Июль 2025

ПнВтСрЧтПтСбВс
14151617181920
21222324252627
28293031123
45678910

18+

Отзывы о Музей Мостов

Интересность : Небольшой, но очень крутой музей. Множество интереснейших экспонатов, практически каждый из которых увидеть можно только здесь. Особенно мне запомнились макеты мостов, некоторые из них я видел своими глазами, в их реальном размере, и было весьма необычно смотреть на их маленькие копии.
Расположение : Центр Санкт-Петербурга, ближайшая станция метро - Сенная площадь.
Интерьер : Музей очень светлый. Внутри все отлично оформлено, все экспонаты сопровождаются подробным описанием.
Обслуживание : За музеем тщательно следят, здесь всегда порядок. Есть возможность попасть на интересную экскурсию.
Музей Мостов
Адрес

пер. Мучной, д. 2

карта
Район
Адмиралтейский район (Санкт-Петербург)
Узнать, как пройти, проехать или посмотреть мероприятия в этом месте.

Актуализировать данные и увеличить число посетителей

Отзывы посетителей о Музее мостов

Общая оценка:8.5 / 10
Интересность 8
Расположение 9
Интерьер 8
Обслуживание 9
Оставить отзыв
Места поблизости
Музей бомжей Музей бомжейМузей ностальгии Музей ностальгииАртдинамиксМультимедийный музей АртдинамиксЛовцы словКреативное пространство Ловцы слов
посетитель
8.5 / 10 12 октября 2019 г. 15:23
За музеем тщательно следят, здесь всегда порядок. Есть возможность попасть на интересную экскурсию.  Музей очень светлый. Внутри все отлично оформлено, все экспонаты сопровождаются подробным описанием. Центр Санкт-Петербурга, ближайшая станция метро - Сенная площадь.  Небольшой, но очень крутой музей. Множество интереснейших экспонатов, практически каждый из которых увидеть можно только здесь. Особенно мне запомнились макеты мостов, некоторые из них я видел своими глазами, в их реальном размере, и было весьма необычно смотреть на их маленькие копии.  на страницу отзыва

Отзывы помогают нам определиться с выбором, принять правильное решение о посещении того или иного места. На Peterburg2 вы всегда найдете развернутые отзывы о Музее мостов. Наши посетители оценивают Музей Мостов по интерьеру и другим параметрам. Вы можете пожаловаться нам на отзыв или комментарий
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Государственный музей-заповедник ПетергофГосударственный музей-заповедник ПетергофГлавные концерты в Санкт-ПетербургеГлавные концерты в Санкт-ПетербургеWhiteMare - панорамный банкетный зал у водыWhiteMare - панорамный банкетный зал у водыЭкстремальные аттракционы, лабиринты и захватывающие квестыЭкстремальные аттракционы, лабиринты и захватывающие квесты

Комментарии посетителей (1)

Ольга10 февраля 2020 г. 17:31
Посещали этот музей дважды. Один раз пришли просто во второй половине дня и сами побродили по выставке. Тема показалась интересной, а подача не то, что однообразной и скучной, но чего-то не хватало, как оказалось экскурсии. Во второй раз нашли заранее время, когда в музее идет обзорная экскурсия и пришли к этому времени. И надо сказать, это совсем другое дело - с гидом музей заиграл новыми красками и воспринимать материал стало легко и интересно, еще и наглядно, смотрели макеты, фото, костюмы. Советую приходить только с экскурсией, иначе можно и разочароваться, многое важное упустить.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Новости официального сайта и группы ВКонтакте
Музей Мостов/Филиал ЦМЖТ России

13.07.2025 в 07:06


Модель Романовского моста В коллекции моделей мостов Центрального музея железнодорожного транспорта РФ есть любопытная модель Романовского моста. Железнодорожный мост через реку Волгу недалеко от Казани на Московско-Казанской железной дороге был построен по проекту известного профессора Института инженеров путей сообщения Николая Аполлоновича Белелюбского (1845-1922) и молодого инженера Андрея Павловича Пшеницкого (1869-1941), который уже участвовал в сооружении мостов Санкт-Петербурга. Переправа на Волге была очень важна. До ее постройки пассажиры и грузы на берегах реки задерживались, ожидая паром. Работы по сооружению Романовского моста начались 13 февраля 1911 года. Переправа получила свое название в честь правящей в России императорской династии еще в момент подготовки проекта. 26 марта 1910 года император Николай II принял такое решение. Несмотря на аварийные ситуации во время строительства, железнодорожный металлический девятипролетный мост длиной 1063 м. соорудили в короткие сроки. Официальное открытие состоялось 11 июля 1913 года. Переправа через Волгу эксплуатировалась более 90 лет, меняла название, переживала войны и ремонты. В 2007–2011 гг. на 754-м км участка Канаш–Агрыз Горьковской железной дороги специалисты АО «УФСК Мост», проводя реконструкцию исторического сооружения, заменили пролетные строения, провели ремонт тела опор и устоев, осуществили подводный ремонт. В момент этих работ было принято решение музеефицировать один из пролётов переправы, однако удалось сохранить только фрагмент. В это же время выполнили модель Романовского (Зеленодольского) моста, которая в силу того, что реальный объект ушел в историю, стала памятником науки и техники. В настоящее время модель демонстрируется в Музее мостов, дополняя раздел экспозиции, связанный с деятельностью Николая Аполлоновича Белелюбского.
10.07.2025 в 10:26


Выпускники кафедры «Мосты и тоннели» в Музее мостов Музей мостов посетили выпускники кафедры «Мосты и тоннели» Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, окончившие институт 55 лет назад, в 1970 году. За свою долгую трудовую жизнь они участвовали в сооружении многих значительных переправ. Часть организаций, в которых работали инженеры, уже сами стали историей. Музей получил в подарок от ветеранов-мостостроителей подборку литературы – редкие книги, журналы, изданные к юбилейным датам Мостостроя №6, Мостостроительного отряда №61 и Мостоотряда №19, Кольцевой автомобильной дороги Санкт-Петербурга, проектного института ОАО «Гипротрансмост» (Москва). Ветераны с одобрением отметили, что коллекция моделей в Музее мостов постоянно пополняется. Здесь уже представлена история мостов XXI века – Большого Обуховского и моста через Корабельный фарватер на Западном скоростном диаметре, Крымского моста. Совсем недавно в музей передана модель Большого Смоленского моста. Благодаря старшим поколениям мостостроителей коллекция постоянно пополняется редкими изданиями, подборками предметов нумизматики и фалеристики, документами и фотографиями. История мостостроения интересна студентам технических вузов и колледжей, специалистам занимающимся проектированием, строительством и содержанием искусственных сооружений, а также жителям и гостям Санкт-Петербурга, известного во всем мире своими выдающимися переправами.
07.07.2025 в 07:01


Часовня Николая Чудотворца В Музее мостов жемчужиной коллекции является модель Благовещенского моста – первой постоянной переправы, построенной через Неву. Его строительство продолжалось восемь лет, начавшись в 1842 году. Модель же создавали целых 12 лет! Размеры ее просто оглушительны: 2,5 на 3 метра. Проработана каждая деталь – от действующего разводного механизма до камешков на дне Невы. Каждый гвоздь, заклепка или крюк — все на своих местах. Однако на модели не отражено еще одно великолепное сооружение, связанное с этой переправой. Часовня Николая Чудотворца, располагавшаяся на толстом быке, была построена в 1853—1854 гг. Поводом к созданию красивого сооружения послужила привезённая из Италии икона — мозаичный образ святого Николая Чудотворца (копия работы Ф. Кристофари), созданный учениками Академии художеств В.Е. Раевым, Е.Г. Солнцевым, И.С. Шаповаловым и С.Ф. Федоровым. Русские мастера осваивали искусство мозаики в Риме в мастерской Барбери не ради личного развития. Это была подготовка к изготовлению мозаик для Исаакиевского собора. Из Италии художники привезли в Россию исполненные ими мозаики: «Св. Николай», копию мозаичного пола в Отриколи и головы четырех евангелистов (ныне произведения хранятся в Эрмитаже). Образ святого Николая Чудотворца было принято решение разместить в часовне на Благовещенском мосту. В 1852 году император утвердил проект часовни на быке у разводного пролёта моста, разработанный архитектором А.И. Штакеншнейдером. Николай I лично вносил дополнения в проект. На заднем фасаде разместили медную доску с изображением образа святого Александра Невского, написанный масляными красками академиком Ф. Завьяловым. Часовню заложили 9 мая 1853 года. Внутри размещались две кружки для пожертвований: на содержание часовни перед образом святителя Николая и на нужды богадельни. Освящение состоялось 9 мая 1854 года. В Музее мостов демонстрируется подлинная акварель середины XIX века, которая позволяет понять внутреннее и внешнее архитектурное решение. Часовня была обращена главным фасадом к Английской набережной, стояла на высоком цоколе из красного гранита. Стены представляли собой четыре арочных проема с каннелированными колоннами, украшенными золочеными базами и капителями. Над входом находилась надпись «БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ». Внутреннее убранство отличалось богатством отделки: стены и арки были покрыты мозаичным орнаментом, нижняя часть оформлена панелями из цветного мрамора. Главным украшением служила большая мозаика с изображением святителя Николая Чудотворца в епископском облачении. Освещение обеспечивала пятирожковая газовая люстра. Часовня существовала до 1930 года, затем была снесена под предлогом освобождения места для памятника лейтенанту Шмидту. Увидеть оригинальное сооружение позволяет еще один уникальный экспонат музея — фотография 1870-х гг. «Панорама Английской набережной и Благовещенского моста». Размер ее внушительный, около 2 м длинной и 1 м шириной. Старый панорамный снимок был отреставрирован в 2019 г. специалистами РОСФОТО и теперь этот, по сути, уникальнейший исторический документ позволяет изучать детали из жизни Санкт-Петербурга конца XIX века. Можно рассмотреть попавших в кадр фотографа людей на барже, двух персонажей, похожих на моряков у причального мостика, оставленную без присмотра телегу. Часовня Николая Чудотворца на снимке великолепна! Пусть оригинальный Благовещенский и исчез в водовороте времени, но в музее можно в подробностях изучить устройство выдающейся переправы и услышать его многогранную историю.
03.07.2025 в 11:27


Руководитель Росжелдора Александр Геннадьевич Сахаров посетил Музей мостов – филиал Центрального музея железнодорожного транспорта РФ. В сопровождении директора ЦМЖТ РФ Владимира Ивановича Мителенко глава агентства ознакомился с экспозицией единственного в стране музея, посвященного истории мостостроения. Заместитель директора ЦМЖТ РФ Елена Николаевна Асташова провела экскурсию для гостей, рассказав об истории формирования коллекции, начало которой было положено в XIX веке. На сегодняшний день в залах музея представлено более ста уникальных моделей переправ, отражающих высочайшие достижения русской мостостроительной школы. Несомненно, они представляют большую методическую ценность для студентов транспортных вузов и современного поколения инженеров-путейцев. Заместитель директора – главный инженер ЦМЖТ РФ Александр Сергеевич Низковский представил проект реконструкции залов музея. Благодаря реновации, осуществленной в 2024 году, исторические помещения приобрели объёмно-пространственную структуру и отвечают всем современным экспозиционным и хранительским требованиям. Особый интерес у делегации вызвала новая выставка, посвящённая 290-летию со дня рождения нижегородского механика Ивана Петровича Кулибина. Глава Росжелдора высоко оценил проведенную исследовательскую и научную работу по подготовке к проекту, отметив значимость привлечения молодежи к осуществлению межмузейный проектов, ориентированных на популяризацию российского изобретательства. Александр Сахаров поблагодарил руководителей и сотрудников ЦМЖТР РФ за неравнодушное отношение к своему делу и пожелал дальнейших успехов в деле сохранения истории инженерного дела.
01.07.2025 в 11:16


Проекты металлических мостов Ивана Кулибина На выставке «Кто Вы, Кулибин? По следам великого гения» в Музее мостов представлены чертежи из Академии наук, а также два акварельных рисунка выпускника Академии художеств 1950 года года Евгения Константиновича Тимошкова, выполненных по чертежам Ивана Петровича Кулибина. Эти работы наглядно демонстрируют нам проекты металлических мостов, разработанных нижегородским механиком. Кулибин понимал, что столь грандиозную постройку, как мост, из экономических соображений следует сооружать из металла. Размышляя о недостатках дерева как строительного материала, в период с 1800 по 1810-й год Кулибин создал три проекта моста из железа и чугуна, рассчитывая, что они могут быть использованы не только на Неве, но и других реках России. Первый проект Кулибина предполагал возведение трехпролетной арочной переправы, его проезжая часть подвешивалась за арки, а пропуск кораблей осуществлялся по обходному каналу с двумя маленькими подъемными мостиками у берега Васильевского острова. Однако со стороны эта переправа выглядела бы как сплошная металлическая стена в центре Петербурга, подвесная проезжая часть перекрывала бы панораму Невы и не сочеталась с окружающей городской застройкой. В связи с этим второй проект металлического моста Ивана Петровича предусматривал езду поверху – движение транспорта и пешеходов осуществлялось «поверху». Сама переправа обладала пятью пролетами – в центре размещалась разводная конструкция. Третья идея Кулибина была финальной и самой совершенной. Иван Петрович уменьшил количество арок до трех, а разводные пролета расположил у берегов Адмиралтейского и Васильевского островов. Осветить свое сооружение Кулибин предполагал прожекторами собственного изобретения, а украшать - вензелями с инициалами монарха, в правление которого возведут переправу. К этому проекту Кулибин подготовил очень подробную техническую документацию, изготовление металлических частей переправы изобретатель полагал поручить в том числе и заводу Чарльза Берда – сегодня это завод Адмиралтейские верфи. К моменту окончания своего третьего проекта металлического моста Ивану Петровичу Кулибину было уже под восемьдесят лет, он вернулся к себе на родину в Нижний Новгород, но всё ещё мечтал о строительстве постоянной переправы через Неву. Со своими сыновьями он посылал чертежи своего сооружения, письма, записки о его возведении в Петербург, за помощью он обращался к президенту Академии наук Разумовскому, а также к князю Голицыну, но гениальной идее Ивана Петровича было не суждено сбыться. Механик скончался в 1818 году, в то время как постоянный металлический мост через Неву будет открыт только в 1850. Ознакомиться с гениальными работами мастера вы можете на выставке, посвященной Ивану Кулибину, в Музее мостов.
29.06.2025 в 07:35


В Музее мостов завершился монтаж нового экспоната. Макет Большого Смоленского моста приехал к нам после участия в Петербургском международном экономическом форуме, где он стал одной из популярных достопримечательностей официального стенда Северной столицы. Проект невской переправы изготовлен по заказу компании Нацпроектстрой в масштабе в соответствии с предоставленными проектировщиком чертежами, что позволило реалистично отобразить особенности архитектурного и конструктивного решения объекта. Строительство Большого Смоленского моста, первого разводного через Неву за 40 лет, ведет компания «Дороги и Мосты» Нацпроектстрой.
28.06.2025 в 10:33


Коллектив Центрального музея железнодорожного транспорта РФ возложил цветы к могиле И.Г. Зубкова в Александро-Невской лавре. В памятной церемонии так же приняли участие руководство и сотрудники АО «Метрострой Северной Столицы», ветераны ОАО «Метрострой», администрация муниципального образования округа «Автово». 81 год назад, 28 июня 1944 года, погиб Иван Георгиевич Зубков– талантливый советский инженер, начальник строительства №5 Народного комиссариата путей сообщения (НКПС), начальник управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта (УВВР-2), генерал-директор пути и строительства II ранга, Герой Социалистического Труда, награжден орденами Ленина, Красного Знамени, медалями «За трудовую доблесть», «За оборону Ленинграда». В 1941 году почти шесть месяцев под его руководством в Ленинграде строилось метро. В планах был пуск первой линии к 7 ноября 1942 года. Строительство остановила война. В годы Великой Отечественной войны сотрудники Метростроя под руководством И.Г. Зубкова участвовали в сооружении железобетонных оборонительных укреплений на Пулковских высотах, на Карельском перешейке, под Лугой и Кингисеппом, укладывали подъездные пути линии Войбокало – Кобона – Коса, портовые сооружения на Ладожском озере, легендарную железнодорожную линию Поляны – Шлиссельбург по которой прошел первый поезд с продовольствием в блокадный Ленинград. 28 июня 1944 года Иван Георгиевич Зубков погиб в авиакатастрофе недалеко от Лодейного Поля выполняя служебное задание. В Музее мостов (Мучной пер.,2) продолжает работу историко-документальный проект «Дорога Победы Ивана Зубкова», рассказывающий об удивительной и трагической судьбе выдающегося специалиста в области транспортного строительства.
25.06.2025 в 09:42


Родственники просят увековечить имя героя В Музее мостов продолжает работать выставка «Дорога Победы Ивана Зубкова». В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне наш музей через историю выдающегося специалиста в области транспортного строительства Ивана Георгиевича Зубкова рассказал о героических страницах битвы за Ленинград. Проект вызвал интерес у специалистов и посетителей, увлеченных историей. Это очень важно для всех, кто работал над выставкой, собирая в единую концепцию документы, фотографии, музейные реликвии и воспоминания очевидцев. И особенно волнительно, когда в музей на выставку приходят близкие и родственники наших героев. Родные Ивана Георгиевича Зубкова приехали из Москвы — внук Иван Зубков и вдова Георгия Ивановича Зубкова Светлана Ивановна. Наших гостей сопровождали представители МО Автово. Вместе мы почтили память поколения, пережившего войну, рассматривали экспонаты, связанные с событиями прорыва блокады и строительства Дороги Победы. Светлана Ивановна Зубкова, осмотрев экспозицию, поблагодарили сотрудников музея за кропотливый труд при подготовке выставки, внимание к деталям, рассказывающим о семье, о человеческих чертах легендарного Ивана Зубкова. Наши гости в свою очередь рассказали, что побывали в течении дня на могиле Ивана Георгиевича Зубкова в Александро — Невской лавре и посетили станцию метро Автово. Попросили музей поддержать инициативу о размещении памятной доски внутри станции.
22.06.2025 в 07:22


Сегодня, 22 июня День памяти и скорби, день начала Великой Отечественной войны. В этот день мы вспоминаем тех, кто героически боролся за свободу и независимость нашей Родины. Особое место среди них занимают железнодорожники, чья самоотверженная работа была жизненно важна для военных операций и обеспечения тыла. С первых дней войны железная дорога стала играть ключевую роль. От железнодорожников зависела оперативная переброска боевой техники и десятков тысяч бойцов, развертывание боевых подразделений, организация снабжения, эвакуация людей и предприятий. Наш музей хранит память о подвигах этих людей. Героические страницы истории Великой Отечественной войны в фотографиях, документах, подлинных предметах представлены на двух площадках нашего музея. На главной лестнице Центрального музея железнодорожного транспорта РФ (Садовая 50) работает выставка, посвящённая участию железнодорожного транспорта и вклада героев-железнодорожников в Победу. В Музее мостов (Мучной пер.,2) продолжает работу историко-документальный проект «Дорога Победы Ивана Зубкова», рассказывающий об удивительной и трагической судьбе выдающегося специалиста в области транспортного строительства. Мы помним и благодарим железнодорожников, которые своим трудом и мужеством внесли неоценимый вклад в Великую Победу. Мы скорбим по всем, кто ценой своей жизни выполнил святой долг, защищая свое Отечество.
20.06.2025 в 15:59


Музей Мостов на ПМЭФ получил макет Большого Смоленского моста На площадке Петербургского международного экономического форума Нацпроектстрой передал Музею мостов уникальный экспонат. Строительство Большого Смоленского моста, первого разводного через Неву за 40 лет, ведет компания «Дороги и Мосты» НПС. Генеральный директор «ДиМ» Михаил Григорьев и руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Александр Сахаров поставили свои подписи в документе, фиксирующем намерения сторон. «Для нашей компании большая честь и ответственность строить мост в городе, который ими по праву славится… А сегодня мы передаем уникальный экспонат в единственный в стране специализированный Музей мостов, где каждый петербуржец и гость города может увидеть славные достижения наших предшественников», – рассказал Михаил Григорьев. Обращаясь к собравшимся, Александр Сахаров отметил: «Строительство Большого Смоленского моста – значимый инфраструктурный проект не только для Санкт-Петербурга, но и для всей страны… Очень важно, чтобы школьники, приходя на экскурсию в Музей мостов, видели не только исторические экспонаты, но и макеты современных проектов, загорались желанием самим создавать такие сооружения» Макет размером 2 на 4 м выполнен в двух масштабах с высокой степенью детализации. Пролетные строения сооружения разводятся, тротуары и проезжую часть освещают фонари, по рельсам через мост проезжает трамвай. На ПМЭФ-2025 макет можно увидеть на официальном стенде Санкт-Петербурга. #НПС_новости #Дороги_и_Мосты #Росжелдор #Нацпроектстрой #ПМЭФ25 @rlwgovru
20.06.2025 в 09:38


Открытие выставки «Дорогами войны к Великой Победе» 18 июня в Музее мостов состоялось открытие выставки творческих работ победителей и призёров Открытого городского конкурса «Дорогами войны к Великой Победе», посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Конкурс проходил в рамках деятельности сетевого сообщества #ПедагогиПатриоты под руководством Оксаны Павловны Сысоевой, и организован Центром гражданско-патриотического воспитания и безопасности жизнедеятельности (ГБУ ДО ДООЦ «ЦГПВиБЖ»). Творческое состязание объединило 650 участников из 11 районов Санк-Петербурга. Ребята от 6 до 17 лет (в том числе дети с ОВЗ) и 89 семей воспитанников образовательных учреждений города через рисунки и макеты рассказали о героизме, мужестве и памяти тех, кто подарил нам мирное небо. Впечатляет состав жюри конкурса – творческие работы судили 47 экспертов: руководители образовательных учреждений, педагоги домов творчества, сотрудники музеев Петербурга и Ленинградской области, участники СВО. На макетах и рисунках отражена деятельность работников транспорта – железнодорожников, летчиков, моряков, автомобилистов. Советский транспорт был связующим звеном между фронтом и тылом, обеспечивал потребности Красной Армии в перевозках воинских подразделений, военной техники, вооружения, боеприпасов, снаряжения и народного хозяйства в сырье, топливе, эвакуации. Мы поздравляем победителей и призёров конкурса, и ждем всех участников вместе с семьями и друзьями посетить замечательную выставку! Музей мостов работает со вторника по воскресенье с 10.30 до 17.30.
19.06.2025 в 15:28


Уважаемые посетители! Мы рады сообщить, что в Музее мостов появилась новая услуга – прокат аудиогида по выставке «Кто Вы, Кулибин? По следам великого гения». Цифровой путеводитель расскажет о самых занимательных фактах из жизни нижегородского механика и его невероятных изобретениях, опередивших свое время. Для получения аудиогида необходимо обратиться к администратору. Стоимость услуги – 200 рублей + входной билет в музей. Приятного прослушивания!
13.06.2025 в 17:09


История за кадром: знаток инженерного дела Сегодня, 13 июня, исполняется 160-лет со дня рождения Григория Никифоровича Соловьева. Практически уже была завершена подготовка материала, рассказывающего о деятельности этого талантливого инженера путей сообщения, педагога, ученого, мостостроителя. Однако общение с правнуком – Сергеем Юрьевичем Шевченковым и изучение предоставленных им документов из семейного архива, сподвигли в целом поменять ракурс в изложении текста. Уж больно интересны были события в целом, включая историю семьи. Итак. Давайте рассмотрим фотографию начала XX столетия. Но снимке и на визитке сохранился адрес проживания Соловьевых в Петербурге: 1 рота 8 квартира 5 (ротами назывался район Измайловского проспекта с расположенными вокруг него улицами). Так 1-я рота Измайловского полка, это ныне 1-я Красноармейская улица. На снимке Григорий Никифорович Соловьев(1865—1916) , его супруга Александра Артемьевна Соловьёва (1877—1920), которая по сведениям семьи погибла во время голода в Петрограде. И старшая дочь Вера (1894-1969) пианистка, музыкальный теоретик, директор Театрального музея имени А. С. Пушкина в годы блокады Ленинграда. Словно через вуаль времени, на снимке можно разглядеть обустройство уютного жилья. Веет спокойствием. Сослуживцы и студенты отзывались о Григории Никифоровиче только как о добром и отзывчивом человеке, благороднейшем, добросовестном, светлом и полезном деятеле. Г. Н. Соловьев участвовал в крупнейших строительных проектах конца XIX – начала ХХ века, однако так случилось, что его заслуги остались за кадром истории. Вклад в строительство Транссибирской магистрали Период трудовой деятельности Г.Н.Соловьева ознаменован творчеством большого числа выдающихся деятелей отечественного мостостроения – Николая Аполлоновича Белелюбского, Лавра Дмитриевича Проскурякова, Григория Петровича Передерия, Андрея Павловича Пшеницкого. О нах написано не мало статей и книг. О Соловьеве же в дореволюционных источниках память хранят лишь некрологи. В основательной статье, вышедшей в журнале «Зодчий» в 1916 году, спустя полгода после кончины Григория Никифоровича, упоминается о работе над проектами Транссиба. Речь одет об участии в создании проекта самой уникальной железнодорожной переправы того периода - Енисейского моста. Автором идеи был профессор Императорского московского технического училища Лавр Дмитриевич Проскуряков. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже была представлена модель Красноярского моста, которая удостоилась Гран-при и золотой медали — «За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение». Модель моста сейчас можно увидеть в экспозиции Центрального музея железнодорожного транспорта РФ. Еще одна сложнейшая задача, решенная Соловьевым - способ «обделки тоннелей Кругобайкальской железной дороги». Предложенный Григорием Никифоровичем метод был применен в десяти тоннелях этой дороги. Напомним, что Сибирский железнодорожный путь, впоследствии получивший название Транссибирской магистрали, при проектировании был разделён на семь участков, среди которых был Кругобайкальский, маршрут который должен был пройти от Иркутска до пристани Мысовая на восточном берегу Байкала. Это был один из самых сложных участков: берег Байкала представлял собой каменистую гряду, возвышающуюся над озером на высоту до 400 метров. Исследователи пишут о том, что «на каждый километр дороги было истрачено в среднем около вагона взрывчатых веществ, а также было проведено земляных работ по объёму, примерно равному 400 вагонам. Насыпи составили 28,7 % длины пути, выемки — 71,3 % (причём большая часть — в скальных грунтах). Верхнее строение пути на дороге пришлось утяжелить: были использованы более мощные рельсы, увеличено количество шпал. В связи со сложным рельефом пришлось уменьшить минимальный радиус кривых в поворотах. При таких природных условиях любое яркое техническое решение, позволяющее экономит затраты и силы, отвечающее задачам эффективной эксплуатации объектов Кругобайкальской магистрали, конечно, было на вес золота. Продолжение следует.
12.06.2025 в 10:30


Поздравляем коллег, друзей, партнеров, посетителей музея с Днём России! Этот праздник — символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее страны. Великий российский учёный Михаил Васильевич Ломоносов в своем научном труде об истории славян сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Коллектив старейшего научно-технического музея страны с особой гордостью и ответственностью несет свою почетную миссию по сохранению исторического достояния транспортной отрасли России. Труд и сила воли железнодорожников, мостостроителей, инженеров – транспортников двигают Отечество вперед, к новым перспективам. Музей, в свою очередь, являясь «хранилищем памяти», активно занимается научно-просветительской деятельностью, формируя историческую грамотность и уважение к современным инженерным профессиям у нынешних поколений. Желаем всем гармонии, здоровья и семейного благополучия!
11.06.2025 в 16:35


В Музее мостов прошла Церемония награждения Олимпиады школьников по истории инженерного дела, проводимой СПбГУ совместно с Центральным музеем железнодорожного транспорта Российской Федерации . В 2024/2025 учебном году состоялся юбилейный V сезон Олимпиады, а тематика соревнования была посвящена 80-летию Победы в Великой Отечественной войне Олимпиада объединила интерес к историческим и техническим наукам учащихся 5-11 классов из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологодской, Белгородской областей и Донецкой Народной Республики. Участие в Олимпиаде и написание научно-исследовательской работы – это первые шаги в большую науку, возможность развить навыки публичного выступления и аргументации своей позиции по теме выбранного доклада. «К участию в Олимпиаде меня побудил интерес к неоднозначной личности императора Николая I, так как тема моей работы посвящена его вкладу в инженерное развитие России. Сделать качественную работу – это всегда большой труд, поэтому все участники, конечно, большие молодцы!», - Сергей Семиглазов, учащийся 9 класса, абсолютный победитель Олимпиады по истории инженерного дела в 2024/2025 учебном году. Финалисты были награждены дипломами и памятными подарками от организаторов Олимпиады. А абсолютному победителю, Сергею Семиглазову, ежегодным партнёром Олимпиады компанией «Гранд Сервис Экспресс» был вручен особый приз – это сертификат на путешествие СПб–Москва–СПб в вагоне класса СВ
11.06.2025 в 12:41


Уважаемые посетители! 11.06.2025 г. Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации (ул. Садовая 50) и его филиал Музей мостов (Мучной пер. 2) работает до 17:00. Вы можете приобрести билеты в кассах музеев до 16:30. 12.06.2025 г. Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации (ул. Садовая 50) и его филиал Музей мостов (Мучной пер. 2) посетителей не принимают. Ждём Вас с 13.06.2025 по обычному расписанию.
08.06.2025 в 10:04


Выставка – на «отлично»! Всегда приятно сотрудникам музея получать позитивные отзыв о своей работе. Письмо, подготовленное школьными юнкорами, не только тронуло наши сердца, но и показалось прекрасным итогом завершившейся выставки. Поэтому публикуем его в полном объеме. Здравствуйте! Мы — юнкоры, кадеты 8Б (кадетского) класса школы № 364 Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Хотим поделиться своими впечатлениями о выставке «Школьные музеи — родному городу», которая проходила в Музее мостов с 23 апреля по 21 мая 2025 года. Для нас участие в работе этого проекта стало совершенно новым и очень интересным опытом. Творческая встреча, на которую нас пригласили, дала прекрасную возможность пообщаться с организаторами и участниками выставки; «изнутри» увидеть, как создаются экспозиции и какие потрясающе интересные истории стоят за каждым предметом. Мы познакомились с ребятами-музейщиками и юнкорами из других школ, увидели, насколько они увлечены своим делом.Например, экскурсоводы музея гимназии № 41 Приморского района показали, как работает портативный кинопроектор, возраст которого составляет более 60-ти лет. Особое уважение вызывает то, что ребята сами его чинили и восстанавливали, по инструкции разбирались с эксплуатацией кинопроектора. Не удивительно, что их экскурсия в Музее мостов произвела впечатление на всех присутствующих. Девятиклассница Анна Григорьева, представлявшая «Музей ученика» школы № 534, занимается музейным делом с пятого классе. И за это время она стала классным экскурсоводом. Мы сами могли в этом убедиться. На выставке Аня рассказала о разных игрушках: о новогодних украшениях столетней давности, о любимцах советских детей — Карлсоне, кукле Саше, обезьянке Жаконе. Особые истории – это блокадные игрушки: пупс, плюшевый мишка, которые помогали своим маленьким хозяевам выжить. Аня Григорьева продолжает дело своего старшего брата, который тоже был отличным экскурсоводом в своей школе. Но Аня хочет пойти дальше и сделать музейное дело своей профессией. Мы уверены, у нее получится! Для нас важно и то, что выставка «Школьные музеи — родному городу» стала еще одним поводом гордиться нашей 364-ой школой; нашим музеем «Балтийские малютки», предоставившим уникальные экспонаты; школьными экскурсоводами Костей Телегиным и Никитой Степурой, которые со знанием дела познакомили гостей выставки с нашими экспонатами. Как отметила куратор выставки Анна Владимировна Костромидина, заведующая сектором по связям с общественностью и развитию Центрального музея железнодорожного транспорта РФ «проблема школьных музеев в том, что они находятся на закрытых территориях, и только ученики и гости школы могут увидеть те уникальные материалы, которые хранятся в этих музеях. Задача нашей выставки — продемонстрировать эти предметы как можно большему числу посетителей». Мы уверены, что с этой задачей выставка справилась на «отлично». Нам было интересно, мы многое узнали, познакомились с интереснейшими взрослыми и ровесниками. И, конечно, ждем выставку в следующем году. Если будет нужна наша помощь – организаторы выставки могут на нас рассчитывать. Авторы: Юнкоры школы № 364 Полина Бурцева и Лилия Деветьярова
07.06.2025 в 10:00


О часах Кулибина в Музее мостов Партнером выставочного проекта «Кто Вы, Кулибин? По следам великого гения», который сейчас проходит в Музее мостов, стал главный музей России – Государственный Эрмитаж. Специально для выставки интереснейшие видеофильмы подготовил отдел «Эрмитаж-Медиа». Научные сотрудники ведущего музея страны рассказали о раритетах, связанных с именем русского механика, которые хранятся в коллекции Эрмитажа. Один из видеороликов посвящен подлинному чуду механики – часам яичной фигуры. В 1764 году стало известно о намерении Екатерины II совершить поездку по волжским городам. Одним из пунктов маршрута был Нижний Новгород. Предполагавшееся посещение города императрицей принесло Кулибину идею преподнести Её Величеству часы, не бывалые как по своей форме, так и по устройству. Вскоре, как упоминает сам мастер в своей автобиографии, он «начал рисовать рисунки, чтобы быть часам яичной фигурой». Работа над ними велась несколько лет, и в весной 1769 года Кулибин преподнес часы императрице. Корпус изделия выполнен из серебра с позолотой и имеет форму гусиного яйца, внутри которого находится уникальный механизм, состоящий из 427 деталей. В часы установлен механизм часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводящий несколько мелодий, и миниатюрное устройство, приводящее в действие фигурки в крошечном встроенном театре. В конце каждого часа растворялись маленькие двери, за которым виднелся Гроб Господень. За дверями стояли два стражника, через некоторое время из дверей появлялся ангел. Камень рядом с дверью падал на бок, дверь гроба открывалась, стражники падали на землю. Через тридцать секунд куранты часов играли молитву «Христос воскреси», двери захлопывались. Театр приводился в действие специальной кнопкой в том случае, если появлялось желание немедленно повторить представление. Кроме того, один раз в сутки, в полдень, часы проигрывали музыку, сочиненную самим Иваном Кулибиным. Поднесенный дар произвел на императрицу столь сильное впечатление, что она предложила талантливому мастеру возглавить механические мастерские Академии наук. Ждем вас в Музее мостов, где вы можете увидеть частичку Эрмитажа!
01.06.2025 в 14:57


В преддверии Дня защиты детей в Музее мостов состоялся детский шахматный турнир. Интеллектуальное состязание объединило 22 юных шахматиста - учеников онлайн-школы Chess One, в возрасте от 6 до 12 лет. От лица музея участников и гостей приветствовала Полина Чекалина, заведующая сектором культурных программ. Она подчеркнула, что шахматы и инженерное дело имеют много общего: стратегическое мышление, планирование на несколько ходов вперед и умение просчитывать последствия своих решений. Напряженные шахматные баталии длились несколько часов, родители поддерживали своих чемпионов, создавая атмосферу единства и спортивного духа. В перерывах между партиями все желающие могли отдохнуть на экскурсии по музею. Поздравляем победителей и благодарим участников и администрацию школы Chess One за этот прекрасный шахматный праздник!
28.05.2025 в 14:26


⭐ В День защиты детей, 1 июня в 14.00, приглашаем наших юных посетителей вместе со взрослыми на экскурсию «Кто Вы, Кулибин? По следам великого гения»! Записывайтесь по тел. 310-22-18. 📚 Образ Ивана Петровича Кулибина навсегда остался в нашей исторической памяти. Порой его считают легендой, чуть ли не сказочным персонажем. Предлагаем отправиться в творческую экспедицию по следам гения! На экскурсии-расследовании «Кто Вы, Кулибин?» мы разгадаем тайны личности героя и узнаем, как же механик-самоучка стал одной из наиболее известных и почитаемых фигур в российской истории. ✨Стоимость программы: Детский билет – 300 рублей Взрослые – по входному билету в музей (400 рублей – полный, 200 рублей - льготный). Вы также можете забронировать эту экскурсию для своей группы на другой день по тел. 310-22-18.
28.05.2025 в 10:03


Награждение победителей регионального конкурса-квеста «По дорогам истории кадетского образования» В Музее мостов — филиале Центрального музея железнодорожного транспорта РФ, наградили победителей регионального конкурса-квеста «По дорогам истории кадетского образования», организованного Городским центром ПВПР и КО ГБНОУ «Балтийский Берег». Этот конкурс стал настоящим погружением в славное прошлое и настоящее кадетского движения. Елена Николаевна Асташова, заместитель директора музея по научно-просветительской работе, приветствовала гостей, отметив исследовательские навыки и организаторские способности талантливых участников конкурса. После завершения церемонии награждения победителей ждал подарок – интерактивная программа, посвященная Международному дню музеев. Ребята и педагоги с удовольствием посетили выставку, посвященную Ивану Петровичу Кулибину, и узнали много нового и интересного о жизни и изобретениях «нижегородского Архимеда». Ещё раз поздравляем команды обучающихся кадетских классов, а также неравнодушных и увлеченных педагогов-наставников. Желаем новых исследований и открытий!
27.05.2025 в 16:34


Награждение победителей конкурса «Дорогами войны к Великой Победе» В Музее мостов — филиале Центрального музея железнодорожного транспорта РФ, состоялась торжественная церемония награждения Открытого городского конкурса «Дорогами войны к Великой Победе», посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне! Конкурс проходил в рамках деятельности сетевого сообщества #ПедагогиПатриоты и организован Центром гражданско-патриотического воспитания и безопасности жизнедеятельности (ГБУ ДО ДООЦ «ЦГПВиБЖ»). Творческое состязание объединило дошкольников, школьников и целые семьи, которые через рисунки и макеты рассказали о героизме, мужестве и памяти тех, кто подарил нам мирное небо!
27.05.2025 в 13:06


С днём рождения, любимый Петербург! Дорогие петербуржцы и гости Северной столицы! Центральный музей железнодорожного транспорта РФ от всей души поздравляет наш прекрасный город с его замечательным праздником — Днём рождения! Всегда рады видеть вас на наших экскурсиях. Пусть наш город всегда остаётся светлым, величественным и неповторимым! Желаем Петербургу долгих лет процветания, а всем его жителям — счастья, вдохновения и новых открытий. С любовью, Музей мостов.
27.05.2025 в 09:46


Удивительное изобретение Томаса Эдисона В Музее мостов — филиале Центрального музея железнодорожного транспорта РФ, в рамках Фестиваля «Школьные музеи родному городу» был представлен удивительнейший экспонат — кукла с фонографом. С чего все начиналось? 1877 год. Американский изобретатель Томас Эдисон стал первым, кому удалось записать голос человека на носитель. Эдисон, будучи телеграфистом, работал над усовершенствованием мембраны телефона, к которой была припаяна иголочка. Однажды он уколол палец этой иголкой и подумал: «почему бы эти колебания не записать?» Не откладывая идею в долгий ящик, он конструирует экспериментальную модель фонографа, который состоял из стального валика с натянутой оловянной фольгой. Эдисон говорил, а иголочка вырезала звуковые колебания. Затем он переставил мембрану, начал снова крутить валик, и услышал собственный голос. Изобретатель сам не ожидал такого успеха, его аппарат заработал с первого раза. Только в Америке у Томаса Эдисона было 1093 патента, но он все-таки считал своим любимым детищем созданную в 1888 году фонографическую куклу. Игрушка получилась дорогой и довольно жутковатой. Высота говорящей куклы составляла 55 см, весила она 1,8 кг, тело её было сделано из металла. Внутри туловища находилась миниатюрная разновидность недавно созданного изобретателем фонографа. Он решил расширить его возможности и превратить в игрушку. Всего было изготовлено 2500 кукол, но продано было меньше 500 штук. Недовольные покупатели возвращали кукол, так как они были очень хрупкие и недолговечные. По этой причине они быстро утратили популярность. То, что не удалось в качестве детской игрушки, стало Святым Граалем коллекционирования для тех, кто интересуется куклами, робототехникой, инженерным делом.
25.05.2025 в 10:37


Проект, объединяющий музей, студентов и преподавателей ИТМО Выставку, приуроченную к 290-летию изобретателя И.П.Кулибина, наш музей готовил, привлекая и студентов первого курса ИТМО. Учащимся предлагалось сделать сайт, раскрывающий историю жизни и достижений русского гения. Годичный проект был рассчитан на 2024-2025 учебный год. Для погружения в тему проекта и проведения полноценного исследования студентам была прочитана лекцию об И. П. Кулибине, а также проведена экскурсию по Музею Мостов — филиалу Центрального музея железнодорожного транспорта РФ, значительная часть которой была уделена изобретениям Кулибина, в частности, его знаменитому проекту одноарочного моста через Неву. Историко-просветительский проект по созданию сайта о Кулибине преследовал сразу несколько целей, важных для разностороннего развития студентов: — образовательную – в ходе работы над проектом студенты расширяли свой кругозор в области истории России, истории Петербурга, истории мостов и инженерного дела; — исследовательскую – для подготовки емких, но содержательно насыщенных текстов студенты учились искать и отбирать необходимую литературу по выбранной теме, работать с источниками и структурировать материал в соответствии с задачами проекта; — просветительскую – подготовленный проект теперь доступен широкому кругу людей, интересующихся историей России и истории инженерного дела; — социальную – проект был направлен на развитие навыков командной работы и лидерских качеств учащихся; — междисциплинарную – студенты получили возможность применить свои знания в практической области, востребованной среди потенциальных работодателей. После первого знакомства с творчеством изобретателя, студентам было предложено изучить список литературы и подумать о разделах будущего сайта. В итоге было решено разделить его на ключевые тематические блоки: «Биография», «Изобретения», «Контакты», «Карта», а также сделать отдельный раздел про Кулибина-поэта. Далее студенты были объединены в три творческие группы: редакторов, дизайнеров и разработчиков. Итог работы был представлен 15 мая в ходе торжественного открытия выставки. Студенты рассказали гостям музея , что раздел «Контакты» сделан в виде телефонной книги (или мессенджера), в которой можно посмотреть список людей, с которыми когда-либо взаимодействовал Кулибин. Для удобства перечень разделен на категории: родные, ученики, ученые, заказчики, чиновники, иностранцы, прочие и избранные. Этот раздел помогает рассмотреть деятельность Кулибина через его взаимодействие с другими историческими личностями. В нем, например, можно найти информацию о том, что Екатерина Великая лично предложила изобретателю возглавить мастерские Академии наук, а Гавриил Романович Державин упоминал Ивана Петровича в своих произведениях, сравнивая его с Архимедом. В разделе «Изобретения» представлены страницы, посвящённые каждому из технических достижений Кулибина, снабженные описаниями, схемами и историей создания, некоторые представлены в 3д-моделях, которые были воссозданы по кулибинским чертежам. Для наглядности на сайт добавлена интерактивная карта Петербурга, на которой отмечены места в Северной столице, связанные с именем Кулибина. Если кликнуть на здание, появляется информация о его связи с великими изобретателем, таким образом можно осуществить виртуальную экскурсии и узнать что-то новое об этих местах. Чтобы сделать изучение информации удобным и увлекательным, разделы «Биография» и «Карта» дополнены мини-викторинами. Одним из самых необычных разделов сайта является раздел про Кулибина-поэта. В нем можно не только прочитать стихотворения, созданные Кулибиным, но и познакомиться с философскими взглядами изобретателя. Получившийся проект — результат объединения усилий сотрудников Музея мостов, студентов и преподавателей ИТМО. Он поможет лучше узнать Ивана Петровича Кулибина и его вклад в науку, а также станет полезным инструментом для изучения наследия великого изобретателя. Ссылка на сайт: https://itmo-kulibin.github.io/kulibin-first
22.05.2025 в 12:56


Благодарим за чудесный отзыв!
22.05.2025 в 09:43


Мы продолжаем рассказывать о предметах, представленных в Музее мостов в рамках фестиваля «Школьные музеи родному городу». Сегодня история блокадной игрушки, которая хранится в коллекции музея ГБОУ школы № 534. Неказистый с виду мишка в линялых штанишках и с оторванной лапкой имеет трогательную историю. Он прожил первую блокадную зиму в Ленинграде, а весной на барже по Ладоге был отправлен на Большую землю. Нет, ни один, конечно, а со своим дружком – блокадным мальчиком Юрой. В феврале 1942 года Юре исполнилось 11 лет. Жил он с мамой, которая работала санитаркой в больнице. Зимой схоронили младшего братишку Эдика, умер от голода, а сам Юра как-то дотянул до весенней эвакуации. В маленьком чемоданчике вещичек было немного, и для друга Мишки место, конечно, нашлось. Вдвоём они проделали долгий и трудный путь на Урал, хоть и там детдомовским было несладко, одиноко и голодно. Но только вельветовый дружок видел по ночам Юрины слёзы. Домой они вернулись оба в 1944 – м – один повзрослевший, другой – полинявший, без глаза и лапы. Брат сжимает в своих объятиях Мишку с вырванной левой лапой. Мама в печке сожгла все платья, А без мишки он сильно плакал. Ольга Болдырева «Юрий Яковлевич Чайковский – 1931 года рождения. Скончался в 2004 году. Всю жизнь проработал стеклодувом на заводе «Светлана» и в смежном НИИ «Электрон». Это был мой отец», — рассказала заведующая музеем ГБОУ школы № 534 Ольга Юрьевна Лукьянова.
21.05.2025 в 10:12


«ЧЕСТЬ ТЕБЕ, ИСКУСНЫЙ ЗОДЧИЙ!» В библиотеке №1 им. Н.Г. Чернышевского состоялась лекция об истории мостостроения Санкт-Петербурга. Слушателей заинтересовал рассказала Полины Чекалиной, заведующей сектором культурно-образовательных программ ЦМЖТ РФ. В Музее мостов хранится уникальная коллекция моделей петербургских переправ, которая формировалась более 200 лет. За каждым экспонатом разворачивается интереснейшая история проектирования и строительства сооружений. Лектор познакомила слушателей с историей строительства основных петербургских переправ, уделив внимание техническим особенностям инженерных конструкций и материалам, из которых они были сооружены. И, конечно же, речь шла о жизни и деятельности инженеров- мостостроителей, среди которых Августин Августинович Бетанкур, Петр Петрович Базен, Станислав Валерианович Кербедз, и многие другие. Слушатели и организаторы лекции поблагодарили Полину Александровну за познавательный рассказ, насыщенный новыми и интересными фактами.
20.05.2025 в 12:09


Уже доброй традицией стало участие подрастающего поколения в мероприятиях и проектах нашего музея. Воспитанники ДДЮТ Фрунзенского района и Санкт-Петербургского колледжа телекоммуникаций им. Э.Т. Кренкеля приняли участие в торжественном открытии историко-документальной выставки «Кто вы, Кулибин? По следам великого гения». Иван Кулибин впервые в истории мостостроения показал возможность моделирования мостовых конструкций, изобрёл и изготовил много оригинальных механизмов, машин и аппаратов: «самобеглую» повозку, речное судно, передвигающееся против течения, фонарь-прожектор с параболическим отражателем, лифт с винтовым механизмом, и многое другое. Ребят заинтересовало, как выглядели и работали изобретения Ивана Кулибина, не доведшие до наших дней. Обучающиеся коллективов «3D-дизайн-проект» и «Дизайн среды. Профи» рассказали о детстве «нижегородского Архимеда», об условиях и истоках формирования его изобретательского гения, представили цифровые модели изобретений Кулибина. Также юные исследователи анонсировали работу сайта и разработку буклета, посвященных жизни и деятельности Ивана Петровича. Над этим проектом ребята работали почти целый год. Хотим выразить благодарность: Педагогу ДДЮТ Фрунзенского района Голубевой Ирине Юрьевне Коллективу «Дизайн среды. Профи»: Петровой Маргарите, Карабулут Алисе, Николаеву Артёму, Шестакову Артемию, Бакариусу Владиславу, Магеррамовой Фатиме, Кохнович Юнессе. Коллективу «3D - Дизайн – проект»: Ащепкову Матвею, Зайцевой Варваре, Долговой Полине, Крутикову Максиму, Кудрявцеву Михаилу. Студентке Санкт-Петербургского колледжа телекоммуникаций им. Э.Т. Кренкеля Щербаковой Екатерине
18.05.2025 в 11:54


Уважаемые коллеги, дорогие друзья! Коллектив ЦМЖТ РФ сердечно поздравляет вас с Международным Днём музеев! Это знаменательный день для всех, кто искренне служит делу сохранения и приумножения историко-культурного наследия. Музей- средоточение богатейшего опыта прошлых поколений, духовное и материальное богатство, без которого невозможно дальнейшее развитие.  Дорогие коллеги! Желаем вам здоровья, неиссякаемой энергии и успехов в нашем непростом, но интересном и важном деле!

Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю

Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.