Верди считал сюжет «Риголетто» (по драме Гюго «Король забавляется») лучшим из всех, положенных им на музыку. Впервые в истории жанра героем оперы стал урод, придворный шут, лицемер, озлобленный на весь мир. Он безжалостно мстит всем, у кого нет горба на спине. Постановка Юрия Александрова разрушает штампы, сложившиеся за столетия театральной жизни одной из самых популярных опер. Главным в спектакле становится мотив маски, зловещего маскарада жизни. Режиссер предлагает публике новую версию психологической драмы, по которой придворный шут вовсе не старик-горбун, а язвительный, умный, злой и совсем не старый человек. Горб и маска – всего лишь шутовское обличье, которое он надевает только при дворе герцога. Однако нравственное уродство нельзя скинуть, как маску. Неординарный человек, вынужденный терпеть постоянное унижение, он развлекается интригами, охотно принимает участие в грязных забавах своего господина и его окружения. Судьба наказывает Риголетто за жестокость, превращая в убийцу собственной дочери Джильды.
Спектакль очень красив. Художественно выполненные костюмы и карнавальные маски как будто сошли с полотен маньеристов. Пластика артистов решена в стиле XVII-XVIII века. Декорации воссоздают историческую атмосферу времени французского абсолютизма.