Замысел драмы «Бесприданница» Александр Николаевич Островский обдумывал несколько лет; она увидела свет в 1878 году. Вот отрывок из книги В.Я.Лакшина о великом драматурге:
«На рукописи «Бесприданницы» Островский пометил: «opus 40». Он вел строгий счет своим оригинальным сочинениям и на сей раз возлагал на «юбилейную» пьесу большие надежды. Начальнику репертуара П.С. Федорову он писал, посылая рукопись: «Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений».
По особой затаенности и сложности душевных переживании героини - поэзии недосказанного – «Бесприданница» предвосхищает поэтику чеховской драмы.
В «Бесприданнице» зритель встретит героиню в критический момент судьбы. Здесь уже пылали страсти, созидались и рушились миры, надежда сотни раз сменялась разочарованием - и обуглена у Ларисы душа. Возвращение Паратова - последнее обольщение, поманившее обманом счастье, после которого - обрыв, кризис, нравственный слом.
Чем больше живешь, тем больше понимаешь жизнь и тем меньше склонен учить. В такой пьесе, как «Бесприданница», подкупает не только мысль художника - мысль нравственная и гуманная. В ней сама глубь жизни, желание постичь ее загадку, коснуться живой диалектики доброго и дурного в людях. И тут шаблон готового морализма отлетает как старая шелуха.
По-новому воссоздать трагедию женской души - души поэтической, мечтательной, самолюбивой и гордой казалось Островскому очень современной и привлекательной задачей. Лариса - жертва мира, где все продается, где все чужие друг другу. Но она и его часть».