Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

18+

Отзывы о Китайская деревня в Александровском парке

Интересность : Интересная часть Царского Села, фантазия на тему китайской культуры.
Расположение : Найти деревню легко в Царском Селе, в Екатерининском парке. Постройки в китайском стиле хорошо выделяются на фоне зелени.
Интерьер : Можно погулять вокруг, посмотреть мостики и беседки. В саму деревню мы не попали, ее сейчас используют как гостевые и жилые апартаменты, но не понятно для кого именно и почему ничего там нельзя посмотреть посетителю. Гулять в парке приятно, особенно семьей и в хорошую погоду. Детям есть где побегать и можно найти место для маленького пикника на траве.
Обслуживание : С сотрудниками я не пересекалась, но весть комплекс активно работает.
Интересность : Необыкновенная китайская деревня. Можно погулять с детьми, пофотографироваться, насладиться китайским колоритом.
Расположение : Находится очень удобно, в Царском селе. Не найти ее нужно постараться))
Интерьер : Конечно все необычайно и роскошно. И даже издалека все очень красиво. Рекомендую к прогулке!
Обслуживание : Внутрь нас не пустили, так как это теперь снова комплекс апартаментов. Поэтому сложно оценить персонал.
Адрес

г. Пушкин, Александровский парк

карта
Район
Пушкинский район (Санкт-Петербург)
Узнать, как пройти, проехать или посмотреть мероприятия в этом месте.

Актуализировать данные и увеличить число посетителей

Отзывы посетителей о Китайской деревне в Александровском парке

Общая оценка:7.5 / 10
Интересность 8
Расположение 9
Интерьер 8
Обслуживание 6
Оставить отзыв
Места поблизости
Белая башняПавильон Белая башняЕкатерининский дворец Екатерининский дворецЗал на островуПавильон Зал на островуМемориальный Музей-Лицей Мемориальный Музей-Лицей
посетитель
7.5 / 10 22 февраля 2019 г. 21:07
Внутрь нас не пустили, так как это теперь снова комплекс апартаментов. Поэтому сложно оценить персонал. Конечно все необычайно и роскошно. И даже издалека все очень красиво. Рекомендую к прогулке! Находится очень удобно, в Царском селе. Не найти ее нужно постараться))  Необыкновенная китайская деревня. Можно погулять с детьми, пофотографироваться, насладиться китайским колоритом.  на страницу отзыва
посетитель
7.5 / 10 8 февраля 2019 г. 17:35
С сотрудниками я не пересекалась, но весть комплекс активно работает. Можно погулять вокруг, посмотреть мостики и беседки. В саму деревню мы не попали, ее сейчас используют как гостевые и жилые апартаменты, но не понятно для кого именно и почему ничего там нельзя посмотреть посетителю. Гулять в парке приятно, особенно семьей и в хорошую погоду. Детям есть где побегать и можно найти место для маленького пикника на траве. Найти деревню легко в Царском Селе, в Екатерининском парке. Постройки в китайском стиле хорошо выделяются на фоне зелени.  Интересная часть Царского Села, фантазия на тему китайской культуры.  на страницу отзыва

Отзывы помогают нам определиться с выбором, принять правильное решение о посещении того или иного места. На Peterburg2 вы всегда найдете интересные отзывы о Китайской деревне в Александровском парке. Наши посетители оценивают Китайская деревня в Александровском парке по интересности и другим параметрам. Вы можете пожаловаться нам на отзыв или комментарий
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Гатчинская экотропа вдоль реки ТеплаяГатчинская экотропа вдоль реки ТеплаяПлощадка для мероприятий ЦентрСобытий на ПетроградскойПлощадка для мероприятий ЦентрСобытий на ПетроградскойПлощадка для мероприятий ЦентрСобытийПлощадка для мероприятий ЦентрСобытийМузей уличного искусстваМузей уличного искусства

Комментарии посетителей (2)

Алена22 февраля 2019 г. 20:57
Действительно идеальное место для прогулок с детьми. Необычайный колорит китайской деревни завораживает.
Особенно нас потрясла скульптура дракона. Нафотографировались от души))
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Олеся13 февраля 2019 г. 16:19
На самом деле, на территорию непосредственно самой китайской деревни сейчас не попасть, это не музей, а комплекс апартаментов, территория частная, и просто погулять там не получится. Но то часто Александровского парка, которая к ней ведет, тоже очень колоритная в этом плане - скульптуры китайцев, держащие китайские же фонарики, китайские мостики и совершенно роскошный дракон-скульптура. Издалека видны здания, выполненные в виде китайских пагод, близко к ним подойти, как я уже говорила, не получится, но все равно выглядит очень красиво. для того, чтобы погулять с детьми, место практически идеальное
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 
Новости официального сайта и группы ВКонтакте
Царское Село

сегодня в 11:11


ПАВИЛЬОН. КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ Концертный зал – павильон классической архитектуры, внутри которого спрятан секрет – подлинная античная мозаика, он не обделен вниманием посетителей Екатерининского парка. Это одна из первых работ архитектора Джакомо Кваренги, приглашенного Екатериной II из Италии. Изнaчaльнo, пo зaмыcлу apxитeктopa, этo пapкoвoe coopужeниe дoлжнo былo нaзывaтьcя «Xpaмoм Цepepы» – в этoт пepиoд в Poccию пpишлa мoдa нa aнтичнocть. Однако импepaтpицa peшилa, чтo этo нaзвaниe нe пoдxoдит пaвильoну – «слово «храм» в огороде терпеть не могу, таковой залы нет в Царском Селе, а есть концертная» – пoэтoму в 1788 гoду oнa нapeклa eгo Koнцepтным зaлoм. Главный фасад павильона с открытой ротондой из девяти колонн украшает лепной фриз и барельефы с изображением муз, скрытые в глубине. Лаконичному экстерьеру Концертного зала противостоит роскошь внутренней отделки: мраморные стены, фресковая роспись потолков, живописные панно, барельефы. К античным временам отсылает не только модель павильона, который по своей форме напоминает пантеон – мраморные полы в зале и кабинетах украшены подлинными античными мозаиками I – III веков н.э., которые привезли в Царское Село из Рима в 1784 году. В зале, в самом центре, размещена античная мозаика «Похищение Европы» – она занимает более одной трети пола. Пo бoкaм oт цeнтpaльнoй старинной мoзaики нaxoдятcя мoзaики вocьмиугoльнoй фopмы, кoтopыe были выпoлнeны пo эcкизaм caмoгo Kвapeнги – иx вылoжили из paзнoцвeтнoгo pуccкoгo мpaмopa. Павильон открыт ежедневно, кроме понедельника и вторника, с 11.00 до 18.00 – вход свободный. Закрывается в дождливую погоду. Фото: ГМЗ «Царское Село» #царскоесело_павильон #царскоесело #tsarskoeselo
вчера в 14:47


В царскосельских парках – полная идиллия. Утята подрастают, рядом с мамой – уютно и безопасно, а послеобеденный сон по расписанию. Всем хороших выходных! За фото благодарим нашего друга Светлану Парфенову #царскоесело #летовцарскомселе
16.06.2021 в 17:20


ГЕРАКЛ Ровно год назад – 16 июня 2020-го – бронзовый Геракл с лестницы Камероновой галереи – вернулся на историческое место после реставрации. С нежностью и восторгом любуемся им, вот уж кто хорош в любую погоду и время года. Свой «наблюдательный пункт» Геракл покинул впервые за семьдесят лет. Успокаивало одно – он отправился в надёжные руки мастеров «Реставрационной Мастерской ”Наследие”». Реставраторы справились с трудной задачей по восполнению утрат памятника, приобретённых в процессе бытования. Они устранили следы антропогенного воздействия (утрата слоя патины от прикосновений посетителей, а также фрагментарные утраты бронзы); мелкие пробоины, вмятины и трещины. Сохранили историческую патину, расчистили и обработали скульптуру изнутри. А также выполнили усиление конструкции каркаса. «Реставрационная Мастерская «Наследие» сняла фильм, посвященный реставрации царскосельского Геракла и разрешила показать его на YouTube-канале нашего музея. За это – большое царскосельское спасибо. Этот фильм вы можете посмотреть здесь: https://youtu.be/wI3hfuHbs_c Напомним историю этой скульптуры. Фигуры Геракла и Флоры украшают лестницу Камероновой галереи. Они созданы в 1787 – 1788 годах (одновременно со строительством галереи) по воле императрицы Екатерины II. Это копии с античных мраморных статуй. Отливки из бронзы выполнил в литейной мастерской Академии художеств мастер Василий Можалов по моделям скульптора Федора Гордеева. Федор Гордеев приблизил своего Геракла к работе древнегреческого мастера Лисиппа, выполнившего скульптуру Геракла в IV веке до нашей эры. Первоначально Геракла должен был отливать француз Эдм Гастклу, но он назначил за эту работу такую баснословную по тем временам сумму (6 тысяч рублей), что пришлось передать отливку начинающему литейщику Василию Можалову, который получил за чеканку этой скульптуры звание мастера. На долю Геракла и Флоры выпали непростые испытания. Во время Великой Отечественной войны статуи вывезли в Германию. Осенью 1947 года директору Центрального хранилища музейных фондов пригородных дворцов-музеев Анатолию Михайловичу Кучумову удалось найти их в Германии во дворе медеплавильного завода города Галле. Они чудом не ушли в переплавку. Уже в декабре 1947-го Геракл и Флора вернулись на свои исторические места.
16.06.2021 в 11:09


ПАВИЛЬОНЫ. ЭРМИТАЖ Лето в Екатерининском парке – это прогулка в прохладной тени деревьев, бесконечные цветники, и, конечно же, павильоны, увидеть интерьеры которых можно только в теплое время года. Сегодня рассказываем о нашем Эрмитаже. В 1744 году посреди Дикой рощи, за Рыбным каналом, был заложен павильон «Эрмитаж» (от фр. – хижина отшельника). Первоначально здание спроектировал архитектор Земцов. Однако в 1749 году фасады готового к тому времени павильона были переделаны в соответствии с новым проектом Растрелли. Барочный декор Эрмитажа перекликается с Екатерининским дворцом – белый и голубой цвета гармонично сочетаются с золотой отделкой. Благодаря уникальной планировке в летнее время пространство Эрмитажа почти всегда наполнено солнечными лучами – они играют в зеркалах большого зала и на позолоченном убранстве. Раньше экстерьер павильона дополняли статуи у основания купола и на кровлях боковых кабинетов, но до нашего времени они, к сожалению, не сохранились. Не сохранился и ров, который, по изначальному плану, должен был окружать павильон – в 1777 году по указу Екатерины Великой ров был засыпан, поскольку его так и не удалось заполнить водой. Однако главная задумка павильона и его инженерное новшество – столы с подъемным механизмом – дошла до наших дней. На нижнем этаже Эрмитажа располагались сложные механизмы, которые приводили в движение подъемные столы и даже отдельные блюда. После обеда столы исчезали, парадная столовая превращалась в танцевальный зал, и гости могли наслаждаться праздником без прислуги – таким образом, павильон полностью оправдывал свое название. Во время Великой Отечественной войны фасад и интерьеры Эрмитажа подверглись значительным разрушениям. Сейчас восстановленный изящный павильон вновь восхищает посетителей. Здесь, как и в XVIII веке, можно увидеть подъемные столы. Павильон открыт ежедневно с 11 до 19 часов, кроме понедельника (касса и вход посетителей до 18.00). Экскурсии с подъёмом столов проводятся в 12.00, 12.30, 15.00 и 15.30. Обратите внимание, что во время дождя павильон закрывается. Фото: ГМЗ «Царское Село» #эрмитаж_царскоесело #царскоесело
15.06.2021 в 14:35


АГАТОВЫЕ КОМНАТЫ Сейчас лучшее время, чтобы посетить Агатовые комнаты – подлинные апартаменты императрицы Екатерины II. Отделка залов этого архитектурного шедевра Чарльза Камерона – вершина русского камнерезного искусства и не имеет аналогов ни в России, ни в любой другой стране. В отличие от Янтарной комнаты, где использовался окрашенный и обработанный янтарь, самоцветы Агатовых комнат – подлинного природного цвета. Удивительно, но, несмотря на название, агата в отделке интерьеров нет – все дело в том, что в XVIII веке яшму насыщенного темно-красного цвета с тонкими белыми прожилками называли «мясным агатом». Первую в России гранильную фабрику, где делали изделия из цветного камня и обучали мастеров, основал Петр I в 1721 году в Петергофе. В 1765 году, на волне интереса к минералогии, Екатерина Вторая отправила экспедицию на Урал, где обнаружили новые месторождения яшмы. Спустя двадцать лет русские мастера наконец раскрыли секрет обработки этого камня – в отличие от мрамора, яшма обладает гораздо большей плотностью и с трудом поддается гранению и шлифовке, а ее насыщенный цвет сужает возможности применения в интерьере. Несмотря на трудности, Чарльзу Камерону удалось воплотить в жизнь замысел императрицы и создать шесть неповторимых интерьеров – небольшой Кабинетец, Овальный кабинет, Яшмовый кабинет, Большой зал, Агатовый кабинет и Библиотеку с выходом на лестницу. На первом этаже Агатовых комнат посетителя встречает буквально «парящая в воздухе» лестница – ее 41 ступень крепится к стене только с одной стороны и не имеют никаких поддерживающих колонн, благодаря чему конструкция будто бы становится невесомой. Второй этаж открывается каменным убранством Яшмового кабинета – яшмой отделаны даже двери интерьера. У Большого зала убранство более сдержанное, но не менее впечатляющее – полусферический купол с золочеными розетками в сочетании с оттенками яшмы придают интерьеру парадный, праздничный вид. Во время Великой Отечественной войны Агатовые комнаты чудом уцелели. Яшмовые панели, которых касалась рука Екатерины Великой, были бережно законсервированы – благодаря этому мы имеем уникальную возможность любоваться подлинными залами и видеть их такими, какими они представали перед глазами Екатерины почти 250 лет назад. Агатовые комнаты открыты для посещения ежедневно с 11 до 19, кроме четверга. В дождливую погоду павильон закрывается. Фото: 1,3 - Андрей Белимов-Гущин, 2,4 - ГМЗ "Царское Село" #царскоесело #агатовыекомнаты
13.06.2021 в 18:24


СИРЕНЬ Была бы наша воля, мы бы продлили цветение сирени. А хотя бы и до осени. Потому что с этим нежнейшим ароматом расставаться не хочется. Про ценные музейные предметы мы говорим, что они – из исторической коллекции. Можно сказать, что сирень – из исторической коллекции наших парков. Одно из первых упоминаний сирени в царскосельской резиденции встречается в 1740-е годы. В сохранившейся описи растений, произраставших в оранжереях Царского Села, составленной в 1748 году, указана «серинга италика в горшках – 3 шт.». Кустарники специально закупались в других странах. При императрице Елизавете Петровне в царскосельских парках постоянно сажали деревья и кустарники, среди которых была и сирень. Сохранилась запись о том, что главный садовник при дворе Елизаветы Конрад Шредер, готовясь к посадочному сезону, в череде прочих деревьев и кустарников заказал 200 кустов сирени. С тех пор царскосельские садовники регулярно включали сирень в свои заказы. А самые наши "сиреневые" места сейчас вы знаете: территория у Белой башни, Собственный и Фрейлинский садики, аллея у Екатерининского дворца. Набирает силу молодая аллея, ведущая к павильону "Шапель". Чувствуете ее аромат? Фото: ГМЗ «Царское Село» #царскоесело #летовцарскомселе
12.06.2021 в 19:24


СТИХОТВОРЕНИЕ ДНЯ Двадцать пять лет назад, в июне 1996-го, Борис Рыжий побывал в Царском Селе и посвятил ему стихотворение, наполненное светлой грустью. Таких совсем немного у поэта, чьи стихи – это в большинстве своем концентрация боли и отчаяния. Бориса Рыжего часто называют «последним русским поэтом XX века». Он родился в Челябинске и пошёл по стопам отца – окончил аспирантуру Института геофизики Уральского отделения РАН и опубликовал 18 работ по строению земной коры и сейсмичности Урала и России. Рыжий работал младшим научным сотрудником Института геофизики Уральского отделения РАН и литературным сотрудником журнала «Урал». Всего он написал более 1300 стихотворений. Стал лауреатом нескольких престижных литературных премий. В мае 2001-го, в возрасте 26 лет, поэт ушёл из жизни. В предсмертной записке написал: «Я всех любил. Без дураков». Поездку в Царское Село осуществить до боли просто: таксист везет за девяносто, в салоне тихо и тепло. «...Поедем в Царское Село?..» «...Куда там, господи прости, – неисполнимое желанье. Какое разочарованье нас с вами ждет в конце пути...» Я деньги комкаю в горсти. «...Чужую жизнь не повторить, не удержать чужого счастья...» А там, за окнами, ненастье, там продолжает дождик лить. Не едем, надо выходить. Купить дешевого вина. Купить и выпить на скамейке, чтоб тени наши, три злодейки, шептались, мучились без сна. Купить, напиться допьяна. Так разобидеться на всех, на жизнь, на смерть, на все такое, чтоб только небо золотое, и новый стих, и старый грех... Как боль звенит, как льется смех! И хорошо, что никуда мы не поехали, как мило: где б мы ни пили – нам светила лишь царскосельская звезда. Где б мы ни жили, навсегда! Борис Рыжий. Июнь, 1996 Фото: Руслан Шамуков #царскоесело #поэтывцарскомселе
11.06.2021 в 14:41


Наша царскосельская лысуха спряталась в перьях – кажется, отказывается верить в дождливые выходные. Но точно знает, что в дождь так хорошо вздремнуть. Всем хороших выходных! За фото благодарим нашего друга Светлану Парфенову
10.06.2021 в 16:13


БЕЛЫЕ НОЧИ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ 12 и 13 июня посетители впервые смогут побывать на авторских ночных экскурсиях по Екатерининскому парку. Их проведут экскурсоводы музея-заповедника Елена Бушина (в субботу) и Елена Макарова (в воскресенье). Белая ночь в царскосельском парке – возможность увидеть привычный пейзаж в необычном свете, прочувствовать нежную романтическую обстановку скоротечных летних ночей. Экскурсии начнутся, когда парк обычно уже закрыт, здесь нет посетителей. Экскурсанты прогуляются по регулярной части парка, познакомятся с принципами устройства французских садов и коллекцией венецианской мраморной декоративной парковой скульптуры первой четверти XVIII века. А также поднимутся на Камеронову галерею, откуда открывается самый красивый вид на пейзажный парк, в том числе на павильоны «Адмиралтейство» и «Грот». Сбор группы у главного входа в Екатерининский парк у Лицейской арки. Начало в 23.00. Продолжительность экскурсии 90 минут. Стоимость – 1800 рублей. Билеты можно приобрети на официальном сайте нашего музея - https://tkt.tzar.ru/ru/#id=1&sid=521 . Количество билетов ограничено. Фото: ГМЗ "Царское Село", автор – Руслан Шамуков
09.06.2021 в 22:14


ИМПЕРАТОР 9 июня 1672 года родился будущий император Петр I. Архиепископ Феофан Прокопович писал об императоре: «Много ли таковых государей в историях обрящем? … Бог дивный, в судьбах своих благоволил в Петре явить силу и славу российскую… Дивная в дивных и чудная в чудных показал, так что довольно и удивляться не можем. Ибо если одними только воинскими или политическими делами так облагодетельствовал бы Россию, и то было бы дивно. Было бы дивно, если одно один, а другое другой государь бы соделал… Но у нас и то и другое, и ещё в бесчисленных различных обстоятельствах совершил Пётр… Всю Россия, каковая уже есть, он создал». Иван Никитин «Портрет Петра I на фоне морского сражения», 1715. Из коллекции ГМЗ «Царское Село»  #царскоесело #император #петрпервый
09.06.2021 в 17:06


ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МУЗЕЯ Сегодня у нас праздник – нашему музею исполнилось 103 года. За это время он пережил многое – Великую Отечественную войну, руины и трудное время реставрации. Его великолепие сейчас – это результат кропотливого труда реставраторов и большой любви музейных сотрудников к своему делу. Последние годы для нас – время реставрационных прорывов: полностью завершено воссоздание Лионского зала и отреставрирована церковь Екатерининского дворца, скоро откроется первая очередь Александровского дворца. Надеемся, что мы и дальше будем радовать вас приятными новостями. А сегодня принимаем поздравления! Фото: ГМЗ «Царское Село» #царскоесело
08.06.2021 в 19:45


ВЫСТАВКА С 10 июня в павильоне «Вечерний зал» в Екатерининском парке для посетителей работает выставка народного художника России Валерия Леднева «Памяти воссоздателей посвящается». На церемонии открытия автор преподнес в дар музею два портрета – Якова Казакова (1980) – художника-реставратора, бригада которого работала над восстановлением плафонной живописи в залах Екатерининского дворца, а также специально написанный для выставки портрет Ивана Саутова (2020) – многолетнего директора музея-заповедника «Царское Село». В экспозиции – свыше 30 работ: портреты, пейзажи и натюрморты, связанные с Царским Селом, а также сюжетные картины, посвященные лицейским годам Александра Пушкина. Центр экспозиции – копия монументального живописного триптиха «Воссоздатели» (1985). Это коллективный портрет реставраторов (позолотчиков, живописцев и резчиков), принимавших участие в восстановлении Екатерининского дворца после разрушений Великой Отечественной войны. Оригинал хранится в фондах музея и сейчас участвует в большом выставочном проекте «Восстановлению подлежит. Царскосельские дворцы, возрожденные из пепла», который путешествует по маршруту: Пермь, Сарапул, Челябинск, Новосибирск. Валерий Леднев тоже принимал участие в восстановлении Царского Села. В Зелёной столбовой Екатерининского дворца он воссоздал уничтоженный огнем живописный плафон «Отдыхающий полководец внемлет призыву муз» (1974–1978), живописные вставки вокруг плафона и надзеркальник «Несс и Деянира». Художник воссоздал утраченное живописное панно Гюбера Робера «Пейзаж со стадом» для Стасовской лестницы. Часы работы – с 11 до 18 часов (выходной день – среда). Вход на выставку – свободный (по билету в Екатерининский парк). Выставка работает до 8 июля 2021 года. Фото: ГМЗ «Царское Село»
07.06.2021 в 16:54


ОДЕЯНИЕ ИЗ ТЫСЯЧИ ГВОЗДЕЙ ​ В павильоне «Арсенал» открылась выставка одного экспоната «Одеяние из тысячи гвоздей». Индийский доспех XVIII века из собрания Государственного Эрмитажа происходит из исторической коллекции оружия, когда-то хранившейся в царскосельском Арсенале. Известно, что доспех располагался на втором этаже в Зале рыцарей у входа в Индо-мусульманскую комнату. ​Одним из древнейших видов защитного снаряжения был тканевый доспех. Доспех чихалта хазар маша (Северо-Западная Индия, Раджастан, начало XVIII века) иллюстрирует одно из важнейших отличий восточного воина от европейского: стремление к максимальной маневренности, в жертву которой приносилась абсолютная защищённость. ​Кафтан, оплечья, рукавицы и поножи выполнены из многих слоев простеганной ткани, определяющих защитные свойства доспеха, и усилены нашитыми стальными пластинами, украшенными по периметру растительным орнаментом в технике кофтгари – разновидности золотой насечки. Разрезы в нижней части кафтана предназначены для удобства верховой езды. Вся ткань покрыта множеством металлических заклёпок, образующих сетку из ромбов. Благодаря этим заклёпкам данный тип доспеха и получил своё название, которое переводится как «одежда из тысячи гвоздей». ​Доспех также использовали как парадное одеяние. Защитное вооружение, подобное представленному, стоило недёшево и могло принадлежать человеку высокого социального статуса – возможно, командиру императорской стражи. ​​Вместе с доспехом на выставке представлен традиционный индийский меч кунда (кханда). Начиная с раннего Средневековья, подобные мечи использовались в качестве тяжелого клинкового оружия как кавалерии, так и пехоты. Выставка продлится до 1 октября 2021 года. 📷: ГМЗ «Царское Село» #царскоесело #арсенал #выставкивцарскомселе
06.06.2021 в 22:30


СТИХОТВОРЕНИЕ ДНЯ 6 июня 1799 года родился Александр Сергеевич Пушкин. Хранитель милых чувств и прошлых наслаждений, О ты, певцу дубрав давно знакомый гений, Воспоминание, рисуй передо мной Волшебные места, где я живу душой, Леса, где я любил, где чувство развивалось, Где с первой юностью младенчество сливалось И где, взлелеянный природой и мечтой, Я знал поэзию, веселость и покой… Веди, веди меня под липовые сени, Всегда любезные моей свободной лени, На берег озера, на тихий скат холмов!.. Да вновь увижу я ковры густых лугов, И дряхлый пук дерев, и светлую долину, И злачных берегов знакомую картину, И в тихом озере, средь блещущих зыбей, Станицу гордую спокойных лебедей. 1823 Александр Пушкин Фото: ГМЗ «Царское Село», автор - Руслан Шамуков #александрпушкин #стихотворениедня #царскоесело
06.06.2021 в 13:39


ИМПЕРАТРИЦА 6 июня 1872 года родилась Алиса Гессен-Дармштадтская – будущая императрица Александра Федоровна, супруга императора Николая II. Александра Федоровна любила цветы, особенно сирень. Ее кабинет и гостиные в Александровском дворце всегда были наполнены этими букетами. Даже в зимнее время цветущая сирень наполняла ароматом интерьеры дворца: кусты специально подготавливали в оранжереях. В ее любимой Сиреневой гостиной мебель и стены были декорированы шелком сиреневых оттенков. Императрица предпочитала сиреневые тона в одежде, а также ароматы сиреневых духов. 1. Императрица Александра Федоровна в Александровском дворце. 1916. Фото: из коллекции ГМЗ «Царское Село» #царскоесело #александровскийдворец
04.06.2021 в 14:37


Красиво и вальяжно входим в первые летние выходные – точь в точь как наш павлин Лазурит. Кстати, вместе с Лазуритом живет маленькая Агата – та самая, которой наши читатели выбрали имя в прошлом году. Этот гордый красавец и его подруга летом обитают на острове Большого пруда в Екатерининском парке. Перед встречей с ними можно прокатиться на пароме и послушать рассказ об истории царскосельской резиденции. Всем хороших выходных! Фото: ГМЗ «Царское Село» #царскоесело #летовцарскомселе #екатерининскийпарк
04.06.2021 в 09:48


ВЫСТАВКА Возобновила работу виртуальная версия совместной выставки нашего музея и Санкт-Петербургского исторического парка «Россия – Моя история» «Восстановлению подлежит. Царскосельские дворцы, возрожденные из пепла». Теперь познакомиться с предвоенными страницами Царского Села, подвигом тех, кто эвакуировал музейные предметы и защищал музейный комплекс, с историей оккупации и героическим подвигом восстановления ансамбля можно по ссылке https://tzar.ru/objects/temporary_exhibitions/1622125... Напомним, что выставка «Восстановлению подлежит. Царскосельские дворцы, возрожденные из пепла» из-за сложной эпидемиологической обстановки сначала проходила онлайн, затем – параллельно с офлайн-выставкой в Санкт-Петербургском историческом парке «Россия – моя история». Сейчас экспозицию можно увидеть в Пермском краеведческом музее, после Перми она отправится в путешествие по маршруту: Сарапул, Челябинск, Новосибирск. Экспозицию составляют сто предметов из царскосельской коллекции – документы, фотографии, видеохроника, живопись, произведения декоративно-прикладного искусства. Среди экспонатов – подлинные фрагменты декора Янтарной комнаты (Берлин. 1700‒1710-е); стул из Китайского зала (Китай, 1770-е), обнаруженный в 1946-м на руинах Королевского замка в Кёнигсберге; подлинная скульптура "Девушка с кувшином"; предметы, похищенные во время войны и вернувшиеся в музей много лет спустя. Фото из коллекции ГМЗ «Царское Село» #царскоесело #восстановлениюподлежит
03.06.2021 в 20:29


ЦАРСКОЕ СЕЛО. ХРАНИТЕЛИ Как вы думаете, сколько предметов хранится в коллекции нашего музея? Сколько из них находится в экспозиции? Об этом и не только мы спросили главного хранителя Татьяну Владимировну Серпинскую. 🏛Собрание музея составляет более 54 тысяч музейных предметов. Временной период их создания огромен: от античной мозаики I-III в. н.э. до произведений второй половины ХХ века. 🧑🏼‍💼За всю нашу коллекцию отвечает 17 хранителей: они изучают историю предметов, следят за их сохранностью, подбирают предметы для пополнения коллекции музея. Поскольку мы – историко-художественный музей, наши хранители – это искусствоведы, историки, филологи и музееведы. Многие из них много лет работают в музее: хранитель произведений живописи и акварелей Лариса Валентиновна Бардовская – более полувека. 📖 Наш самый большой фонд – фонд редкой книги. Он включает 10 тысяч томов. 🖼 Самый малочисленный фонд – фонд рам. В нем всего 300 предметов. 🔎Сейчас в экспозиции находится 6 тысяч экспонатов, остальные хранятся в фондах музея. Предстоящее открытие Александровского дворца увеличит число экспозиционных предметов почти вдвое – там, в том числе, будет представлено почти 4 тысячи книг. Фото: ГМЗ “Царское Село” #музей_ктоэтилюди_зачемэтивещи
03.06.2021 в 15:33


СОГЛАШЕНИЕ Сегодня Председатель Правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер и директор нашего музея Ольга Таратынова подписали Соглашение о сотрудничестве в области сохранения культурного наследия и развития ГМЗ «Царское Село». Документ подписан в рамках Петербургского международного экономического форума-2021. Церемония прошла в воссозданных интерьерах Лионского зала, который недавно открылся для посетителей. Работы по его восстановлению – в том числе живописного плафона, лазуритовых панелей, а также каминов, инкрустированных дверных полотен, зеркал с рамами из лазурита с литым бронзовым декором проведены при поддержке «Газпрома». Соглашение определяет основные направления дальнейшего сотрудничества между «Газпромом» и музеем-заповедником. – Мы придаем особое значение важнейшему делу возрождения уникальных интерьеров Екатерининского дворца. Благодаря совместной работе «Газпрома» и «Царского Села» сегодня петербуржцы и гости нашего любимого города имеют возможность насладиться убранством Лионского зала и церкви Воскресения Христова – подлинных шедевров мировой культуры. Впереди у нас еще много работы. В 2023 году будет завершен масштабный проект по воссозданию интерьеров Зубовского флигеля, который впервые откроется для посетителей, – сказал Алексей Миллер. – В Екатерининском дворце спустя много десятилетий вновь засверкала невероятной красоты жемчужина – Лионский зал. Для нас это – настоящее чудо. Но за этим чудом – добрая воля конкретных людей и организаций. Если бы не поддержка «Газпрома», мы бы по-прежнему имели здесь буквально голые стены. Если бы не помощь фонда ENGIE, мы бы не увидели этого великолепного «золотого» шелка. Мы можем смело сказать, что наши реставраторы продемонстрировали верх мастерства. Воссоздание Лионского зала – убедительный пример того, что у культуры нет границ, и добрые намерения консолидируют усилия и объединяют людей, – сказала Ольга Таратынова. «Газпром» оказал поддержку работам по реставрации дворцовой церкви Воскресения Христова в Екатерининском дворце и по воссозданию Лионского зала Екатерининского дворца – его декоративная отделка была утрачена в годы Великой Отечественной войны. «Газпром» совместно с партнером – энергетической компанией ENGIE SA (Франция) – выступили с предложением финансирования воссоздания тканевой обивки стен и оконных драпировок Лионского зала на мануфактуре Прелль, где в 1860-х годах был выполнен заказ Русского Императорского двора. В марте 2021-го воссоздание Лионского зала полностью завершено. С 1 мая зал доступен для посещения. Один из значимых реставрационных проектов, реализуемых ПАО «Газпром» и ГМЗ «Царское Село», – проект «Екатерина II. Личное пространство». Он предусматривает воссоздание полностью утраченных интерьеров восьми личных комнат Екатерины II в Зубовском флигеле Екатерининского дворца. Фото: ГМЗ «Царское Село» #царскоесело #газпром #екатерининскийдворец #лионскийзал
02.06.2021 в 10:42


МУЗЫКА В ДЕНЬ ИТАЛИИ 2 июня, в национальный праздник Италии – День Республики, Фрейлинский садик Екатерининского парка наполнится звуками итальянской музыки. Музей организовал такую акцию в дань памяти и уважения всем, кто наполнил царскосельскую резиденцию красотой итальянского искусства. Среди блистательных пригородов Петербурга нет более итальянского по духу, чем Царское Село. Итальянские мотивы и акценты, реплики и подражания отразились в архитектуре дворцов и парковых павильонов, насыщенности декора их интерьеров, в пластическом совершенстве садовых построек и обилии скульптуры. Как и на итальянских виллах барокко, царскосельский сад изобилует мраморной пластикой. Статуи и бюсты, выполненные венецианскими мастерами первой четверти XVIII века, живыми движениями, легкостью одежд и сложными ракурсами фигур и сегодня создают «праздник XVIII века, который был разлит во всей жизни, всегда яркой и полной веселья». Для создания своего парадиза дочь Петра Елизавета приглашает итальянца Растрелли, принесшего в северные широты всю мощь своего южного темперамента и создавшего для русской императрицы несравненные по масштабу и совершенству постройки — дворец, Эрмитаж, Грот и Монбижу, объединенные единым стилем, выразительной пластикой фасадов и богатством внутренней отделки. При Екатерине II «греко-римская рапсодия» в Царском Селе создавалась шотландцем Камероном. Его любовь и знание античности, смелость и поддержка императрицы привели к появлению изысканных интерьеров в помпеянском стиле во дворце и павильонах, величественной Галереи наподобие античного храма — бельведера, украшенного бюстами «великих людей древности» и статуями Геркулеса и Флоры, оригиналы которых находились на вилле Фарнезе в Риме; Холодной бани с «римскими» термами и Агатовыми комнатами, богато отделанными яшмой, мрамором и позолоченной бронзой. Итальянец Кваренги создает в Царском свои лучшие творения — Концертный зал, наполненный древнеримскими мозаиками, орнаментальными росписями и античными бюстами; Кухню-руину, копирующую городскую постройку в одном из городов Апеннин, и, наконец, грандиозный Александровский дворец — образец классического совершенства, украшенный знаменитой сквозной колоннадой коринфского ордера. В разные годы и разные столетия в Царском Селе работали и другие прославленные итальянцы: Антонио Ринальди, Луиджи Руска, Сильвио Данини. Все они переносили на царскосельскую землю часть своей солнечной родины, воплощая ее в своих бессмертных творениях. Неитальянец Александр Видов создал в Екатерининском парке самый «итальянский» его уголок — Собственный садик с роскошным «римским» фонтаном из каррарского мрамора и тенистой перголой — верандой в итальянском стиле, увитой виноградом. Архитектурную составляющую итальянских царскосельских акцентов дополняла итальянская музыка, на протяжении двух веков наполнявшая залы дворцов и павильонов. Музыканты, дирижеры, композиторы, оперные исполнители из итальянских городов были желанными гостями коронованных особ. Здесь звучала итальянская инструментальная музыка, исполнялись оперы неаполитанца Джованни Паизелло, Доменико Чимарозы из Аверсы, Джузеппе Сарти из Фаэнцы, выступал гениальный юный дирижер Вилли Ферреро и виртуозная арфистка Виргиния Чиарлоне. Здесь давал оперы Верди и Доницетти знаменитый итальянский антрепренер Карло Гвиди, открывший миру многих знаменитых певцов, в частности Энрико Карузо. Текст: Марина Лебединская, главный специалист по издательской деятельности Фото: ГМЗ "Царское Село" #царскоесело #летовцарскомселе #екатерининскийпарк
01.06.2021 в 17:47


🌿ЛАВРЫ Сегодня на плац и в партер перед Екатерининским дворцом вернулись лавры. А это значит – наступило лето. Всего их 65, они выстрижены в форме пирамид и шаров. Кстати, вопрос: деревья какой формы преобладают? Мавжуда Аслами, сотрудник оранжерейного комплекса музея, рассказывает, как деревья пережили зиму и что самое главное в уходе за ними: «Наши лавры зимуют в оранжерее – мы им устраиваем «средиземноморскую» зиму и держим их при температуре 8-12 градусов. Ухаживаем, поливаем, опрыскиваем и по мере необходимости весной подкармливаем. В марте мы поднимаем температуру в теплице, растения чувствуют «весну» и начинают просыпаться. Необычную форму лаврам мы придаём вручную путём стрижки – мы регулярно стрижём деревья в период с апреля по май. Можно подумать, что средиземноморское дерево в северных широтах может быть очень капризно, но если его любить и давать ему внимание, то лавр будет чувствовать себя как дома». Надеемся, что лето у царскосельских лавров (ну и у нас заодно) выдастся тёплым и счастливым. Фото: ГМЗ «Царское Село» #летовцарскомселе #екатерининскийдворец
01.06.2021 в 12:28


🍀Обои-календари. Июнь Друзья, наконец-то лето! Радуемся долгожданному теплу и встречаем июньский выпуск царскосельских обоев для ваших мобильных телефонов. 🌺Цветущая яблоня и сирень, интерьеры Картинного зала, море тюльпанов и «Девушка с кувшином» будут радовать вас целый месяц. Сохраняйте себе и делитесь с друзьями. 🔝Ссылка для скачивания: https://disk.yandex.ru/d/nR5P2tPEvAlj4w Фото: ГМЗ «Царское Село» #царскоесело #екатерининскийдворец #екатерининскийпарк #обоидлятелефонов #phonewallpaper
31.05.2021 в 11:38


ЯНТАРНАЯ КОМНАТА 31 мая 2003 года в Екатерининском дворце произошло одно из важнейших событий в истории нашего музея – открылась Янтарная комната. Восстановительные работы длились более двадцати лет. Вторую жизнь «восьмому чуду света» подарили реставраторы Царскосельской янтарной мастерской. Янтарная комната была и остается нашим главным брендом, притягивает миллионы людей со всего мира. Тайна исчезновения шедевра и его возможное местонахождение до сих пор будоражит умы романтиков, специалистов и всех, кто интересуется искусством. История Янтарной комнаты знакома многим, поэтому сегодня мы предлагаем вам, друзья, угадать, какой из фактов о царскосельском шедевре не соответсвует реальности: 1. В 1717 году Петр I получил в подарок от прусского короля Фридриха Вильгельма I «зело изрядный презент» – Янтарный кабинет. 2. В 1719 году «янтарный кабинет» был установлен в Большом петергофском дворце. 3. В 1941 году фашисты вывезли Янтарную комнату в Восточную Пруссию, город Кенигсберг (ныне Калининград). 4. В 1997 году в Германии обнаружили подлинную флорентийскую мозаику из Янтарной комнаты – «Осязание и обоняние». Фото: © ГМЗ "Царское Село", автор - Руслан Шамуков #царскоесело #янтарнаякомната
30.05.2021 в 12:05


ЦВЕТЕНИЕ Не смогли насладиться цветением сакуры? Тогда предлагаем полюбоваться на наше розово-пурпурное чудо в Александровском парке. Яблони Недзвецкого иногда путают с сакурой – как раз из-за насыщенных ярко-розовых бутонов и сладкого аромата. Этот вид обнаружил в Владислав Недзвецкий во второй половине XIX века. Он собрал плоды дикорастущего дерева в предгорьях Тянь-Шаня и переслал их немецкому ботанику Георгу Дику: тот описал растение и впервые ввёл яблоню в культуру в Германии. Наши яблони цветут недалеко от куртины "Грибок" в Александровском парке. Фото: ГМЗ «Царское Село» #царскоесело #цветение #александровскийпарк
29.05.2021 в 12:07


🌿ЛЕТО. ФЛЕЙТА. МУЗЫКА О Сасуне Аракеляне – флейтисте, который с весны до осени играет в Екатерининском парке – мы вам уже рассказывали (https://vk.com/tsarskoe_selo_museum?w=wall-27707676_8027%2Fall ). Сегодня задали ему пять коротких вопросов. ▫Как давно вы в Царском Селе? Уже тридцать один год. Мое первое выступление в Петербурге было в ЦПКиО имени Кирова, после чего меня заметили и пригласили играть в Царском Селе. Поначалу я играл у Верхней ванны, но позже мне предложили «встречать» флейтой гостей у центрального входа в Екатерининский парк. ▫Ваш любимый композитор? У настоящего музыканта не может быть одного любимого композитора – как можно не любить Моцарта, Баха, Бетховена или Вивальди? Они все – великие и внесли огромный вклад в мировую музыкальную историю. ▫А какую музыку предпочитают ваши слушатели? Многие откликаются на мелодии из советского кино, а иностранным гостям больше по душе русская народная музыка. ▫Ваша публика – благодарная? Безмерно благодарная. Для меня Екатерининский парк – это необычная сцена, где возникает очень тесная связь с моим слушателем. Например, если кто-то улыбается или надолго задерживается, чтобы дослушать произведение, то я испытываю не только настоящее удовольствие, но и могу критически взглянуть на свой репертуар – понять, что больше нравится слушателю. ▫Ваше любимое место в Царском Селе? Место, где я стою уже тридцать лет – мое самое любимое. Здесь великолепно звучит мой инструмент: звук резонирует от стен Екатерининского дворца, рождается ощущение камерного зала, наполненного звуками флейты. Ну и, конечно же, знаменитая Камеронова галерея. 📷: ГМЗ «Царское Село» #царскоесело #екатерининскийпарк
28.05.2021 в 15:04


Все представители этой царскосельской утиной семьи уже стали фотомоделями. Можем у них поучиться искусству позирования и уверенности в кадре. Всем хороших выходных! Фото: ГМЗ «Царское Село» #царскоесело #екатерининскийпарк
27.05.2021 в 17:06


СКУЛЬПТУРА. МАЙ Этот мраморный бюст вы увидите около павильона «Грот» в Екатерининском парке. Юноша с мечтательным взглядом и улыбкой неспроста ассоциируется у нас с весной – перед вами скульптура «Май». Голову юноши украшает цветочный венок, а на груди – медальон со знаком Близнецов в виде картуша. В XIX веке мраморный бюст находился внутри Грота, после Великой Отечественной войны юношу вместе с его братьями – «Мартом», «Апрелем» и «Июнем» – переместили в регулярную часть парка. Сейчас оригинал скульптуры хранится в фондах, а в парке – копия, изготовленная в 1985-1986 годах. «Май». 1718-1719(?). Скульптор Д. Бонацца. Из коллекции ГМЗ «Царское Село» Фото: ГМЗ «Царское Село» #царскоесело #екатерининскийпарк
26.05.2021 в 14:18


ПРЕДМЕТ Гармония и виртуозное изящество бронзы в сочетании с нежной эмалью и тонкой росписью – перед вами каминные часы «Клио и Урания», которые украшали парадные залы Большого Царскосельского дворца с середины XIX века. Эта модель часов принадлежит известному парижскому бронзовщику, поставщику королевского двора Этьену Мартенкуру и относится к 1770 году. Часовой механизм изготовлен одним из крупнейших часовых предприятий второй половины XVIII века – фирмой Лепотов. В число клиентов Лепотов входили французские короли Людовик XV и Людовик XVI, герцог Орлеанский, принцесса Монако, королева Швеции Луиза и множество других титулованных особ. Патинированные фигуры музы астрономии и истории располагаются по сторонам циферблата, а корпус венчает пара игривых амуров, забавляющихся небесной сферой. Особое украшение предмета – художественно оформленный циферблат, по краю которого располагаются овальные медальоны с изображением знаков зодиака. Мода на богато декорированные циферблаты и эмалевые часы охватила два последних десятилетия XVIII века. Виртуозную роспись выполнил эмальер Жозеф Кото – один из самых известных эмальеров того времени. Привычные для современного человека образы Овнов, Львов, Стрельцов не повторяют форму звездных сочетаний, а служат лишь их художественным символом. Это связано с переосмыслением визуального облика знаков зодиака: с изданием в 1603 году первого звездного атласа современного типа – богато иллюстрированной «Уранометрии» Иоганна Байера – произошло разделение изображений созвездий на научную и художественную традицию. Часы можно увидеть в Арабесковом зале Екатерининского дворца. Каминные часы «Клио и Урания». 1770-е. Франция. Париж. Мастер Этьен Мартенкур. Часовой механизм фирмы «Лепот». Из коллекции ГМЗ «Царское Село» 📷: ГМЗ «Царское Село» #царскоесело #екатерининскийдворец
25.05.2021 в 16:48


ДЕВУШКА С КУВШИНОМ ВЕРНУЛАСЬ Друзья, делимся радостной новостью – наша знаменитая, воспетая поэтами «Девушка с кувшином» – вернулась на своё историческое место. Последние три месяца она участвовала в выставке «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Ф. И. Шубина до А.Т. Матвеева» в Манеже. Это её первое путешествие за последние 30 лет. – Наша «девушка» вернулась из рабочей командировки – она приняла участие в интересной и масштабной выставке. Транспортировка и установка скульптуры прошла успешно, и мы рады, что снова можем любоваться главным романическим символом Екатерининского парка, – говорит хранитель павильонов Наталья Лансере. Фигура Девушки с кувшином установлена в парке в 1816 году. Художественная композиция фонтана воспроизводит сюжет басни Лафонтена о молодой крестьянке, мечтавшей разбогатеть от продажи молока, но разбившей свой кувшин. Статуя фонтана «Молочница» – больше известная как «Девушка с кувшином» или «Царскосельская статуя» – выполнена известным скульптором Павлом Соколовым и отлита из бронзы в мастерской Императорской Академии художеств. В начале Великой Отечественной войны ее, как многие мраморные статуи царскосельского парка, для сохранности скрыли под землей: подняли при помощи лебедки и опустили в вырытую рядом с постаментом яму глубиной 1,5–2 метра. Уложили на доски, закрыли рубероидом и засыпали землей вровень с окружающим грунтом, сверху прикрыли дёрном. Примятая трава к 17 сентября, когда в Пушкин вошли войска оккупантов, проросла и закамуфлировала место захоронения. Статую извлекли из земли весной 1944-го и установили на задрапированном тканью ящике в одной из комнат в здании Лицея – это была первая послевоенная пушкинская экспозиция. Теперь бронзовый оригинал царскосельской «Девушки с кувшином» (ее авторская гипсовая модель хранится в Государственном Русском музее) помещен в фонды музея, а в парке установлена копия, отлитая в 1990 году. Подлинная «Девушка с кувшином» сейчас также принимает участие в крупном выставочном проекте «Восстановлению подлежит. Царскосельские дворцы, возрожденные из пепла», который музей-заповедник «Царское Село» проводит совместно с Санкт-Петербургским историческим парком «Россия – моя история». Фото: ГМЗ «Царское Село» #екатерининскийпарк #девушкаскувшином
24.05.2021 в 15:26


ЛИОНСКИЙ ЗАЛ. ШЁЛК Лионский зал называется так благодаря «золотым» шелковым обоям, которые изготовили мастера французской мануфактуры в Лионе. Для этого роскошного интерьера архитектор Чарльз Камерон придумал сочетать «золотую» ткань с синевой лазурита в облицовке панелей на стенах и оконных наличников. Великолепная декоративная ткань «с павлинами и фазанами» была изготовлена на французской мануфактуре К. Перона в Лионе. Со времен Екатерины II шелковые обои неоднократно заменяли. В середине XIX века Лионский зал стал парадной гостиной на половине Марии Александровны, супруги Александра II. По ее воле архитектор Ипполит Монигетти внес кардинальные изменения в оформление помещения: ткань стала полностью покрывать стены. В 1866 году, к 25-летию со дня бракосочетания Александра II и Марии Александровны, стены обили новым лионским шёлком, теперь это была ткань цвета «золотой бутон», она затягивала стены от панелей до верхнего края карниза, использовалась в обивке мебели и в портьерах. Сочетание изысканных элементов отделки екатерининского времени, великолепного шелка и предметов XIX столетия сделали Лионскую гостиную одним из самых запоминающихся залов эпохи историзма. В таком виде Лионский зал просуществовал до 1941 года. В годы Великой Отечественной войны текстильное убранство Лионского зала было утрачено. К счастью, в музее сохранились иконографические материалы (дворцовые описи, фотографии, автохромы, акварель, образцы шелка), а в Лионе – архивы ткацкой мануфактуры «Лами и Жиро», которая в 1860-х годах выполняла заказ русского императорского Двора. В коллекции преемницы этого предприятия – лионской мануфактуры Прелль – сохранились книги заказов XIX века. В процессе реставрации было принято исторически обоснованное решение – доверить восстановление шёлковой отделки Лионского зала французским мастерам мануфактуры Прелль. В соответствии с разработанным музеем проектом воссоздания обивки стен, ткани на мебель и портьеры современные специалисты изготовили 320 метров ткани «золотой бутон» (“Lampas bouton d’or Louis XVI”). Шелк виртуозной работы, созданный французскими мастерами, вновь стал главным декоративным элементом парадного интерьера. Фото: © ГМЗ "Царское Село" и Руслан Шамуков #екатерининскийдворец #лионскийзал

Главное

Прогноз погоды

Ясно

+20°..+30°

Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Оставьте отзыв на странице фильма "Круэлла" и становитесь участником розыгрыша сувениров. Авторы наиболее интересных рецензий получат в подарок сувениры к фильму.

Лучшее за неделю