22456
Мексиканские страсти: словарь выставки Фриды Кало в Музее Фаберже
С 3 февраля в Музее Фаберже открыта выставка работ Фриды Кало. Это первая ретроспектива мексиканской художницы в России – оригиналы большей части её картин нельзя выставлять за пределами родины. Peterburg2 побывал на выставке и составил краткий словарь для всех, кто туда только собирается.
Фрида Кало не рисовала до 18-летнего возраста – импульсом стала страшная трагедия. Юная Фрида попала в автокатастрофу: в автобус, в котором она ехала, врезался трамвай. Девушку насквозь проткнуло железным поручнем – прут прошел через живот и вышел в тазу, переломав в нескольких местах позвоночник. Так Фрида лишилась возможности передвигаться и почти год не вставала с кровати. В это время в ней открылась потребность в творчестве, и отец установил на ее койке специальный подрамник, позволявший рисовать в положении лежа.
Первыми её картинами были автопортреты. Сама художница потом говорила, что в одиночестве она особенно прислушивалась к себе и своим страданиям, а потому знала себя лучше всего остального вокруг. Фрида стала мастером автопортрета, соединяя в своих работах символизм мексиканской культуры и сюрреализм – направление, к которому эксперты относят большинство её работ.
Тело Фриды осталось искалеченным, бесконечные боли приносили ей много недомоганий. Душа художницы была еще более травмированной – Кало до конца жизни не могла выбраться из череды депрессий, переживая новые и новые трагедии. В мировом искусстве Фрида Кало считается воплощением мужества и внутренней силы. Её работа "Сломанная колонна" стала манифестом страдания: так художница выразила боль от бесчисленных корсетов, которые ей приходилось носить из-за травм. На автопортрете вместо своего позвоночника Фрида изобразила сломанную колонну и обручи металлического корсета, стягивающие расщелины её тела. Здесь же её кости пронзают гвозди, что символизирует не только физическую боль, но и душевную: в мексиканской культуре забитые гвозди означают измену и предательство.
В 1928 году Фрида познакомилась с Диего Риверой – самым известным мексиканским художником того времени. Через год они поженились, чтобы всю жизнь любить друг друга, мучить, изменять и все равно идти рука об руку. На пятнадцатую годовщину их брака Фрида нарисовала двойной портрет "Диего и я". Кало видела их союз единым целым с переплетенными корнями как символом полного симбиоза. Картина была создана в двух экземплярах: один портрет Фрида подарила Диего на день рождения, а второй до последнего висел над её туалетным столиком.
Союз Фриды и Диего был ярким и страстным, но даже молодая, талантливая и остроумная художница на смогла изменить Риверу, заставлявшего своих женщин страдать. Так было с его первыми двумя женами, так стало и с Фридой. Одной из самых известных работ на эту тему - картина "Несколько царапин", созданная Кало вскоре после романа Диего с её младшей сестрой Кристиной. Формально толчком к написанию картины послужил репортаж, увиденный художницей в одной из газет: муж-убийца, оправдываясь за жестокую расправу с женой в суде, говорил лишь о "нескольких царапинах". Однако на картине в облике убийцы угадываются черты Диего Риверы – пропорции тела и модная в те годы шляпа. Для него роман с сестрой жены был лишь одним из жизненных эпизодов, ничего не значащей "царапиной", а Фрида переживала все происходящее очень остро. После долгих обсуждений случившегося супруги пришли к взаимному согласию: их брак должен быть открытым и свободным от обязательств.
Между Фридой и Диего было действительно много общего. Например, любовь к коммунизму. В их семье коммунистические идеи были возведены в ранг абсолютной истины: пара состояла в компартии, принимала участие в демонстрациях и открыто поддерживала идеологию за пределами Мексики. На счету в Фриды Кало есть даже роман с Львом Троцким: коммунист жил в её доме в период эмиграции, скрываясь от преследований Сталина.
Фрида никогда не забывала, что такое Мексика. В последние годы своей жизни, устав от болезней и проблем с мужем, художница говорила, что оставаться на плаву ей помогают воспоминания о детстве и любовь к своей стране. Прожив после свадьбы четыре года в США, Кало навсегда запомнила разницу между капиталистическим миром и нетронутым символизмом родной Мексики. Одной из главных аллегорий родины в творчестве художницы стала картина "Моя кормилица и я", где на руках кормилицы, напоминающей каменный монумент, лежит младенец с головой взрослой Фриды. Картина одновременно символизирует несколько вещей и явлений: например, в углу полотна изображен "палочник" - насекомое, которое умеет быть невидимым и вылупляется сразу взрослой особью. Так и Фрида показана маленькой и взрослой одновременно. С другой стороны картины нарисованы куколка и бабочка – олицетворение смерти и воскрешения. Но центральным образом остается кормилица, означающая любовь к родной земле.
Фрида любила мексиканскую природу – естественная среда вдохновляла её наряду с фольклором. На участке вокруг своего дома Фрида и Диего разбили сад, где сами были и садовниками, и дизайнерами. Кало, любившая жизнь во всех её проявлениях, постоянно окружала себя экзотическими домашними животными – художница во всем была неординарной. Супруги держали попугаев, мексиканских собачек и даже обезьянок. Последним в творчестве Кало отводится особенное место, она часто изображала их на своих картинах и считала символом дружбы. На знаменитом "Автопортрете с обезьянкой" художница, словно в противовес символу предательства (забитый гвоздь), изобразила и символ преданности – обезьянку.
Фрида Кало всю жизнь прожила в доме своих родителей - из-за цвета стен его называли "синим" или "голубым". Сегодня это здание ничем не выделяется из общего ряда, но вряд ли еще у какого-то дома в Кайокане толпятся туристы. В 1955 году, после смерти художницы, "синий дом" стал первым музеем Фриды Кало.
В Мексике работы Фриды Кало признаны национальным достоянием: многие картины нельзя не только вывозить из страны, но и перемещать в её пределах. Ретроспектива в Музее Фаберже стала первой масштабной выставкой Кало в России. Экспозицию в буквальном смысле собирали по крупицам – из тех немногих оригиналов, что гастролируют по музеям мира.
Оказывается, перемещать можно только по десять картин в сопровождении постоянного человека. Мы вынуждены были четырьмя самолетами все это высылать. Сопровождающие должны были неотлучно находиться при картинах.
- рассказал на открытии выставки "Фрида Кало. Живопись и графика из собраний Мексики" директор Музея Фаберже Владимир Воронченко.
Всего на выставке в Музее Фаберже представлены 35 работ художницы – это полномасштабные картины и рисунки, выполненные красками и карандашом. Дополнением к полотнам стали национальные костюмы, к которым, как известно, Фрида питала слабость, и фотографии самой художницы и её близких.
Выставка продлится до 2 мая и будет работать ежедневно с 10 до 20:45. Стоимость билета – 450 рублей, есть льготы.
Выставка "Фрида Кало. Живопись и графика из собраний Мексики" |
Рекомендованы для посещения Петербургом2
|