Июль 2025

ПнВтСрЧтПтСбВс
21222324252627
28293031123
45678910

18+

Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации

+7 (812) 315-14-76
Россия Санкт-Петербург ул. Садовая, д. 50
Адрес Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 50
Район Адмиралтейский район (Санкт-Петербург)
Метро Садовая (294 м построить маршрут до метро), Спасская (425 м пройти от метро), Сенная площадь (479 м)
Телефон +7 (812) 315-XX-XX показать
Сайт
Работает пн-вс: с 10:30 до 17:30; санитарный день: последний четверг каждого месяца
Цена входа, будние дни 300
выходные 400
дошкольникам 50
пенсионерам, студентам, школьникам 150
Критерии Государственные музеи, Музеи науки и техники
Дата открытия на сайте: 27.02.2008
Пожаловаться ПожаловатьсяВнести правки


 

В настоящее время в фондах музея более 60 тысяч единиц хранения. Коллекции по истории подвижного состава: альбомы, чертежи, фотографии, книги; модели локомотивов (паровозы, тепловозы, электровозы) и вагонов, насчитывающие более 300 единиц, около 50 единиц натурных локомотивов.

Фондовые материалы музея являются наглядными документами по истории строительства железных дорог в России, о становлении и развитии отечественной железнодорожной науки и техники. Музей постоянно проводит поисковые, научно-исследовательские работы в архивах, библиотеках. Музейные материалы используются при подготовке кино- и видеофильмов, при организации новых музеев, исследователями и писателями. Экскурсионная и профориентационная работа, которая проводится со школьниками, факультативные занятия со студентами, детальное изучение железнодорожной отрасли являются основой массово-пропагандистской работы. Выставочная работа позволяет шире знакомить посетителей с фондовыми материалами. За год музеем проводится 12-15 выставок.

Читать полностью



В Центральном музее железнодорожного транспорта Российской Федерации находятся
 

Как добраться

Маршрут
Музеи поблизости
SanskarСтудия йоги SanskarАртдинамиксМультимедийный музей АртдинамиксМузей-усадьба Г.Р. Державина Музей-усадьба Г.Р. ДержавинаСтарая КоломнаБиблиотека Старая КоломнаСанкт-Петербургское отделение Русского географического общества Санкт-Петербургское отделение Русского географического общества
Музей бомжей Музей бомжейМузей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI вековВоенно-медицинский музей Министерства обороны Российской Федерации Военно-медицинский музей Министерства обороны Российской Федерации
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Государственный музей-заповедник ПетергофГосударственный музей-заповедник ПетергофWhiteMare - панорамный банкетный зал у водыWhiteMare - панорамный банкетный зал у водыЭкстремальные аттракционы, лабиринты и захватывающие квестыЭкстремальные аттракционы, лабиринты и захватывающие квесты

Упоминается в статьях и новостях Петербурга2
В Петербурге вновь открылся Музей мостов

В Петербурге сегодня, 3 сентября, в пробном режиме открылся Музей мостов. Это филиал Центрального музея железнодорожного транспорта. Его можно посетить...

Стали известны музеи, которые 8 марта сделают вход для женщин бесплатным

Жительницы Петербурга смогут 8 марта бесплатно посетить Музей истории религии, Центральный музей железнодорожного транспорта, Музей политической истории...

Квесты, события для подростков и мемы: гид по фестивалю "Детские дни в Петербурге"

XIII фестиваль "Детские дни в Петербурге" пройдет в городе с 28 октября по 7 ноября, а также 11-12 и 18-19 ноября 2017 года. Главное мероприятие фестиваля...

Детективное расследование и свидание в Эрмитаже: гид по "Детским дням в Петербурге"

Масштабный проект "Детские дни в Петербурге" пройдёт с 29 октября по 8 ноября (в осенние каникулы), а также в выходные 12–13 и 19–20 ноября...

Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации: отзывы посетителей
Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации
Общая оценка  7.67
Оставить отзыв   
30 марта 2019 г. 10:46 9
Обслуживание обычное. Ничего сверхъестественного.На интерьер мы не обратили внимания, увлеклись экспонатами.Удобно, что совсем недалеко от метро, буквально минут 5 идти.Коллекция богатая. Экспонатов очень много. Есть что посмотреть и чему удивиться)
3 ноября 2018 г. 13:23 8
В целом неплохо. С хамством сотрудников музея не сталкивались, хоть и выглядят они немного угрюмыми.

Комментарии посетителей (3)

Екатерина30 марта 2019 г. 10:35
Здесь представлены макеты строительных машин, использовавшихся для строительства железных дорог, различные паровозы, тепловозы, электровозы.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Оля Иванова25 марта 2014 г. 12:14
Если вы хотите, чтобы вам нахамили, и наорали, добро пожаловать. Лично я не советую никому. Не поощрайте совок в головах этих женщин.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Ксюша Николаевна27 декабря 2012 г. 10:39
Я посещала музей со своими воспитанниками, детьми детского сада. Дети в восторге от посещения. Спасибо сотрудникам. С наступающим Новым годом, здоровья и благополучия. Воспитатель детского сада Наталья.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Вы - представитель заведения?
Получите больше клиентов с Peterburg2
Продвинуть

Прошедшие события, ЦМЖТ

Официальная группа Вконтакте
Центральный музей железнодорожного транспорта РФ

сегодня в 07:17


Гости из учебного центра Октябрьской железной дороги Железная дорога – это сложный комплекс, который обслуживают специалисты разных направлений. От них зависит бесперебойная доставка грузов и безопасная перевозка пассажиров. Одной из важных составляющих всей этой масштабной инфраструктуры, конечно же, являются искусственные сооружения: мосты, тоннели, путепроводы. От различных специалистов, обслуживающих переправы, требуется высокий уровень профессионализма и технических знаний. В учебном центре Октябрьской железной дороги бригадиры, мастера, занятые на обслуживании искусственных сооружений, проходят профессиональную переподготовку, совершенствуя свои знания и навыки. Посещение Музея мостов и знакомство с историей отечественного мостостроения за последние 200 лет также входит в программу обучения. Это позволяет специалистам XXI века познакомиться с технологиями построения мостов в предыдущие столетия и оценить достижения инженеров прошлых лет, некоторые из которых еще используются или сохранились в рабочем состоянии в наше время.
вчера в 07:09


За пять месяцев до окончания Великой Отечественной войны встал вопрос о продолжении строительства Ленинградского метрополитена. 18 декабря 1944 года был произведён детальный осмотр в шахте с наибольшей протяженностью выработок. Данная информация становится доступной и освещается в периодическом издании «Строитель». В Центральном музее железнодорожного транспорта РФ хранятся подшивки газеты, начиная с 1941 года. Пожелтевшие страницы передают из прошлого столетия подробную и очень жизненную информацию о ходе строительных и восстановительных работ, о события и людях в период военного лихолетья. В мирное время газета переименовывается и начинает носить гордое название «Ленинградское метро». Мы начинаем знакомить с наиболее интересными новостями из этих изданий. К примеру, давайте вчитаемся в подробности, которые сообщает выдержка из газеты «Строитель» от 18 мая 1946 года. Что показала откачка воды из шахты Ленинградского метро Когда началась Великая Отечественная война, в южной части трассы Ленинградского Метрополитена была уже начата горизонтальная проходка — в основном штолен и, частично, разработка калотт для вентиляционных и щитовых камер. Весь коллектив строительства выехал на сооружение оборонных рубежей. Для бетонирования обнаженных выработок и перевода на мокрую консервацию всех шахт была оставлена небольшая группа рабочих с технадзором. Однако, полностью забетонировать все пройденные выработки не удалось, ввиду большого объема работ и сложившейся военной обстановки. Часть раскрытых колотт заложили деревом, все выработки с сентября 1941 г. были подготовлены для заполнения водой и на поверхности перекрыты. Мокрая консервация выработок, как известно, наилучшим образом предохраняет последние от разрушений, но нахождение деревянного крепления и обнаженной породы под воздействием воды в течение 4-5 лет, естественно должно было в какой-то степени сказаться на состоянии последних. Откачка воды при расконсервации, во время которой нарушается созданное ранее равновесие, должна вызвать повышение давления на крепь. Там, где во время проходки крепление выработок производились недостаточно тщательно (с оставление пустот), а также в колоттах, где бетонировка не была закончена, можно ожидать деформации крепи и даже обрушения во время откачки. Для своевременного решения ряда технических вопросов, связанных с продолжением строительства метрополитена и для суждения о состоянии горных выработок, явилось необходимым произвести откачку воды в одной из шахт. Шахта для откачки была выбрана по следующим соображениям: 1. Большая протяженность выработок и наличие крепления разного типа; 2. Отсутствие на поверхности, в зоне деформации, больших зданий; 3. Отгороженность площадки и удобное расположение её; 4. Наличие в непосредственной близости электроэнергии. На шахте пройдены следующие выработки: ствол, рудничный двор протяжением 15 метров, две штольни протяжением 26 и 52 метров м, верхняя штольня протяженностью 6 м. Штольни закреплены полным дверным окладом, а в северной — забетонированы стены заподлицо со стойками и частично верхняки. Перед откачкой была составлена следующая программа наблюдений и исследований: 1. Обследования состояния горных выработок (деформации крепи, трещины в бетоне, обрушения и т.д.) 2. Наблюдение за состоянием поверхности во время откачки и перекрепления. 3. Наблюдение за притоками и химозом воды. 4. Исследование строительных свойств кембрийских глин и характеристики горного давления. 5. Извлечение кембрийской глины для продолжения опытов по изготовлению из неё тюбингов. После соответствующего оборудования подъема и заготовки материалов 7 декабря 1944 года приступили к откачке воды. Состояние горных выработок После откачки воды 18 декабря 1944 г. был произведён детальный осмотр подземных выработок, который показал следующее: Постоянная бетонная обделка ствола и руддвора деформации не имеет. В северной штольне в 4 м от руддвора обнаружено обрушение свода кембрийских глин. Обмеры первоначального купола обрушения показали, что он имеет 2,5 м в длину, 1,3 м по высоте и по ширине не выходит за пределы штольни. Верхняки трёх рам оказались сломанными, стойки же заметных деформаций не имели. Проникнуть дальше в штольню через завал, образованный обрушением, не удалось, что не дало возможность судить о состоянии этой части штольни, которая в дальнейшем также подверглась обрушению. В южной штольне обрушений не оказалось. Имел место лишь прогиб верхняков до 7 см. в пятой, шестой и седьмой рамах от руддвора. Прогнутые верхняки имели трещины. Остальные верхняки заметных нарушений не имели. Некоторые лежаны южной штольни оказались нарушенными. Верхняя штольня и фурнель, соединяющий её с нижней штольней, деформаций не имеют. По-видимому, в верхнюю штольню вода не попала и в ней находился воздух под давлением около 5 атмосфер. В южной штольне сражу же после откачки воды были установлены промежуточные рамы и поставлены стойки по прогнувшиеся верхняки. В северной же штольне работы по ликвидации обрушения произвести тотчас после откачки не представилось возможным и к ним приступили лишь в мае 1945 г., т.е. через 5 месяцев после откачки. За это время произошло увеличение нарушения устойчивости массива кембрийских глин, которые постепенно отслаивались в своде, в результате чего величина обрушения сильно увеличилась. Согласно расчёту возможной стрелы обрушения пород под штольней по излому верхняка, её величина получена порядка 3 м, т.е. первоначальное обрушение в кембрийской глине по расчётным данным не должно было распространяться на высоту, значительно превышающую 3 м. В действительности при разработке пород вывала обрушение с кровли продолжалось и стрела обрушения достигла 10,5 м. По длине обрушения достигло 15 м. Весь вывал произошел в толщине кембрийских глин, не дойдя 5,5 м до подошвы моренных суглинков. Ширина вывала лишь несколько превышает ширину штольни. Объем вывала составляет около 300 кубических м. Закрепление такого обрушения представляло собой сложную техническую задачу и было выполнено под руководством инженера Еськова А.М., в виде трёхъярусной штольни с закладкой концов и верха её шлако-бетоном и деревом. Наблюдение за состоянием поверхности Наблюдение имело целью определить величину и характер осадки поверхности над подземными выработками и здания, находящегося в 10 метрах до штольни в плане. Для этого над осью штолен были заложены грунтовые репера и использованы сохранившиеся фундаменты под копер и эстакаду. Репера так-же были заложены в цоколе двухэтажного дома, занятого механической мастерской. Нивелировка реперов была начата до откачки воды и закончена 5 мая 1945 г. — после перекрепления штолен и ликвидации обрушения. Выводы по итогам работ Несмотря на то, что выполнить полностью намеченную программу наблюдений и исследований не представилось возможным, откачка шахты дала ценные полезные материалы. 1. Штольни, пройденные на деревянном креплении и находившиеся длительное время на мокрой консервации, в кембрийских глинах сохраняются неплохо, если они были своевременно тщательно закреплены. 2. Работы по ликвидации разрушений в выработках должны производиться немедленно после откачки, так как в нарушенном своде с течением времени происходит дополнительное отслаивание глин, приводящее к значительным обрушениям. 3. Устойчивость массива кембрийских глин нарушается, как результат отслаивания их в своде, вертикальные стенки сохраняются хорошо, даже в незакрепленном виде. 4. Бетонное крепление, находящееся длительное время под уровнем грунтовых вод, подвержено агрессивному воздействию последних. 5. Во время откачек необходимо вести наблюдения за зданиями , расположенными в зоне оседания. Сами здания необходимо заблаговременно осмотреть и зафиксировать их техническое состояние (наличие трещин и т.п.) с представление домохозяйства. Эти выводы могут быть распространены на выработки, пройденные в кембрийских глинах, обладающих физико-механическими свойствами аналогичными глинам района откаченным шахты. Что касается стволов, начатых проходкой в центральной и северной частях трассы и приостановленных в ленточных глинах и водоносных песках, то вышеперечисленные выводы на них распространить нельзя и желательно приступить к пробной откачке одного из них с постановкой ряда наблюдений и исследований.
18.07.2025 в 10:39


Чертежи И.П. Кулибина на игральных картах Cреди рукописей знаменитого изобретателя Ивана Петровича Кулибина (1735-1818), дошедших до нас и хранящихся в настоящее время в архиве Академии наук обращает на себя внимание большое число игральных карт. Есть такие раритеты и в Государственном Эрмитаже. На этих картах свободные места между фигурами и знаками заняты какими-то записями, а иногда тончайшими линиями… Зачем эти карты хранятся в архиве Кулибина? Как известно, Иван Петрович родился в семье старообрядцев, сохраняя традиции предков не курил, не употреблял спиртное. Почему ряд чертежей выполнены им столь необычным образом, да и к тому же на игральных картах? Ответ на этот вопрос можно получить в журнале «Наука и жизнь» от 8 августа 1962 года. Любимое многими поколениями любознательных читателей издание непрерывно выходит в свет с 1934 года. На многие научные загадки здесь можно найти ответ. По-своему любопытно листать пожелтевшие страницы, опубликованные уже в прошлом XX столетии. Так, в одной из статей кандидата исторических наук Наума Михайловича Раскина, на тот момент старшего научного сотрудника архива Академии наук СССР (Ленинград), в последствии автора более 150 научных работ, раскрывается одна из загадок, связанных с деятельностью знаменитого изобретателя. Наум Михайлович пишет: «Повернем одну из них (игральную карту) так, чтобы свет упал на нее сбоку. И тут мы увидим, что все свободное место на ней занимает чертеж какого-то механизма. При этом изобретатель пользовался не просто пером, а, по-видимому, вычеркивал их затупленной ножкой циркуля – «чертилкой». Тушью или чернилами линии не заливались. Время стерло многие из чертежей, так они стали почти невидимы, «ушли» в глубь карты. Но эти чертежи все же можно увидеть, прочитать. Особенно, если сфотографировать их специальным образом; тогда вдавленные линии «поднимутся» наверх, станут хорошо видимыми». Поразила исследователя точность выполнения этих чертежей. «Карточный чертеж одной из схем часового механизма был выполнен в виде кружка диаметром в … 10 миллиметров, — восхищается Раскин. — Рассматривая его при 15-20 -кратном увеличении, можно увидеть, что окружности точно сопрягаются друг с другом, их центры не развернуты, а являются лишь точкой. Поставленной острой иглой инструмента. Некоторые исследователи (А.Н. Тихонов) полагают, что по крайней мере часть «карточных чертежей» И.П. Кулибина не была чертежами в современном смысле слова, а служила изобретателю в качестве эталонов-образцов, необходимых для изготовления очень точных механизмов. Кулибин, пользуясь циркулем, переносил с чертежа-эталона на металл размеры будущей детали. Идея Кулибина о переносе размеров на обрабатываемую деталь близка к некоторым современным эталонным методам разметки. Дальнейшее изучение «карточных чертежей» позволило установить, что некоторые из них служили в качестве чертежей часовых механизмов, проектировавшихся Кулибиным, например, часов «яичной формы», которые и ныне хранятся в Государственном Эрмитаже, замечательных карманных планетных часов, над проектированием и постройкой которых изобретатель работал несколько лет, но которые он, по всей вероятности, так и не успел закончить. Наконец, отдельные «карточные чертежи» служили И.П. Кулибину для изготовления различных приспособлений, нужных в работе изобретателя. Кулибину, по условиям того времени, приходилось бережливо относиться к каждому листу бумаги или картона. Вот почему многие его чертежи выполнены на обеих сторонах листа или на кусках бумаги, вырезанных из старых чертежей. Особенно дефицитным был хороший картон. Поэтому изобретатель и решил использовать для своих чертежей игральные карты, на изготовление которых шел картон высшего сорта.
17.07.2025 в 10:17


Ушёл из жизни ветеран БАМа Центральный музей железнодорожного транспорта РФ выражает соболезнования в связи с кончиной бессменного Председателя региональной общественной организации «БАМовское содружество Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Анатолия Александровича Пескова. Анатолий Александрович был настоящим представителем героической эпохи, когда тысячи молодых людей, вдохновлённые идеями комсомола, отправлялись покорять просторы Сибири и Дальнего Востока. Его трудовой путь начался 50 лет назад. В апреле 1975 года в качестве комиссара комсомольского отряда «Дзержинец» в составе специально сформированного эшелона «Комсомолец Ленинграда» Анатолий Александрович отправился на строительство западного участка Байкало-Амурской магистрали, где проявил себя как талантливый организатор и бескорыстный труженик. Много лет своей жизни Анатолий Александрович Песков посвятил работе с молодёжью, политической работе; участвовал в подготовке многих мероприятий, в том числе – Олимпиады в Сочи 2014 года. Его активная жизненная позиция, неиссякаемая энергия и преданность идеалам всегда служили примером для окружающих. Анатолий Александрович приложил большие усилия для объединения участников «стройки века», инициировав создание БАМовского содружества. Под его руководством велась подготовка и проведение множества мероприятий, в том числе те, что проходили в стенах Центрального музея железнодорожного транспорта РФ: фестиваль бамовской песни, открытие выставки «БАМ в судьбах людей», множество концертов и памятных вечеров. До последних дней Анатолий Александрович оставался в строю, участвовал в патриотическом воспитании молодёжи, участвовал в работе по подготовке мероприятий, приуроченных к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Светлая память об Анатолии Александровиче навсегда останется в сердцах тех, кто знал его, работал с ним, учился у него.
17.07.2025 в 07:29


Выставка «В ритме трудового фронта. Заполярная Воркута героическому Ленинграду» Уникальные издания из фондов Центрального музея железнодорожного транспорта: «Пояснительная записка. Основные положения проектного задания железнодорожной магистрали Коноша-Воркута» и «Проект железнодорожной линии Воркута-Салехард» (ГУЛЖДС НКВД Желдорпроект, экземпляр №7 из 25), впервые участвовали в публичном показе, принимая участие в выставке «В ритме трудового фронта. Заполярная Воркута героическому Ленинграду», состоявшейся в Музее политической истории России. Межмузейный проект, в котором приняли участие более пятнадцати учреждений, подготовили Российский государственный музей Арктики и Антарктики и Воркутинский музейно-выставочный центр. Выставка рассказала о блокаде Ленинграда и помощи Заполярья осажденному городу. В сложнейших условиях вечной мерзлоты в сжатые сроки были построены угольные шахты и железная дорога, по которой добывавшийся в Воркуте уголь все военные годы бесперебойно вывозился в Ленинград. За годы Великой Отечественной войны город-фронт Ленинград получил из Воркуты 651 эшелон угля. Неслучайно выставочные стенды своим оформлением напоминали вагоны, груженые углем. В то же время, здесь можно усмотреть и отсылку к железнодорожным составам с оборудованием — в знак того, что Ленинград тоже оказывал помощь Воркуте в возведении города и развитии угледобычи.
Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю

Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.