Александринский театр как старейшая национальная сцена России на протяжении всей своей истории была площадкой, где ставились сочинения значимых литераторов-современников. В этом смысле обращение Марата Гацалова и Новой сцены к последнему по времени роману видного российского писателя является возобновлением и продолжением традиций Александринского театра.
Роман Владимира Сорокина, вышедший в 2013 году, — безусловно, одно из крупнейших литературных событий года, стремительно ставший лидером продаж и вошедший в шот-листы сразу нескольких серьезных премий. Показателен их диапазон, ярко характеризующий сложную жанровую природу «Теллурии», его смысловую полифоничность: роман был заявлен среди номинантов премий, отмечающих и сочинения в жанре фантастики, и интеллектуальную прозу.
Именно «Теллурию» Сорокина Марат Гацалов выбрал как литературную основу для своего первого спектакля в качестве главного режиссера Новой сцены Александринского театра. Инсценировку романа сделала шеф-драматург Новой сцены Екатерина Бондаренко.
Гацалов так объясняет свой выбор и режиссерский замысел: «Еще знакомясь с анонсами «Теллурии» я понял, что хочу поставить книгу Владимира Сорокина: меня, что называется, «купили» ключевые хэштеги аннотации к роману — антиутопия, новое Средневековье, дробная мозаичная структура текста. По прочтении «Теллурии» я лишь убедился в правильности своего выбора: страшно интересным показалось поработать с материалом, с которым на первый взгляд в театре вообще невозможно иметь дело.
С самого начала было очевидно, что роман Сорокина невозможно ставить, так сказать, впрямую — сочинять девятичасовую эпопею, инсценируя главу за главой, выводить на сцену кентавров, крестоносцев, маленьких людей и великанов. В конце концов мы попытались найти решение, не только адекватное букве и духу первоисточника, но являвшееся бы его драматическим аналогом, синонимичным структуре «Теллурии» и непростым взаимоотношениям ее автора со своим произведением. В этом смысле для меня была принципиально важна ситуация совместного сочинения спектакля с артистами Александринского театра — с которыми я работаю впервые и которые, должен сказать, совершенно меня покорили своей открытостью и профессионализмом: градус интеллектуальной дискуссии на репетициях «Теллурии» был очень высоким.»
Работая над «Теллурией», Марат Гацалов выступил одновременно в качестве режиссера и сценографа спектакля. Эта постановка станет первым спектаклем Новой сцены, в котором в полной мере задействованы все исключительные, многообразные сценографические возможности площадки, ее способность к трансформации сценического и зрительского пространства.