Роман Дмитрия Мережковского, написанный в 1904 году, имеет два названия – «Антихрист» и «Петр и Алексей». Именно вторая составляющая оказалась в фокусе внимания режиссера и автора инсценировки Сергея Морозова.
Петр Первый и Алексей. Отец и сын. Царь и наследник великой державы. Кардинальный реформатор и сторонник более плавных виражей на пути страны. Кто они – гармоничные половинки единого целого или противоположные полюсы непримиримого конфликта?
Фрагменты романа, выбранные театром для совместного размышления со зрителями, обращаются не к политическим акцентам начала 18-го века и придворным интригам. Перед героями остро стоят вопросы нравственного выбора, ответственности перед собой, Богом, страной и родным, самым близким человеком.
Центром творческого исследования Театра «На Литейном» стал внутренний конфликт Правителя и Отца (Петр Первый), Наследника поневоле и Сына (Алексей), любимой и любящей Женщины и невольной фигуры в политических играх (Ефросинья), преданных Соратников и эгоистичных Вельмож (Кикин, Фомин, Толстой, Разумовский).
Из калейдоскопа сцен, судьбоносных бесед, песен той поры, сочетания аутентичных инструментов и современных музыкальных ритмов, звучания поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» сложился принцип композиции, оттеняемой взглядом наших современников на историю трехсотлетней давности.