москвы, которое к 1931 году составило 2,7 миллионов человек, а через пять лет уже 3,6 миллиона. В январе 1931 года случился один из самых серьёзных транспортных коллапсов в столице. Из-за сильного снегопада в этот день не работали трамваи, автобусы, извозчики, ситуация серьёзно накалилась. Дальнейшие попытки найти выход из кризиса путём увеличения трамваев и другого наземного транспорта были исчерпаны и к маю 1931 года стало понятно, что нужен метрополитен. Окончательное решение о строительстве метрополитена в Москве было принято 15 июня 1931 г. на Пленуме ЦК ВКП(б). В сентябре было создано Управление Метростроя и сформирован его аппарат, а с октября началось целенаправленное и конкретизированное проектирование. В ноябре 1931 года приступили к освоению площадки, и в декабре была вынута первая лопата грунта. Работы начались с опытного участка проходки по парижскому способу под Русаковской улицей на будущем перегоне между станциями «Сокольники» — «Красносельская». В течение 1932 года начались подготовительные работы на других участках и опытная проходка вертикальных стволов. Строительство первой очереди метро Москвы было настоящим трудовым сражением всей страны за создание подземных магистралей. В январе 1932 года работы начались на всех участках, но шли они крайне медленно, прежде всего, из-за нехватки опытных специалистов. Не хватало рабочих рук. Зарплаты были небольшие, однако на строительство прибыли энтузиасты со всей страны. Среди них был и 29-летний инженер Иван Георгиевич Зубков, который в последствии был назначен первым руководителем строительства Ленинградского метрополитена в 1941 году. В Москве, с 1933 по 1940 г. он прошел путь от начальника смены до руководителя шахты. Как отмечено в данных о трудовой деятельности, представленных начальнику ВОСО Ленинградского фронта в 1943 года, Иван Георгиевич Зубков в период строительства московского метрополитена работал в шахтах № 7-8, 31-32, 47-48. Шахты № 7-8 – строительство станции «Библиотека имени Ленина». Шахты № 31-32 – строительство станции «Александровский сад». Шахты № 47-48 – строительство станции «Смоленская». Быстро сходился с людьми, знал путь к рабочим, многое умел сам, да и организаторской хватки было не занимать. В 1939 году Верховным Советом СССР за работу на метрострое награждён медалью «За трудовую доблесть». В 1932 г. технический отдел Метростроя подготовил для правительственной экспертизы первый (эскизный) план метрополитена. Окончательный проект первой очереди был утвержден весной 1933 г. Судьба Арбатского радиуса решилась и того позже — в конце осени 1933 г., когда приняли решение строить траншейным методом. Первая очередь Московского метро открылась 15 мая 1935 г., в момент запуска насчитывала 13 станций, имела длину 11,2 км и шла от станции «Сокольники» до станции «Охотный Ряд» с вилочным ответвлением на «Парк культуры» и «Смоленскую».
22.06.2025 в 07:03


Сегодня, 22 июня День памяти и скорби, день начала Великой Отечественной войны. В этот день мы вспоминаем тех, кто героически боролся за свободу и независимость нашей Родины. Особое место среди них занимают железнодорожники, чья самоотверженная работа была жизненно важна для военных операций и обеспечения тыла. С первых дней войны железная дорога стала играть ключевую роль. От железнодорожников зависела оперативная переброска боевой техники и десятков тысяч бойцов, развертывание боевых подразделений, организация снабжения, эвакуация людей и предприятий. Наш музей хранит память о подвигах этих людей. Героические страницы истории Великой Отечественной войны в фотографиях, документах, подлинных предметах представлены на двух площадках нашего музея. На главной лестнице Центрального музея железнодорожного транспорта РФ (Садовая 50) работает выставка, посвящённая участию железнодорожного транспорта и вклада героев-железнодорожников в Победу. В Музее мостов (Мучной пер.,2) продолжает работу историко-документальный проект «Дорога Победы Ивана Зубкова», рассказывающий об удивительной и трагической судьбе выдающегося специалиста в области транспортного строительства. Мы помним и благодарим железнодорожников, которые своим трудом и мужеством внесли неоценимый вклад в Великую Победу. Мы скорбим по всем, кто ценой своей жизни выполнил святой долг, защищая свое Отечество.
20.06.2025 в 16:04


Музей Мостов на ПМЭФ получил макет Большого Смоленского моста На площадке Петербургского международного экономического форума Нацпроектстрой передал Музею мостов уникальный экспонат. Строительство Большого Смоленского моста, первого разводного через Неву за 40 лет, ведет компания «Дороги и Мосты» НПС. Генеральный директор «ДиМ» Михаил Григорьев и руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Александр Сахаров поставили свои подписи в документе, фиксирующем намерения сторон. «Для нашей компании большая честь и ответственность строить мост в городе, который ими по праву славится… А сегодня мы передаем уникальный экспонат в единственный в стране специализированный Музей мостов, где каждый петербуржец и гость города может увидеть славные достижения наших предшественников», – рассказал Михаил Григорьев. Обращаясь к собравшимся, Александр Сахаров отметил: «Строительство Большого Смоленского моста – значимый инфраструктурный проект не только для Санкт-Петербурга, но и для всей страны… Очень важно, чтобы школьники, приходя на экскурсию в Музей мостов, видели не только исторические экспонаты, но и макеты современных проектов, загорались желанием самим создавать такие сооружения» Макет размером 2 на 4 м выполнен в двух масштабах с высокой степенью детализации. Пролетные строения сооружения разводятся, тротуары и проезжую часть освещают фонари, по рельсам через мост проезжает трамвай. На ПМЭФ-2025 макет можно увидеть на официальном стенде Санкт-Петербурга. #НПС_новости #Дороги_и_Мосты #Росжелдор #Нацпроектстрой #ПМЭФ25 @rlwgovru
17.06.2025 в 16:24


По вопросу о сооружении метрополитена в Петрограде В фондах Центрального музея железнодорожного транспорта России хранится любопытный экспонат — издание 1917 года, которое выпустило «Управленiе Петроградскихъ городскихъ желѣзныхъ дорогъ», под названием «По вопросу о сооруженiи метрополитена и развитiи сѣти городских желѣзных дорогъ въ гор. Петроградѣ.» Доклад насчитывает 248 страниц с множеством чертежей, 2 цветных плана города Петрограда «съ показанiемъ» путей метрополитена и цветной план города Петрограда «съ показанiемъ» Окружной грузовой дороги по проекту инж. М.А. Токарскаго. В введении данного издания читатель знакомится с истоками работы над проектом Метрополитена. Предлагаем Вашему вниманию к прочтению выдержку в оригинале. «Въ засѣданiи городской Думы 5 февраля 1914 года было доложено, что Управленiемъ гор. жел. дор. начата разработка общихъ основанiй устройства городского метрополитена, а въ засѣданiи 18 iюня 1914 года было разрѣшено городской Управѣ израсходовать до 25.000 рублей на производство подготовительныхъ работъ по разработкѣ проекта метрополитена. Въ теченiе 1914 — 1916 годовъ были собраны необходимыя данныя по вопросу объ устройствѣ метрополитена за границей, были произведены необходимые подсчеты существующаго движенiя, произведена топографическая съемка улицъ и собраны другie необходимые матерiалы. Въ настоящемъ докладѣ, на основанiи изслѣдованiя существующаго движенiя, выясняется вопрос о необходимости устройства метрополитена, опредѣляется его направленiе, детали сооруженiя и экономическiй подсчетъ выгодности сооруженiя метрополитена». Данный экспонат обладает двойной ценностью, помимо проекта метрополитена Петрограда в докладе рассматривается накопленный опыт в метростроительстве и техническом оснащении внеуличной городской железной дороги до 1917 года. Представляем Вашему вниманию некоторые интересные опубликованные изображения.
17.06.2025 в 09:47


Приглашаем сегодня на концерт в наш Музыкальный салон! Вход свободный. Дуэт цимбалистов Витебской областной филармонии был создан в 2024 году. В настоящее время в состав коллектива входят лауреаты международных конкурсов Сергей Тимошенко и Екатерина Мельникова. На концерте, который состоится на основной экспозиции ЦМЖТ РФ (Садовая ул.,50) современные белорусские цимбалы продемонстрируют возможности, которые позволяют с блеском исполнять не только народные наигрыши, но и возвышенные произведения И.С. Баха, старинные мелодии французских клавесинистов, виртуозные скрипичные концерты. В программе коллектива произведения всех жанров – от белорусского национального фольклора до современной эстрады.
12.06.2025 в 10:31


Поздравляем коллег, друзей, партнеров, посетителей музея с Днём России! Этот праздник — символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее страны. Великий российский учёный Михаил Васильевич Ломоносов в своем научном труде об истории славян сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Коллектив старейшего научно-технического музея страны с особой гордостью и ответственностью несет свою почетную миссию по сохранению исторического достояния транспортной отрасли России. Труд и сила воли железнодорожников, мостостроителей, инженеров – транспортников двигают Отечество вперед, к новым перспективам. Музей, в свою очередь, являясь «хранилищем памяти», активно занимается научно-просветительской деятельностью, формируя историческую грамотность и уважение к современным инженерным профессиям у нынешних поколений. Желаем всем гармонии, здоровья и семейного благополучия!
11.06.2025 в 12:41


Уважаемые посетители! 11.06.2025 г. Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации (ул. Садовая 50) и его филиал Музей мостов (Мучной пер. 2) работает до 17:00. Вы можете приобрести билеты в кассах музеев до 16:30. 12.06.2025 г. Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации (ул. Садовая 50) и его филиал Музей мостов (Мучной пер. 2) посетителей не принимают. Ждём Вас с 13.06.2025 по обычному расписанию.
10.06.2025 в 15:35


Наш партнёр «Гранд сервис Экспресс» проводит необычную акцию, в которой может поучаствовать любая семейная пара. Для участия необходимо желание и хорошее настроение! ❤
10.06.2025 в 10:07


Первые проекты городской железной дороги Северной столицы Первые предложения строительства метрополитена в Северной столице Российской империи были рассмотрены в начале XIX века. В 1820 году инженер Торгованов обратился к Александру I с проектом устройства тоннеля под Невой, на что получил 200 рублей и пожелание императора «впредь прожектами не заниматься, а упражняться в промыслах, ему свойственных». Сделал попытку и выдающийся инженер Марк Изамбард Брюнель, построивший впоследствии тоннель под Темзой в Лондоне. Однако в России его предложение осталось нереализованным. Во второй половине XIX века в связи с оживлением городской жизни и загруженностью старых улиц и проспектов, интерес к альтернативной дороге снова приобрёл актуальность. В источниках, хранящихся в фондах Центрального музея железнодорожного транспорта РФ, приводятся следующие цифры: к концу XIX – началу XX века в Санкт-Петербурге насчитывалось 26 тысяч ломовых извозчиков, около 15 тысяч легковых экипажей, 370 вагонов с конной и паровой тягой, сотни омнибусов и автомобилей, с 1907 г. по улицам Северной столицы пошёл трамвай и уже ездило около 10 автобусов. В 1889 году Правлением Балтийской железной дороги был выдвинут проект внутригородской магистрали между Балтийским и Финляндским вокзалами. Далее почти каждый год от различных организаций и сообществ поступали разработки в сфере строительства городской железной дороги. В 1901 году инженер Печковский предложил около Казанского собора построить вокзал, надземными и подземными линиями соединить его с Балтийским и Варшавским вокзалами. В тот же период инженер Решевский предложил 2 варианта проекта, соединявшего все вокзалы нашего города в единую сеть. Инженер путей сообщения П.И. Балинский предложил амбициозный проект, с общей протяженностью трасс в 172 км., в нём было заложено строительство 6 линий, 11 крупных мостов, множество насыпей, эстакад и прокладка железнодорожных путей. В 1902 году инженер Г.А. Гиршсон предложил проект, который наметил строительство подземной трассы от Московского вокзала до Дворцовой площади под Невским проспектом. В тот же год инженер Н.О. Кульжинский предложил свой проект внутригородской железной дороги и далее поступали не менее интересные предложения: А.Н. Горчаков (1909), Ф.Е. Енакиев (1912), Г.О. Графтио (июнь 1917), Управление городских железных дорог (1917). Последний доклад в этом списке насчитывает 248 страниц с множеством чертежей, двумя цветными планами города Петрограда «съ показанiемъ» путей метрополитена и цветной план города Петрограда «съ показанiемъ» окружной грузовой дороги по проекту инженера М.А. Токарскаго. Об этом издании мы вам расскажем подробнее в следующей публикации. Фотокопии из издания, хранящегося в фондах ЦМЖТ «Невскiй проспектъ. История Санкт-Петербурга в фотографиях. Конец XIX — начало XX века», Москва, «Центрполиграф», 2003 г. Изображение 1 Перспектива Невского проспекта к Садовой улице Фотограф неизвестен. Начало 1900-х гг. Изображение 2 Угловой фасад дома 38 по Невскому проспекту Фотограф неизвестен. Начало 1900-х гг. Изображение 3 Фасады домов 40, 42 и 44 по Невскому проспекту Фотограф неизвестен. Начало 1900-х гг.
09.06.2025 в 10:09


Художественный альбом в коллекции инженера Изучая экспонаты из коллекции нашего старейшего научно-технического музея, вдумчивый исследователь не редко находит любопытнейшие взаимосвязи историй и человеческих судеб. К примеру, в 1984, 1994 и 2005 годы в фонды музея поступили от родственников материалы, связанные с деятельностью Петра Константиновича Татаринцева – инженера путей сообщения, изыскателя и строителя многих железных дорог Советского Союза. П.К. Татаринцев (1893-1984) выпускник Петроградского института инженеров путей сообщения (ныне ПГУПС). С 1939 года возглавлял экспедицию по изысканиям на железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре-Советская Гавань. В годы Великой Отечественной войны Татаринцев — начальник экспедиций и авторских проектов, строящихся железнодорожных линий, сыгравших решающую роль в обороне Сталинграда. Послевоенное время руководил Северной проектно-изыскательской экспедицией, по проектам которой строилась широтная железнодорожная магистраль Воркута-Салехард-Игарка. В 1954-55 годы работал на изысканиях вторых путей Печорской железной дороги, с 1956 по 1961 годы — в транспортных институтах Ленинграда. В архиве П.К. Татаринцева, среди документов, писем, книг и фотографий есть два необычных альбома с репродукциями выдающегося художника Николая Семеновича Самокиша — академика живописи, работавшего в разных жанрах изобразительного искусства и художественных техниках. Смеем предположить, что Татаринцев был поклонником таланта Николая Семеновича. Н.С. Самокиш (1860-1944) выпускник Императорской Академии художеств, в 1885 году за картину «Возвращение русской кавалерии после атаки при Аустерлице в 1805 году» удостоен большой золотой медали, выпущен из Академии со званием классного художника 1-й степени и правом пенсионерской поездки за границу. С 1887 года прикомандирован к военному ведомству, по заданию которого выполнял рисунки, посвященные маневрам и истории кавалерийских полков. В 1911 году выполнил панно для Царскосельского (ныне Витебского) вокзала в Петербурге. В советское время много преподавал, возглавлял студии и учебные мастерские, активно участвовал в различных выставках. В 1941 году стал Лауреатом Сталинской премии второй степени. Произведения Самокиша находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Киевском музее русского искусства, Симферопольском художественном музее и других. В своем творчестве Самокиш выступал продолжателем традиций русского реалистического искусства. Работал как баталист, анималист, жанрист.
07.06.2025 в 10:05


О часах Кулибина в Музее мостов Партнером выставочного проекта «Кто Вы, Кулибин? По следам великого гения», который сейчас проходит в Музее мостов, стал главный музей России – Государственный Эрмитаж. Специально для выставки интереснейшие видеофильмы подготовил отдел «Эрмитаж-Медиа». Научные сотрудники ведущего музея страны рассказали о раритетах, связанных с именем русского механика, которые хранятся в коллекции Эрмитажа. Один из видеороликов посвящен подлинному чуду механики – часам яичной фигуры. В 1764 году стало известно о намерении Екатерины II совершить поездку по волжским городам. Одним из пунктов маршрута был Нижний Новгород. Предполагавшееся посещение города императрицей принесло Кулибину идею преподнести Её Величеству часы, не бывалые как по своей форме, так и по устройству. Вскоре, как упоминает сам мастер в своей автобиографии, он «начал рисовать рисунки, чтобы быть часам яичной фигурой». Работа над ними велась несколько лет, и в весной 1769 года Кулибин преподнес часы императрице. Корпус изделия выполнен из серебра с позолотой и имеет форму гусиного яйца, внутри которого находится уникальный механизм, состоящий из 427 деталей. В часы установлен механизм часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводящий несколько мелодий, и миниатюрное устройство, приводящее в действие фигурки в крошечном встроенном театре. В конце каждого часа растворялись маленькие двери, за которым виднелся Гроб Господень. За дверями стояли два стражника, через некоторое время из дверей появлялся ангел. Камень рядом с дверью падал на бок, дверь гроба открывалась, стражники падали на землю. Через тридцать секунд куранты часов играли молитву «Христос воскреси», двери захлопывались. Театр приводился в действие специальной кнопкой в том случае, если появлялось желание немедленно повторить представление. Кроме того, один раз в сутки, в полдень, часы проигрывали музыку, сочиненную самим Иваном Кулибиным. Поднесенный дар произвел на императрицу столь сильное впечатление, что она предложила талантливому мастеру возглавить механические мастерские Академии наук. Ждем вас в Музее мостов, где вы можете увидеть частичку Эрмитажа!
06.06.2025 в 12:16


Метрополитен Северной столицы 15 ноября 2025 года в истории ГУП «Петербургский метрополитен» произойдёт значимой событие — 70 лет со дня запуска Ленинградского метро для жителей и гостей нашего города! «Ленинградское метро прекрасно! Нельзя без волнения осматривать его дворцы. Это куда лучше самой хорошей сказки!» — так описывали впечатления первые пассажиры. 1955 год — одна линия протяженностью 10,8 км., 8 станций: «Площадь Восстания», «Владимирская», «Технологический институт», «Балтийская», «Нарвская», «Кировский завод», «Автово», Электродепо «Автово». Сегодня Петербургский метрополитен это 5 линий и 73 станции с эксплуатационной длиной линий 128,4 км., а за этими строками титанический труд людей, талантливые изобретения, невероятные инженерные сооружения и технологии, десятилетия сложнейшей подземной работы без солнечного света и комфортных условий. «Такая красота может быть создана только руками талантливого народа-созидателя!» — еще одно впечатление первого пассажира. Центральный музей железнодорожного транспорта РФ, располагая богатейшей коллекцией из сферы метростроения и эксплуатации метро начинает серию публикаций, посвященных подготовке к открытию внеуличной, подземной железной дороги нашего города. Вашему внимаю будут представлены выдержки из периодических изданий, книг, брошюр, экспонаты из коллекции, натурные образцы и многое другое! А уже сейчас вы можете посетить основную экспозицию музея, располагающуюся по адресу ул. Садовая 50, где один из современных залов посвящён метрополитену Северной столицы. Бронирование экскурсий по телефону: 8 (812) 310-23-25. Фотоматериал предоставлен Советом ветеранов АО «Метрострой»
04.06.2025 в 13:09


Трамвайный вагон БФ Продолжим знакомиться с изображением трамваев на открытках, изданных журналом «Железнодорожное Дело» и переданных в дар нашему музею Л.М. Москалевым. В 1925 году в России возобновили производство трамваев, приостановленное во время Первой Мировой войны. Первой моделью стал трамвай серии БФ (бесфонарный), разработанный Коломенским вагоностроительным заводом. Всего за период с 1926 по 1929 годы на Коломенском вагоностроительном заводе и заводе «Красное Сормово» построили 370 двухосных моторных трамвайных вагонов этой серии. Большая часть вагонов БФ эксплуатировалась в Москве. Они имели деревянный каркас кузова с наружной металлической обшивкой, вход с площадок в салон через сдвижные двери, жесткие деревянные сиденья. Конструкция вагонов БФ почти не отличалась от дореволюционного вагона типа Ф. Изменения коснулись крыши. Отсутствие верхнего света компенсировали увеличением высоты салона и окон. На потолке появились две круглые отдушины-вентиляторы. Боковые окна при открывании поднимались. С двух концов вагона располагались посты управления. На конечных остановках вагоновожатый переходил с одного поста управления к противоположному и трамвай продолжал движение по маршруту в обратном направлении. Управление трамваем осуществлялось вагоновожатым стоя. В первые годы трамвайные вагоны БФ эксплуатировались одиночками, затем с прицепными вагонами.
04.06.2025 в 09:42


Выставка-инсталляция о жизни Ивана Зубкова «Мосинжпроект» совместно с Центральным музеем железнодорожного транспорта России открыл тематическую выставку-инсталляцию о жизни легендарного инженера-метростроителя Ивана Зубкова, приуроченную к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Посетить ее можно в офисе холдинга до конца июня. Об этом сообщил генеральный директор АО «Мосинжпроект» Максим Гаман. Иван Зубков внес весомый вклад в строительство первой очереди московского метро, прошел путь от начальника смены до руководителя шахты. В 1941 году он возглавил строительство первой очереди Ленинградского метрополитена. В условиях военного времени руководил строительством «Дороги жизни» и «Дороги Победы». Жители блокированного города назвали Ивана Георгиевича «спасителем Ленинграда». «Метростроители внесли большой вклад в достижение Победы и защиту гражданского населения, оставшегося в тылу. Инфраструктура метро Москвы превратилась в крупнейшее бомбоубежище города, что сохранило миллионы жизней. Метростроевцы, привлеченные к созданию ленинградской подземки, приняли активное участие в создании “Дороги жизни” на Ладожском озере и “Дороги Победы”, представляющей собой временную 33-километровую железнодорожную линию, по которой в осажденный город перевозили военное снаряжение и продовольствие, а также эвакуировали жителей. Ее созданием руководил Иван Георгиевич Зубков», — подчеркнул Максим Гаман. Особый интерес вызывают уникальные исторические сведения о жизни Ивана Зубкова и его многогранной деятельности, личном вкладе в достижение Победы. Эти данные собрали специалисты ФГБУК «Центральный музей железнодорожного транспорта РФ» совместно с архивистами Санкт-Петербурга и Москвы, работниками АО «Метрострой Северной Столицы» и АО «Мосметрострой», историками, исследователями и родными героя-метростроевца. Результатом их работы стали исторические документы, среди которых есть и недавно рассекреченные. Для посетителей подготовлена локация с восстановленным интерьером прошлого, наполненная интересными деталями и сохранившимися со времен Великой Отечественной войны или стилизованными под военные годы предметами интерьера и быта. Среди них – воспетый в известной песне синий платочек, подлинный головной убор метростроителя 1940-х годов и многое другое. Экспозиция работает по будням с 9 до 18 часов по адресу: Москва, Ходынский бульвар, дом 8, подъезд № 1. Вход свободный. «Мосинжпроект» – один из крупнейших инжиниринговых холдингов России, включен в Перечень системообразующих организаций российской экономики в сфере строительства и ЖКХ. За годы работы специалисты холдинга внесли вклад в создание свыше шести тысяч километров автодорог, более 100 дорожных сооружений. С участием компании с 2011 года в Москве введено свыше 170 километров линий и 80 станций метро, построено и реконструировано 12 электродепо. Кроме того, создан ряд знаковых объектов гражданского строительства.
01.06.2025 в 10:12


Коллекция фалеристики нумизматики Коллекция железнодорожной нумизматики и фалеристики Центрального музея железнодорожного транспорта России насчитывает более четырех тысяч единиц хранения. Музейное собрание нагрудных знаков, жетонов, медалей, значков отражает историю развития железнодорожного транспорта, учреждений и предприятий отрасли, дает представление об этапах развития отечественной науки и техники, позволяет судить об изобретениях и открытиях, о вкладе ученых и видных деятелях в науку. Предметы фонда поступали в дар музею от ведомства путей сообщения, инженеров путей сообщения и их наследников, от посетителей и коллекционеров. Редкими и ценными предметами коллекции являются должностные нагрудные знаки: «Машинист Санкт-Петербурго-Московской железной дороги», «Помощник машиниста Санкт-Петербурго-Московской железной дороги», «Кочегар Санкт-Петербурго-Московской железной дороги». Знаки изготовлены в 1851-1855 гг. на одном из заводов Российской Империи. Диаметр каждого знака 8,8 см. Они выполнены из латуни методом штамповки. Штамповка – метод изготовления металлических знаков, в котором изображение и форма изделия формируются под давлением в штампе. Это достаточно простой и недорогой способ, позволяющий получить большое количество предметов с точными линиями и сложными формами. Дополнительно поверхность может быть обработана методом полировки с покрытием эмалью, а также могут быть добавлены детали — застежки, ушки. Латунь, как и другие металлы, подходит для штамповки, позволяя создавать детали с четкими линиями и рельефом. Изделия из латуни получаются прочными и долговечными, особенно после нанесения дополнительного покрытия. Должностные нагрудные знаки, хранящиеся в фондах музея, служили не только для идентификации работников, но и как символ их принадлежности к железной дороге и ее истории. Рис. 1. Должностной нагрудный знак «Машинист С.-Петербурго-Московской железной дороги» Рис. 2. Должностной нагрудный знак «Помощник машиниста С.-Петербурго-Московской железной дороги» Рис. 3. Должностной нагрудный знак «Кочегар С.-Петербурго-Московской железной дороги» Рис. 4. «Ушки» (приспособление для крепления знака к одежде)
01.06.2025 в 10:03


1 июня — день защиты детей. Для Музея железнодорожного транспорта РФ это особенное событие! Большая часть наших посетителей это конечно юные почемучки. Мы с радостью отвечаем на все их «коварные» вопросы в ходе экскурсионных программ, стараемся сделать наши проекты, программы, фестивали и выставки познавательнее и интереснее. Поздравляем с праздником и ждём к нам гости всех желающих, а особенно детей!
31.05.2025 в 10:26


Троицкий мост — современность и история Сегодня состоялось торжественное открытие после реконструкции Троицкого моста. Событие важное. Городские переправы - ключевые звенья транспортных сообщений Северной столицы. Специалисты «Мостотреста» стремились сократить сроки ремонта, понимая важность Троицкого моста в общегородской инфраструктуре. А мы в свою очередь напомним историю красивейшей переправы. Так, в 1803 году к 100-летию города стал наводится наплавной мост между Петроградской стороной и Летним садом. Прошло около 20 лет, архитектор Карл Росси оформил Суворовскую площадь и наплавной мост передвинули к ней, назвав Троицким. Прошли еще десятилетия, пока к 200-летнему юбилею Санкт-Петербурга построили третий постоянный мост на Неве – Троицкий. Говорят, что мост подарили французы. Это не совсем так. Из предложенных проектов выбрали наиболее интересный в техническом плане вариант французской фирмы «Батиньоль». Мост строился из русских материалов и силами русских рабочих, к его сооружению имели отношения и ведущие российские инженеры-мостостроители – Л.Ф. Николаи, Н.А. Белелюбский, А.П. Пшеницкий. Троицкий мост 1903 года имел откатной разводной пролет. В 1965-1967 гг. была проведена замена конструкции на однокрылый подъемный пролет. В 2003 году, 300-летие Санкт-Петербурга, Троицкий мост встретил, пройдя необходимую реконструкцию. К 322-годовщине Северной Столицы, эта одна из самых красивых городских переправ опять обновилась. В ходе ремонта переправы заменили трамвайные пути, дорожное покрытие и деформационные швы. В коллекции Центрального музея железнодорожного транспорта сохранились уникальные артефакты, связанные с историей Троицкого моста. В фондах хранятся альбомы литографических изображений сооружения моста в период 1897-1903 гг., приглашение на открытие и билеты для посещения торжественного мероприятия по открытию моста 16 мая 1903 года. Недавно музей приобрел памятную медаль, которая была отчеканена в 1903 году. В филиале ЦМЖТ РФ - Музее мостов демонстрируется модель плашкоута наплавного Троицкого моста, изготовленная в XIX веке, литографическое изображение переправы. Имеются в экспозиции, связанной с Троицким мостом, и уникальные объемные артефакты: модель фермы Троицкого моста, переданная в музей после его сооружения в 1903 году, элемент опорной части (валик), снятый с моста во время реконструкции в 2000-е гг. и подаренный музею в 2020 году, специалистом по сооружению современных переправ, техническим директором ОАО «Западный скоростной диаметр» С.З. Супоницким.
29.05.2025 в 14:39


Проект Метро в Донецке В фондах Центрального музея железнодорожного транспорта РФ сохранился журнал «Метрополитен» 1985 года. В издании был опубликован проект схемы Донецкого метрополитена. В этот период население города достигло миллиона человек, поэтому началась проработка строительства подземной железной дороги. На схеме изображена будущая Пролетарско-Киевская линия, первая очередь которой должна была связать центр города Донецка с крупным жилым массивом Восточный (Пролетарский район). Планировалось построить 10,5 км путей (4,5 км из которых на поверхности, 6 км — под землёй), шесть станций, депо и инженерный корпус. Донецкий метрополитен должен был стать двадцатым метрополитеном в СССР и четвертым на территории Украины. Всего планировалось проложить три линии общей протяжённостью 64,8 км с 46 станциями. В 1991 г. было принято решение начать строительство, приступили к реализации масштабной задачи в 1993 году. Запуск первой очереди планировался в 2003 году, но впоследствии событие было перенесеноо на 2005 год, а впоследствии – на 2011 год. Но 1 декабря 2011 года Министерство инфраструктуры Украины отказалось от подземного метро в Донецке. Было принято решение законсервировать все уже построенные тоннели (около 2 км.) и перейти к проектированию наземного «легкого метро». В 2013 возникла идея рассмотреть вариант надземно-подземного метро, использующего уже построенные тоннели. На данный момент строительство приостановлено на неопределенный срок.
28.05.2025 в 16:13


Произведения художника И.А. Владимирова в коллекции Центрального музея железнодорожного транспорта Центральный музей железнодорожного транспорта России обладает любопытной коллекцией произведений искусства, которые отражают различные аспекты развития железных дорог. Одним из выдающихся художников, чьи работы украшают собрание, является Иван Андреевич Владимиров. Художник родился в 1869 году в Вильно, в семье священника, где с ранних лет проявил склонность к рисованию. Получил художественное образование в Виленской рисовальной школе Ивана Трутнева. Учился в Санкт-Петербургском юнкерском училище. Из-за болезни оставил службу. В 1891—1893 годах учился в Петербургской Академии художеств. В фонде изобразительного искусства ЦМЖТ РФ хранятся более 30 произведений Владимирова, представленных как в живописи, так и в графике. Многие из них запечатлели важные моменты в истории развития железнодорожного транспорта. Одно из его живописных полотен «Первый русский паровоз» написано в 1929 году Художник показал прибытие паровоза к зданию Выйского завода из шахты, нагруженного рудой, самые смелые рабочие стали первыми «пассажирами». Машинист паровоза Мирон Черепанов — это он с отцом и построил это чудо техники. Художник сделал зрителя участником фантастического события: восторг и ужас вызывал новый вид транспорта. Вот свидетельство очевидца первого рейса паровоза Черепановых: «В тот день на Выйское поле шли люди и становились вдоль линии чугунных колесопроводов. Тяжелые заводские ворота открылись, и вскоре появился сухопутный пароход – машина невиданная, ни на что не похожая, с высокой дымящейся трубой, сверкающей начищенными бронзовыми частями. На площадке у рукояток стоял Мирон Черепанов. Пыхтя паром, мелькая спицами колес, пароход покатил мимо молчаливой толпы. Затем Мирон повернул какую-то рукоятку, клуб пара вылетел из трубы, и машина ускорила ход. Машинист довел паровоз до тупика и дал задний ход. Обратно машина шла очень быстро. Следующий рейс пароход сделал с прицепной повозкой пудов на 200 груза. А позже в повозку забралось десятка два-три людей, пожелавших стать первыми пассажирами». Модель этого паровоза, которую изготовили Черепановы можно увидеть в экспозиции музея. Кроме живописи, в музейной коллекции представлены графические работы Владимирова. Их отличает точная и детальная проработка. Тематика произведений И.А. Владимирова разнообразна, он отражал и яркие события своей эпохи: митинги железнодорожников, военные действия Гражданской войны и даже соревнования английских локомотивов в Рейхиле в 1829 году. Работы И.А. Владимирова не только представляют художественную ценность, но и имеют важное историческое значение. Живопись и графика, посвященные железнодорожному транспорту, служат важным источником для изучения развития данной отрасли в России. Они позволяют увидеть, как менялись технологии на протяжении нескольких столетий.
27.05.2025 в 13:06


С днём рождения, любимый Петербург! Дорогие петербуржцы и гости Северной столицы! Центральный музей железнодорожного транспорта РФ от всей души поздравляет наш прекрасный город с его замечательным праздником — Днём рождения! Всегда рады видеть вас на наших экскурсиях. Пусть наш город всегда остаётся светлым, величественным и неповторимым! Желаем Петербургу долгих лет процветания, а всем его жителям — счастья, вдохновения и новых открытий. С любовью, Центральный музей железнодорожного транспорта РФ.
24.05.2025 в 10:48


Завершился Фестиваль школьных музеев 21 мая 2025 года в Музее мостов — филиале Центрального музея железнодорожного транспорта РФ состоялось торжественное закрытие городского фестиваля школьных музеев Санкт-Петербурга «Школьные музеи - родному городу». В этом году в Фестивале приняли участие музеи 27 образовательных учреждений города и более 60 юных экскурсоводов. Ребята проводили экскурсии для посетителей музея, рассказывая об уникальных экспонатах. Среди экскурсантов были не только жители Петербурга, но и гости города. На всех этапах ребят поддерживали педагоги и родители. Елена Николаевна Асташова, заместитель директора Центрального музея железнодорожного транспорта РФ, поблагодарила руководителей школьных музеев и сообщила о возможности дальнейшего взаимодействия со школьниками на разных проектах. «Уважаемые коллеги, педагоги и ребята! Вы продемонстрировали хороший уровень подготовки и организованности. Выставка получилась очень познавательной и теплой, она заканчивается, но нам так не хочется отпускать вас. Представленные экспонаты впечатлили нас: мы будем публиковать информацию о них на своих ресурсах. «Музей мостов уже второй год предоставляет площадку для Фестиваля и дает возможность расширить границы школьного музея, выйти в пространство города и представить свои коллекции для широкого круга посетителей. Сами экспонаты про себя не расскажут, а благодаря вам, юным экскурсоводам разных возрастов, они буквально ожили. Желаю продолжать поисковую работу в своих музеях, участвовать в городских проектах и становиться лучшими в своем направлении!», – отметила Вера Александровна Петрова, заведующий отделом гуманитарных программ и детских социальных инициатив Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных. Школьники-экскурсоводы тоже поделились своими впечатлениями: • Александр Репин отметил, что мероприятие ему очень понравилось. «Я уже около пяти лет провожу экскурсии, и мне это очень нравится. Но больше всего мне понравилось смотреть, как это делают мои младшие товарищи: это было радостно и очень интересно!» • «Мне понравилось делиться знаниями с другими и помогать людям», – сказал Никита Степура. • «Я впервые участвовала в таком проекте, и мне очень понравилось! Изначально я была не уверена в своих силах, но потом страх пропал, все прошло замечательно». Педагогам, экскурсоводам и юным корреспондентам, которые освещали Фестиваль в школьных медиа, были вручены благодарности от организаторов Фестиваля. Творческими подарками для всех участников стало выступление ансамбля гитаристов «Созвучие» ​ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» (руководитель Сковородникова В.Е.), который исполнил песню А.М. Городницкого «Атланты». Ксения Сергеевна Некрасова, педагог-организатор ГБНОУ «СПБ ГДТЮ», координатор работы со школьными музеями, поблагодарила руководителей школьных музеев и анонсировала продолжение Фестиваля в следующем учебном году. Поздравляем всех педагогов и школьников с завершением учебного года, и фестиваля. Ждём встречи в следующем учебном году. Для справки: В фестивале принимают участие музеи 27 образовательных учреждений из 12 районов Петербурга: школы № 364 Фрунзенского района, школы № 464 Пушкинского района, Гимназия № 205 имени Р.А. Ротмистровой, гимназия № 586 Василеостровского района, школы № 84 им. П.А. Покрышева Петроградского района, гимназия № 155 Центрального района, школа № 217 Красносельского района, школа № 219 Красносельского района, школы № 382 Красносельского района, лицея № 384 Кировского района, школы № 409 Пушкинского района, школы № 449 Пушкинского района, школы №31 Василеостровского района, лицея № 40 Приморского района, школы № 133 Красногвардейского района, школы № 27 им. И.А. Бунина Василеостровского района, школы № 438 Приморского района, школы № 336 Невского района, школы № 50 Петроградского района, гимназии № 41 имени Эриха Кестнера Приморского района, школы № 236 Фрунзенского района, школы № 181 Центрального района, ДДЮТ «На Ленской», ДТДиМ «Молодежный творческий Форум Китеж плюс», ДЮТЦ «Васильевский остров», ДДЮТ «ПЕТЕРГОФ», а также коллективный участник – музеи образовательных учреждений Выборгского района в составе – ДДТ «Союз», школа № 76, школа № 97, школа №110, школа № 534.
22.05.2025 в 10:10


История страны в судьбе машиниста Чижова В музей поступили уникальные документы, рассказывающие о необычной судьбе машиниста локомотивного депо ст. Осташков Октябрьской железной дороги. Одно из удостоверений свидетельствует, что герой нашего повествования Сергей Васильевич Чижов родился 6 сентября 1914 г. Он был потомственный железнодорожник. Отец, Василий Павлович, также был машинистом, трудился на Бологово-Полоцкой железной дороге. В период Великой Отечественной 1941 – 1945 гг. С. В. Чижов работал помощником машиниста, машинистом. Захватчики рвались в Ржевском направлении и к Москве. На участке железной дороги Бологое – Полоцк проходили жестокие бои. Фашисты стояли в 20 км от города Осташков, но так и не захватили его. Свой вклад в Победу внесли железнодорожники, обеспечивая линию фронта под вражеским огнём и бомбами. По окончании Великой Отечественной войны, в августе 1945 года, прошли советско-китайские переговоры, на которых обсуждался вопрос о положении Китайско-Восточной и Южно-Маньчжурской железных дорог. В результате две страны заключили договор о дружбе и союзе, а также соглашение о КВЖД, ЮМЖД, Порт-Артуре, порте Дальнем. Договор был заключен на 30 лет и предусматривал объединение Китайско-Восточной и Южно-Маньчжурской железных дорог под общим названием Китайской Чанчуньской магистрали, создание совместного советско-китайского Общество КЧЖД с правлением в г. Чанчуне. Договорились эксплуатировать дорогу как совместное коммерческое советско-китайское предприятие. 1 сентября 1945 года открылось регулярное движение на восточной и западной линиях Китайской Чанчуньской железной дороги от станции Маньчжурия до станции Пограничная. Советские специалисты были командированы в Китай. Среди ряда высоко квалифицированных работников отправился на восток 26 ноября 1945 г. техник-лейтенант Чижов С.В. вместе с женой. Там он работал на дороге в качестве паровозного диспетчера. В конце декабря 1952 года, согласно договоренностям между СССР и КНР, Китайская Чанчуньская железная дорога была безвозмездно передана Китаю. В 1953 году Сергей Васильевич Чижов вернулся на родину и продолжил работу машинистом на линии Бологое – Полоцк. За отличный труд был отмечен благодарностями и ведомственными наградами Скончался С. В. Чижов в г. Осташков в январе 2008 г., в возрасте 94 лет, за год до этого проводив в последний путь свою супругу. Документы и биографические данные предоставил С.В.Чижов, заведующий кафедрой «Мосты» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I.

Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю

Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.