Ясно  +12…+16°C
Вход Добавить на сайт

Центральный военно-морской музей - выставки, режим работы и сайт

+7 (812) 328-27-01
Россия Санкт-Петербург пл. Труда, д. 5
Адрес СПб, пл. Труда, д. 5
Район Адмиралтейский район (Санкт-Петербург)
Метро Садовая (1.4 км), Сенная площадь (1.6 км), Спасская (1.5 км)
Телефон +7 (812) 328-XX-XX показать
Сайт http://www.navalmuseum.ru
Работает пн-пт: с 09:30 до 18:00
Теги история
Вы - владелец этого места?
 
Описание Пожаловаться обновлено 18.05.2017
 

Центральный военно-морской музей: один из самых крупных морских музеев мира. Основная экспозиция, располагающаяся в десяти залах первого этажа музея, знакомит посетителей с историей Российского Флота. На втором этаже находится выставочный комплекс, там проходят временные выставки как самого Центрального военно-морского музея, так и других музеев и частных коллекций.

Читать полностью
Мероприятия в Центральном военно-морском музее

Упоминается в статьях и новостях Петербурга2 Показать все Центральный военно-морской музей: отзывы и комментарии посетителей
Интересность 10
Расположение 9
Интерьер 10
Обслуживание 9
Оценить место   2 голоса
Средняя оценка: 9.5
Добавить комментарий
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 
Илья Киселев24 апреля 2013 г. 15:44
кто-нибудь может подсказать контактный телефон цвмм?
Ответить
0 / 0
Анна Баталина22 апреля 2013 г. 23:36
На сайте написано, что он все еще закрыт после переезда. Кто-нибудь знает, когда откроют ?
Ответить
0 / 0
Natalia Dumoulin4 июля 2012 г. 10:47
А не сходить ли мне в центральный военно-морской музей 13 июля???
Ответить
0 / 0
Роман Гарбузов26 марта 2012 г. 23:46
а я хочу пойти туда на выходных хе хе
Ответить
0 / 0
Константин1 апреля 2010 г. 17:31
Адрес сайта музея, как и сам сайт изменился, теперь он доступен на http://www.navalmuseum.ru
Ответить
0 / 0
Показать еще

Прошедшие события

Показать все

Официальная группа Вконтакте
ЦВММ (Центральный военно-морской музей)

сегодня в 14:45


#ЦВММ_организационное
Уважаемые посетители, у нас для вас две новости:
1. В связи с празднованием дня ВМФ, день бесплатного посещения музея и всех его филиалов переносится с 26 на 30 июля.

2. В связи с подготовкой к Главному военно-морскому параду (пропитка маслом палубы корабля, восстановление лакокрасочного покрытия бортов и т.д.), крейсер "Аврора" будет закрыт для посещения с 26 по 29 июля включительно.
ЦВММ (Центральный военно-морской музей)

сегодня в 08:45


#ЦВММ_адмиралы
21 июля 1910 года - день рождения Владимира Афанасьевича Касатонова — советского военачальника, адмирала флота, Героя Советского Союза.
Касатонов родился 21 июля 1910 г. в Петергофе.

Окончил Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе в 1931 г. В 1933–1939 гг. помощник командира, командир подводной лодки, дивизиона подводных лодок Тихоокеанского флота.

В 1941 г. окончил Военно-морскую академию. В годы Великой Отечественной войны являлся начальником штаба отдельного дивизиона подводных лодок Балтийского флота. В 1945–1947 гг. — начальник штаба Кронштадтского морского оборонительного района, начальник Морского отдела Главного оперативного управления Генерального штаба. В 1947–1949 гг. — помощник начальника Главного управления Генерального штаба.

В сентябре 1963 г. командующий Северным флотом адмирал В.А. Касатонов возглавлял поход подо льдами и всплытие в географической точке Северного полюса атомной подводной лодки под командованием капитана 2 ранга Ю.А. Сысоева. В 1964-1974 гг. — 1-й заместитель Главнокомандующего и член Военного совета ВМФ.

Скончался 9 июня 1989 г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище, где ему установлен памятник.
ЦВММ (Центральный военно-морской музей)

вчера в 08:45


#ЦВММ_ВОВ
Плавбатарея №3 «Не тронь меня!»

В годы Великой Отечественной войны в состав ВМФ СССР входили тысячи самых разнообразных кораблей — линкоры, крейсера, эсминцы, катера, подводные лодки, многочисленные вспомогательные суда. Однако сегодня мы решили рассказать о самом, пожалуй, необычном боевом корабле, входившем в состав советского флота — плавучей батарее «Не тронь меня!».

Создание плавучей батареи №3

В экспозиции Музея Черноморского флота в Севастополе целый зал посвящен героической 250-дневной обороне города от немецких войск в 1941-1942 гг. Моряки Черноморского флота и жители города совершили немало подвигов, защищая севастопольские рубежи. Посетителям музея о них рассказывают многочисленные экспонаты, фотографии и реликвии военной поры. Есть среди них небольшая фотография, мало что говорящая обычным посетителям. Она подписана так — капитан-лейтенант С.А.Мошенский, командир плавучей батареи №3. Чем он прославился, что за плавбатарея № 3, какие подвиги совершил её экипаж не уточняется. Больше никакой информации об этом корабле в экспозиции музея, к сожалению, нет.

Как уже отмечалось, в конце 30-х гг. на судостроительных заводах СССР было развёрнуто масштабное строительство линейных кораблей типа «Советский Союз». Этому предшествовала колоссальная научно-исследовательская и проектно-конструкторская работа, проведённая советскими конструкторами и инженерами. Особое внимание они уделили вопросам разработки вооружения и систем защиты кораблей. Много опытов провели на Чёрном море для определения оптимальной системы ПМЗ (противоминной защиты — по терминологии того времени). На первом этапе были проведены подрывы 24 масштабных отсеков (в масштабе 1:5) с ПМЗ семи различных типов. По результатам опытов был сделан вывод о наибольшей эффективности итальянской и американской систем защиты. В 1938 г. в Севастополе прошёл второй этап опытов. Как и раньше, они производились на масштабных отсеках, были проведены 27 подрывов. Но на этот раз для опытов построили огромный натурный отсек, на котором полностью воспроизводилась конструкция системы ПМЗ линкора проекта 23. Он имел форму прямоугольника, его размеры впечатляли — длина 50 м, ширина 30 м, высота борта 15 м. По результатам этих опытов, комиссия определила, что предельным для ПМЗ была мощность взрыва заряда в 750 кг. После окончания испытаний опытный отсек использовали в качестве мишени для учебных стрельб, а потом его поставили на прикол в одной из севастопольских бухт.

После начала войны отсеком заинтересовался капитан 2 ранга Г.А. Бутаков. Он предложил командованию Черноморского флота использовать его для создания плавучей артиллерийской батареи. По его плану «квадрат» планировалось вооружить и установить на якоре в районе Бельбекской долины в нескольких милях от Севастополя. Он должен был усилить ПВО Главной базы флота и обезопасить подступы к ней со стороны моря. По данным разведки ожидалась высадка в Крыму немецкого десанта, и плавучая батарея должна была этому помешать. Командующий ЧФ Ф.С. Октябрьский поддержал рапорт Г.А. Бутакова, нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов одобрил эту идею. В июле 1941 г. на «квадрате» (так отсек именовали в документах) начались работы по монтажу общекорабельных систем и установке вооружения. Работу над проектом вёл инженер Л.И. Ивицкий. Внутри оборудовали жилые помещения, камбуз, радиорубку, склады и погреба. На палубе бывшего отсека установили боевую рубку, дальномеры и два прожектора. Из арсенала доставили 2x130-мм орудия, которые снабдили «ныряющими» снарядами, предназначенными для борьбы с подводными лодками. Их дополняли 4x76,2-мм зенитных орудия, Зх37-мм зенитных автомата, 3x12,7-мм зенитных пулемёта. Экипаж плавбатареи составили 130 человек, 50 из них призвали из запаса, остальных набрали со всех кораблей ЧФ. К борту «квадрата» рабочие прикрепили шлюпбалку, но шлюпки не нашлось. Зато рабочие нашли на складах завода огромный адмиралтейский якорь* и передали его на батарею. Старожилы утверждали, что он с линкора «Императрица Мария». 3 августа 1941 г. на отдельной плавучей батарее №3 был поднят военно-морской флаг. Приказом командующего ЧФ от 4 августа она была включена в состав Охраны Водного района Главной базы. Экипаж плавбатареи во главе со старшим лейтенантом С.Я. Мошенским приступил к несению службы.

Боевой путь «Не тронь меня!»

9 августа буксиры перевели плавбатарею в Бельбекс-кую бухту. От угрозы атак со стороны моря её отгородили несколькими рядами противолодочных сетей, с берега она была прикрыта береговыми батареями. Якорь «Императрицы Марии» прочно удерживал «квадрат» на месте. На корабле сразу же начались многочисленные учебные стрельбы, тренировки экипажа по борьбе за живучесть и различные учения. Летом 1941 г. налёты Люфтваффе на Севастополь были нечастым явлением. В основном, немецкие самолёты занимались разведкой военных объектов и постановкой магнитных мин. Лишь изредка бомбили корабли в порту. Несколько раз плавбатарею атаковали немецкие самолёты, но их выпады успешно отражали. Батарейцы прикрывали огнём корабли, которые входили в Севастополь. Ситуация в корне изменилась в конце октября 1941 г. после прорыва Вермахта в Крым. Немецкие части приступили к штурму Севастополя. Началась 250-дневная оборона города. Немцами были захвачены все крымские аэродромы и теперь время полёта их бомберов до Севастополя составляло всего 10-15 мин. Налёты на город и порт стали ежедневными. Основные силы флота ушли на Кавказ. В конце октября с «квадрата» демонтировали два 130-мм орудия, которые срочно понадобились для сухопутного фронта. Также сняли весь боезапас «стотридцаток», кроме «ныряющих» снарядов, и расчёты орудий. В результате экипаж корабля сократился до 111 человек.

В начале ноября на Чёрном море были сильные штормы. Их сила была такова, что огромный якорь не смог удерживать плавбатарею на месте. Волны начали приближать её к берегу, который теперь занимали немецкие войска. Было принято решение сменить место стоянки «квадрата». 11 ноября буксиры перевели плавбатарею в Казачью бухту и притопили на отмели, теперь штормы ей были не страшны. Новой боевой задачей, которую командование поставило перед экипажем, стала защита военного аэродрома на мысе Херсонес. Он остался последним советским аэродромом в Крыму. На его поле базировалась вся авиация Севастопольского оборонительного района. Налёты на Херсонесский аэродром участились. Днём 29 ноября 1941 г. зенитчикам плавбатареи удалось одержать свою первую победу. Ими был сбит Bf-109. 17 декабря немцы начали новый штурм Севастополя. В течение всего дня батарейцам пришлось отражать налёты на аэродром. При этом был сбит Ju-88. С этого дня боевой счёт зенитчиков стал расти — при защите аэродрома они сбили 22 немецких самолёта. Зимний штурм был успешно отражён, но налёты на город продолжались. Не забывали немцы и об аэродроме. Они пытались помешать действиям советской авиации, и в рассказах наших лётчиков постоянно упоминалось о помощи плавбатареи: «Плавбатарея поставила завесу... «Не тронь меня!» отсекла немца...». 14 января 1942 г. зенитчики сбили ещё один Ju-88, 3 марта Не-111.19 марта на батареи побывал писатель Леонид Соболев. Целый день он провёл на «квадрате», побеседовал с командиром и экипажем. Об этом он написал в очерке «Не тронь меня!». В марте командир батареи старший лейтенант С.Я, Мошенский был награждён орденом Красного Знамени, он стал капитан-лейтенантом, награды за сбитые самолёты получили и другие члены экипажа.

В мае 1942 г. налёты на город усилились, немцы начали подготовку к новому штурму и стремились нейтрализовать советских лётчиков. В этом им очень мешал точный огонь зенитчиков плавбатареи №3, которую моряки-черноморцы стали называть «Не тронь меня!». 27 мая зенитчикам удалось сбить сразу два Me-109.

Немцы начали новый штурм города и сосредоточили на крымских аэродромах большое число самолётов. Они имели многократное превосходство в авиации, но советским авиаторам удавалось наносить удары по противнику и в этом значительная заслуга экипажа плавбатареи. 9 июня его боевой счёт пополнили три Ju-88, 12 июня Bf-109,13 июня Ju-88. Батарея мешала действиям авиации противника и немецкое командование решило с ней покончить. 14 июня «квадрат» атаковали 23 Ju-87, было сброшено 76 бомб, но им не удалось добиться прямых попаданий. От близких разрывов авиабомб вышел из строя прожектор, осколки срезали шлюпбалку, три моряка были ранены. При отражении этого налёта моряки сбили два Ju-87. Во второй половине дня атаки продолжились, по «квадрату» открыла огонь немецкая батарея. Последовали новые налёты. К этому времени защитники Севастополя испытывали большие трудности из-за недостатка боезапаса. В период между штурмами командованию СОР не удалось создать на складах достаточных запасов боеприпасов и теперь снаряды приходилось экономить. С Большой земли боеприпасы теперь доставляли на кораблях, но их по-прежнему катастрофически не хватало. Немцы же создали огромные запасы боеприпасов, снарядов и патронов они не жалели. Их авиация господствовала в севастопольском небе. 19 июня на «Не тронь меня!» был произведён очередной налёт. Это была 450-я атака немецкой авиации на батарею, экипаж которой теперь день и ночь находился у орудий. Её судьба оказалась решена из-за недостатка боеприпасов к орудиям. Немецким лётчикам удалось прорваться к батарее. В 20.20 одна из бомб попала в левый борт «квадрата», вторая разорвалась прямо у борта. Сила взрыва разметала всё живое на палубе. Убитыми и ранеными оказались расчёты зенитных орудий и автоматов, начался пожар в кормовом погребе, огонь подбирался к «ныряющим» снарядам, но его удалось потушить. Погиб командир батареи и ещё 28 членов экипажа. Было ранено 27 моряков, катера немедленно доставили их на берег. К вечеру экипажу удалось ввести в строй 37-мм автомат и два пулемёта ДШК, но боеприпасов к ним на корабле не было. 27 июня 1942 г. экипаж плавбатареи был расформирован. Моряки были направлены воевать на сухопутные позиции, раненых вывезли на Большую землю корабли Черноморского флота, прорывавшиеся в Севастополь. После падения города немецкие солдаты с интересом осматривали огромный корпус «Не тронь меня!», стоящий на отмели у берега Казачьей бухты.

Несколько слов необходимо сказать о командире плавбатареи «Не тронь меня!» капитан-лейтенанте Сергее Яковлевиче Мошенском. Он родился в Запорожье. Работал на заводе электриком, окончил рабфак. В 1936 г. его призвали служить на флот. Комсомольца с законченным средним образованием направили на двухгодичные курсы комсостава. По их окончании он получил звание лейтенанта и был направлен служить командиром первой башни ГК на линкоре «Парижская коммуна». Перед началом войны С.Я. Мошенский закончил в Ленинграде годичные курсы усовершенствования комсостава ВМФ по специальности командир батареи ПВО. Он был женат, семья ждала первого ребёнка. После начала войны беременную супругу эвакуировали из Севастополя. Десять месяцев командовал С.Я. Мошенский плавбатареей, каждый день он рисковал своей жизнью ради свободы Родины. На ней он погиб, так и не увидев дочери, которая родилась в эвакуации. Он похоронен в Камышовой бухте, но точное место захоронения, к сожалению, неизвестно.

Память

После освобождения Севастополя корпус плавбатареи №3 продолжал стоять на отмели в Казачьей бухте. В конце 40-х гг. его подняли и отбуксировали в Инкерман на разборку. О подвиге экипажа «Не тронь меня!» постепенно стали забывать. Лишь в скупых строках официальной хроники войны был зафиксирован беспримерный подвиг её экипажа: «В период обороны Севастополя части и корабли охраны водного района сбили 54 самолёта противника. Из их числа 22 самолёта сбила плавбатарея №3». Лишь из очерка писателя Леонида Соболева «Не тронь меня!», рассказа «Таинственный остров» детского писателя Олега Орлова, нескольких статей в газетах и журналах советские читатели могли узнать об этом уникальном корабле. Большую роль в сохранении памяти о плавучей батарее №3 сыграл московский журналист Владислав Шурыгин. Много лет он собирал материалы о боевом пути «Не тронь меня!», встречался с ветеранами, работал в архивах. В 1977 г. с его помощью в Севастополе была организована встреча ветеранов плавбатареи. В 1979 г. он написал книгу «Железный остров», рассказавшую о подвиге экипажа плавбатареи и её командира С.Я. Мошенского. Благодаря этим людям, подвиг моряков плавбатареи №3 не был забыт. К сожалению, в Севастополе не установлено ни монумента, ни памятного знака, посвящённого героическим делам экипажа плавучей батареи «Не тронь меня!».

Автор Алексей Царьков, журнал «Оружие» (переработанная версия — прим. ред.)
ЦВММ (Центральный военно-морской музей)

19.07.2017 в 08:45


#ЦВММ_русско_турецкие_войны #ЦВММ_парусники
19 июля 1790 года в ходе Керченского морского сражения русская эскадра под командованием контр-адмирала Федора Федоровича Ушакова нанесла поражение турецкой и сорвала высадку турецкого десанта в Крыму.

Турецкая эскадра под командованием капудан-паши Хусейна насчитывала 10 линейных кораблей, 8 фрегатов, 36 вспомогательных судов. Она шла из Турции для высадки десанта в Крыму. Днем 8 июля ее встретила русская эскадра (10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 1 бомбардирский корабль, 18 вспомогательных судов). Используя наветренное положение турецкого флота и превосходство в артиллерии – 1100 орудий против 860, турецкая эскадра с ходу атаковала русскую эскадру.

Ушаков умелым маневрированием занял выгодное положение и метким огнем на коротких дистанциях нанес авангарду и центру турецкой эскадры потери. Турецкую эскадру спасли от разгрома лишь быстроходность ее кораблей и наступившая темнота.

Керченское морское сражение является одним из примеров применения новой манёвренной тактики, основы которой были заложены русским адмиралом Ф.Ф. Ушаковым во второй половине XVIII века.
ЦВММ (Центральный военно-морской музей)

18.07.2017 в 16:04


#ЦВММ_авиация
Участники главного Военно-морского парада, который пройдет в Санкт-Петербурге в День Военно-Морского Флота, побывали в Центральном военно-морском музее.

Летчики пилотажной группы «Русские витязи» и их боевые товарищи, представляющие военно-морскую авиацию всех флотов России, посетили залы Центрального военно-морского музея накануне Дня морской авиации Военно-Морского Флота, который отмечается сегодня, 17 июля.

В рамках кадетского слета в ЦВММ побывали также кадеты Шахтинского генерала Я.П. Бакланова казачьего кадетского корпуса.

17 июля в России ежегодно отмечается День морской авиации Военно-Морского Флота. Это праздник, рожденный в боях. 17 июля 1916 года над Балтийским морем русские летчики одержали победу в воздушном бою в ходе Первой мировой войны. Четыре гидросамолета М-9 авианосного судна «Орлица» Балтийского флота поднялись в воздух и вступили в бой с четырьмя немецкими самолетами. Победа в этом воздушном бою положила начало истории российской морской авиации.
ЦВММ (Центральный военно-морской музей)

18.07.2017 в 08:45


#ЦВММ_Крымская_война #ЦВММ_парусники
18 июля 1854 года - в ходе Крымской войны 1853-1856 гг. соловецкие монахи отразили нападение двух английских пароходофрегатов на Соловецкий монастырь
В ходе Крымской войны 1853-1856 годов, в начале июня 1854 года для блокады русского побережья и нарушения судоходства и морского промысла в Белое море вошла англо-французская эскадра в составе 10 кораблей под командованием капитана Э. Омманея.

Утром 18 июля 1854 года английские пароходофрегаты «Бриск» и «Миранда» подошли к Соловецким островам и встали на якоря недалеко от знаменитого Соловецкого монастыря. Гарнизон монастыря состоял всего 53 человек воинской инвалидной команды, вооруженных ружьями, 2 полевыми 3-фунтовыми и 8 старыми 6-фунтовыми пушками. Кроме них в монастыре и на острове находилось около 600 жителей и священнослужителей.

Через 5 часов корабли противника направились в сторону Кеми. За действиями англичан все время следили начальник инвалидной команды прапорщик Никонович и настоятель архимандрит Александр. С командой добровольцев и двумя 3-фунтовыми пушками они скрытно отправились вдоль берега, провожая незваных гостей. Вскоре пароходофрегаты повернули к острову, направились прямо к монастырю и открыли пристрелочный огонь. После третьего выстрела в ответ грянули замаскированные монастырские пушки.

Рано утром 19 июля на шлюпке с фрегата «Бриск» англичане прислали парламентера с ультиматумом сдать монастырь и сложить оружие в течение 6 часов. Ультиматум защитники острова немедленно отвергли, поэтому в 8 часов утра фрегаты открыли огонь из крупнокалиберных орудий. В результате обстрела пострадали строения Соловецкого монастыря, но потерь среди людей не было.

Без видимых результатов расстреляв большую часть боезапаса, англичане не рискнули на третий день продолжить бомбардировку и высадить десант. В сентябре 1854 года отряд Омманея покинул Белое море, не выполнив поставленных перед ним задач.
ЦВММ (Центральный военно-морской музей)

17.07.2017 в 14:45


#ЦВММ_живопись
А.П. Боголюбов "Фрегат "Паллада" 1847 года". 1847. Бумага, акварель. Центральный военно-морской музей.
ЦВММ (Центральный военно-морской музей)

17.07.2017 в 08:45


#ЦВММ_авиация
17 июля считается Днем основания морской авиации Военно-Морского Флота Российской Федерации.

17 июля 1916 года над Балтийским морем русские летчики одержали победу в воздушном бою в ходе Первой мировой войны. Четыре гидросамолета М-9 авианосного судна «Орлица» Балтийского флота поднялись в воздух и вступили в бой с четырьмя немецкими самолетами. Победа в этом воздушном бою положила начало истории российской морской авиации.

В дни Великой Отечественной войны 1941-1945 годов авиация флота стала первой, кто нанес удар в самое сердце врага, и главной угрозой для фашистских захватчиков в боях на море. За годы Великой Отечественной войны морские летчики совершили более 35 тысяч боевых вылетов, уничтожили в воздухе и на аэродромах более пяти с половиной тысяч самолетов противника.

С тех далеких пор роль авиации Военно-Морского Флота России только возросла. К задачам морской авиации относятся обнаружение и уничтожение подводных лодок противника, уничтожение надводных кораблей, а также авиации морского базирования противника.
ЦВММ (Центральный военно-морской музей)

15.07.2017 в 14:45


#ЦВММ_организационное
Уважаемые посетители! В связи с празднованием дня ВМФ, днем бесплатного посещения в этом месяце будет 30 июля, воскресенье.
ЦВММ (Центральный военно-морской музей)

15.07.2017 в 08:45


#ЦВММ_ледоколы #ЦВММ_географические_открытия

15 июля 1930 года - начало арктической экспедиции на ледокольном пароходе «Георгий Седов».

Перед экспедицией под руководством О. Ю. Шмидта и В. Ю. Визе ставились задачи по географическому и гидрометеорологическому изучению высокоширотных районов Карского моря. Кроме того, она должна была сменить состав зимовщиков на о. Гукера, достичь западного берега Северной Земли и организовать там новую полярную станцию.

15 июля экспедиция покинула Архангельск. В конце июля, пробившись через 90-мильный ледовый пояс, «Георгий Седов» (капитан В. И. Воронин) подошел к о. Гукера.

3 августа «Георгий Седов» вышел к Русской Гавани. 11 августа он отправился в неизученные районы Северного Ледовитого океана. 13 августа был открыт остров, названный в честь В. Ю. Визе, предсказавшего его существование в 1924. На о. Домашний была построена полярная станция, где в течение двух лет четверо зимовщиков во главе с Г. А. Ушаковым вели исследования Северной Земли.

Основные работы экспедиции были выполнены, но исследователи решили до конца использовать благоприятную ледовую обстановку. 31 августа был открыт остров, названный в честь Шмидта. Дальнейший путь был закрыт, и судно повернуло на юг. 14 сентября оно благополучно прибыло в Архангельск.
ЦВММ (Центральный военно-морской музей)

14.07.2017 в 18:45


#ЦВММ_артиллерия
14 июля 1941 г. под Оршей прогремели первые залпы легендарных «Катюш».

Два сокрушительных удара из новых орудий батареи капитана Ивана Флёрова произвели на противника невероятный эффект.

Через десять дней после начала Великой Отечественной войны из Москвы на запад вышла колонна военных грузовиков под командованием капитана Ивана Флёрова. 44 машины с боеприпасами и семь трёхосных ЗИС-6 со странными зачехлёнными брезентом сооружениями позади кабины держали путь к Орше - крупному железнодорожному узлу в Белоруссии.

Там в неразберихе первых военных месяцев застряли десятки советских воинских эшелонов с вооружением, боеприпасами, топливом. Утром 14 июля Оршу захватили немцы. Чтобы всё это не досталось противнику, в бой было брошено советское чудо-оружие.

Это удивительное орудие, без массивного ствола и лафета, установленное на автомашине, сыграло решающую роль во многих сражениях Великой Отечественной войны. Ни для кого не секрет, что именно хорошая артподготовка решила исход многих битв.

В течение 15—20 секунд «катюша» могла выпустить 16 снарядов при дальности стрельбы до восьми километров. Ласковое имя реактивной системы залпового огня (РСЗО) родилось из популярной перед войной песни Блантера на слова Исаковского «Катюша», в которой есть строки о том, что она «выходила и песню заводила». Боевые машины тоже ведь выходили на позиции и «запевали» своеобразные «музыкальные произведения». «Катюша» могла стрелять с высокой крутой горы прямой наводкой, поэтому у бойцов тут же возникала ассоциация с высоким крутым берегом из песни.
Ставились эти установки и на катера речных флотилий. Впервые эти катера появились на Волге,принимали участие в обороне Сталинграда. Вооружались реактивной установкой с РС 82 или 132мм. Чаще это были катера Я-5 и Я-6 построенные в Ярославле.На катерах устанавливался миномет "М-8_М" с 24 РС и 2 пулемета 12,7мм. Экипаж 10 человек.Минометные катера воевали на Чудском озере,озере Ильмень,в составе Балтфлота,в Волжской Днепровской,Дунайской,Амурской флотилиях.Показали свою боевую эффективность.
Со времён «катюши» реактивная артиллерия шагнула далеко вперёд. В настоящее время на вооружении соединений Сухопутных войск стоят мощные реактивные системы залпового огня «Град», «Ураган», «Смерч».

Та же РСЗО «Град» - внучка или уже правнучка «катюши» (БМ-8 и БМ-13). Сегодняшний «Град» (БМ-21), стоящий на вооружении многих реактивно-артиллерийских дивизионов наших бригад, и стреляет намного дальше, и имеет электропривод управления орудием и, разумеется, совсем другую мощь. Дивизион, как правило, расставляет свои силы и средства на 800 метров по фронту и на 700 метров в глубину, за счёт чего увеличивается площадь поражения позиций противника, его небронированных и групповых целей.

Однако состав экипажа (расчёта) РСЗО «Град» практически не изменился с военной эпохи. По-прежнему в него входят командир орудия, наводчик, водитель и двое заряжающих, или, как говорят сами артиллеристы, два номера расчёта.
Главное в Петербурге
Показать еще
Оставьте отзыв на странице фильма "Тачки 3" и становитесь участником розыгрыша сувениров. Авторы наиболее интересных рецензий получат в подарок один из сувениров к фильму.

Правильно отвечайте на вопросы викторины и получите возможность выиграть сертификат на 1500 рублей в гастробар Gusto-Густо.

Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку