23 января 2017 20:22      14030   Светлана Корнева, фотографии - соц.сети Музеев

Музеи Петербурга в социальных сетях: как всё устроено

У каждого уважающего себя музея есть страницы в социальных сетях: от Фейсбука до Инстаграма. Как инженер-технолог завёл аккаунт Выборгского Палача, а блогер стал пресс-секретарём кота Филимона? Рассказываем, кто ведёт страницы Музея Анны Ахматовой, Музея политической истории России, Музея театрального и музыкального искусства и Выборгского замка.
Читать в полной версии

МУЗЕЙ АННЫ АХМАТОВОЙ

Vk – 9 тыс, Facebook – 5,3 тыс, Twitter – 23 тыс, Instagram - 4,5 тыс  

Для меня работа в Музее Анны Ахматовой – возможность примерить на себя очень многие специальности, оставаясь при этом вечным дилетантом и удивлённым наблюдателем. Проникнуть в хранилище, чтобы своими глазами увидеть работы Модильяни или Серебряковой, или посмотреть на котиков, которыми Иосиф Бродский разрисовывал журналы, будучи в ссылке.

Анастасия Озерская, руководитель пресс-службы Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме

Я работаю в музее с конца 2015 года. Пришла сюда именно на должность smm-щика, которая официально тогда и появилась. Странички музея в Фейсбуке и ВКонтакте на тот момент уже существовали, но за них отвечали отдельные самоотверженные "ахматовцы" в свободное от основной работы время. Через какое-то время освободилась должность руководителя пресс-службы, и я заняла эту позицию, но соц.сетями занимаюсь по-прежнему.

Надо сказать, что соцсетями музея занимаюсь не только я, но целая команда - мои коллеги из отдела фондов, из научно-просветительского отдела. Именно они помогают в подборе иллюстраций, стихотворений, помогают найти ответы на вопросы посетителей. Я выступаю скорее в роли "связующего звена" между отделами. 

После школы я поступила на факультет журналистики, но после нескольких уходов и восстановлений окончательно его бросила, решив тогда, что журналистика  это не моё. Затем поступила на факультет свободных искусств и наук СПбГУ. Именно любовь к искусству и привела меня поначалу на Смольный факультет, но в итоге я оказалась на отделении философии, о чём не жалею.

РАБОЧИЙ ДЕНЬ

Обычно я начинаю день с просмотра уведомлений, упоминаний музея, комментариев подписчиков. Ведь часто, чтобы ответить на их вопросы, приходится озадачивать несколько отделов! А затем уже начинается "рутина" – звонки, пресс-релизы, рассылки, встречи и прочее. Ближе к концу рабочего дня я делаю посты на следующий день, читаю статьи о музее в СМИ, планирую дела.

Есть у меня, конечно, любимые и нелюбимые дни. Самое прекрасное – готовить публикации, которые мы иллюстрируем предметами из музейного собрания. Обычно они привязаны к конкретной дате. Хотя свои специфические неудобства тоже есть – обо всех фондовых предметах, опубликованных в Интернете, необходимо отчитаться в строгой и довольно подробной форме.

ПОДПИСЧИКИ

Самые яростные дискуссии разворачиваются в Фейсбуке. Там за нами следят настоящие знатоки творчества Ахматовой. И если в ВКонтакте оплошность в датировке или опечатку никто не заметит, а более-менее известный факт будет воспринят "на ура", то в Фейсбуке нам обязательно дадут знать, где мы ошиблись, что нужно было написать, и что вообще "это общее место". Обожаю наших подписчиков в Фейсбуке – держат в тонусе!

Интересные и неожиданные вопросы задают очень часто: Как складывались отношения Анны Ахматовой и ее сына, Льва Гумилева? Где хранятся рисунки, сделанные Амедео Модильяни? Что почитать из искусствоведческих работ Николая Пунина?.. Кто-то попросил порекомендовать для прогулки по Венеции места, которые особенно любил Бродский. А однажды меня даже пригласили на свидание, мотивировав это тем, как романтично я веду наши страницы!

Мне кажется, что социальные сети – это способ влюбить людей в музей. Отвечая на вопросы, давая советы, делясь секретами музейного закулисья, мы даем понять, что здесь на посетителей не будут шикать, что мы внимательно относимся к каждому и готовы делиться своими знаниями.

будние дни, выходные, иностранцам 400; дошкольникам бесплатно; пенсионерам 300; студентам, школьникам 200

МУЗЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ

Vk – 4.1 тыс, Facebook – 6.4 тыс, Twitter – 3.2 тыс, Instagram - 716 

Социальные сети могут дать очень многое музею. С их помощью можно, например, рассказать об экспонатах музея, в том числе о тех, которые хранятся в фондах и не представлены в экспозиции в данный момент. Рассказать о людях, которые работают в музее. Напомнить о значимых исторических событиях.

Дарья Калинкина, специалист отдела продвижения музейных услуг Музея политической истории России

Я работаю в Музее политической истории России уже почти 2 года. Веду музейные аккаунты в социальных сетях в течение всего этого времени.

Имея диплом специалиста по связям с общественностью, сейчас заканчиваю аспирантуру по направлению "теория и история культуры". Меня всегда привлекала работа в музее, и вот уже более пяти лет я работаю в этой сфере. Чем интересна работа именно в Музее политической истории России? Наш музей – уникальный для Санкт-Петербурга и России в целом во многих отношениях: концептуальном, техническом, художественном, организационном. Это действительно то место, которое должен посетить каждый петербуржец и гость нашего города. Новейшие музейные технологии, интерактивные возможности, современный дизайн и, конечно, подлинные предметы и документы, − всё это способствует живому диалогу с прошлым.

РАБОЧИЙ ДЕНЬ

Рабочий день проходит по-разному, но почти всегда – достаточно напряженно. Работа с социальными сетями не является единственным видом моей деятельности, хотя и занимает значительный объем рабочего времени. Но на самом деле в работе с социальными сетями участвует много людей. Например, Инстаграм и аккаунты детских площадок музея ведут мои коллеги. Кроме того, все сотрудники нашего отдела участвуют в поиске идей для публикаций, редактуре текстов, подборе иллюстраций, разработке концепций новых рубрик, акций. Ценные советы и рекомендации мы получаем от сотрудников других служб и отделов музея.

ПОДПИСЧИКИ

Объединяет наших подписчиков любовь к отечественной истории и, в то же время, желание осмыслить современность, найти с помощью обращения к истории ключ к пониманию нашей действительности. Это люди, которые любят наш музей и музеи вообще, интересуются культурной жизнью Санкт-Петербурга.

будние дни, выходные 350; дошкольникам бесплатно; пенсионерам, студентам, школьникам 150

МУЗЕЙ ТЕАТРАЛЬНОГО И МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Vk  – 3.7 тыс, Facebook – 800, Twitter – 569, Instagram - 2 тыс

Среди наших подписчиков много молодых людей, и это очень приятно, когда молодежь всерьёз интересуется историей театра, актёрскими династиями и композиторами.  Неизменным интересом пользуются публикации об экспонатах выставок, творческих встречах и информация о детских мероприятиях в музее.

Ольга Большакова, SMM-специалист Музея театрального и музыкального искусства

Я закончила Северо-Западный институт печати СПбГУТиД в качестве специалиста по рекламе. Начала заниматься SMM в сфере культуры и не только сначала как волонтёр, а затем уже как внештатный специалист. Мне посчастливилось работать и с международным фестивалем балета Dance Open, и с Театром Балета Бориса Эйфмана, и с Международным фестивалем современного танца OPEN LOOK. Так сложилось, что уже с рождения моя жизнь так или иначе была связана с искусством. С детства в доме звучала музыка и пение, я занималась танцами, рисованием, закончила музыкальную школу, а затем – музыкальное педагогическое училище.

В 2015 году узнала о вакансии SMM-специалиста в Музее театрального и музыкального искусства и успешно прошла собеседование.

Сейчас, работая в музее, каждый день я узнаю что-то новое о театре, музыкальных инструментах и искусстве. Я чувствую личную ответственность перед гостем странички в социальных сетях и посетителем музея. Значимость того, что делаю я и мои коллеги трудно переоценить. Мы стараемся сделать всё, чтобы было интересно, понятно и удобно общаться с музеем, узнавать о нём.

РАБОЧИЙ ДЕНЬ

Работа в нашем отделе всегда наполнена событиями и новостями. Мой день начинается с составления плана работы на день, проверки статистики групп в социальных сетях и рабочей почты. Могу сказать, что мы часто собираемся всем отделом и обсуждаем задачи, которые перед нами стоят. Ни один день не проходит без наполнения и обновления информации на нашем сайте и соц.сетях. Помимо ведения групп музея, занимаюсь наполнением сайта, документооборотом, таргетингом, координирую электронную продажу билетов музея на специализированных сайтах. Также участвую в организации открытия выставок.

будние дни, выходные 250; дошкольникам бесплатно; пенсионерам, студентам, школьникам 150

ВЫБОРГСКИЙ МУЗЕЙ

Vk – 2.2 тыс, Facebook – 250, Instagram - 1.8 тыс.
Страница Кота Филимона: Vk – 1600 друзей и Instagram - 5.3 тыс. Страница палача Instagram - 625

Я поддерживаю связь с совершенно разными тремя мирами: подписчиками музейных аккаунтов, Кота Филимона и Палача Выборгского Замка. Исходя из концепции продвижения музея в соц.сетях, было выбрано три направления, перекрывающих практически всю целевую аудиторию. Поэтому я могу выбирать пообщаться ли мне с педагогами выборгских школ, или с фотомоделями БДСМ, желающих сделать сессию в камере пыток.

Наталья Сенаторова, специалист по связям с общественностью ГБУК ЛО "Выборгский объединенный музей-заповедник"

Я пришла в замок 3 июня 2016 года в 16.00 на лекцию искусствоведа Алины Зоря «Очарование спальных районов. Опыт популяризации краеведения на примере проекта "ЗНАЙ"», на которой практически не было слушателей. Я была третий день в Выборге, в котором оказалась из-за прекрасной истории любви к  аспиранту-программисту из Лаппеэнранты, переехав из Самары, города в котором есть метро, Волга и большой горнолыжный курорт. Я подошла к сотрудникам музея и предложила свою кандидатуру в качестве волонтёра, после разговора мне предложили сначала полставки, а потом и полную ставку специалиста по связям с общественностью.

До моей службы в Выборгском замке, я работала руководителем отдела рекламы и маркетинга крупной компании, производящей энергетическое оборудование в городе Самара, была заместителем директора  по развитию сети ветеринарных аптек, старшим лейтенантом милиции, успешно преподавала в вузах Самары, и, конечно, же,  работала в Самарском Литературном музее старшим научным сотрудником.

По специальности я инженер-технолог энергонасыщенных материалов. Закончивших эту специальность было 11 человек, и у меня был красный диплом, чем я очень горжусь. Ещё я училась в  аспирантуре  по специальности "Системный анализ, управление и обработка информации". В определенный момент я поняла, что мне интересно именно современное искусство и современная литература, и пришла работать и жить в знаковое для Самары место - Самарский Литературный музей.

Поработав в разных областях науки и техники, искусства и культуры, я отчетливо поняла, что хочу заниматься именно музейной деятельностью и PR.

РАБОЧИЙ ДЕНЬ

Разговоры. Концепции. Слова. Слова. Музыка. По стремянке туда-обратно. Кофе. Иногда вино. Инсталляции. Мастер-классы. Поиск проекторов. Телефон. Телефон. Ключи. Дети. Рыцари. Гараж. Ночная дорога. Мастерские художников. Кофе. Беляши. Ванна. Инстаграмм. Комментарии. Я работаю по 18-20 часов и очень мало сплю, постоянно общаюсь с людьми.

будние дни, выходные 350; дошкольникам, школьникам бесплатно; пенсионерам 250; иностранцам 700

СЭР ФИЛИМОН И ЕГО ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ

Страница Кота Филимона: Vk – 1600 друзей и Instagram - 5.3 тыс

Рыжий Кот Филимон живёт в Замке давно. Его личные страницы создавались постепенно, но главный вклад в продвижение бренда "Кота Филимона" внесла вышеупомянутая Наталья Сенаторова. Именно она активно придумывает информповоды и рассказывает о Коте Филимоне.

Однако также ведёт страницы в соц.сетях блогер Заяц Матвейка (Zajacmartovskii - в Инстаграм). До того, как блогер стал работать "на кота", он путешествовал и рассказывал об этом людям, кстати, весьма успешно. Был также обозревателем театральных постановок и даже ресторанным критиком.

Много сообщений на личные страницы Филимона приходят от других интересных котов-персонажей. Вот, например, из последнего: "С горячим, несмотря на зимние холода, приветом из Пензенского края, к старшему мяучному сотруднику Выборгского замка, обращается рыжая кошечка Фима из музея-заповедника Тарханы! У нас с вами, уважаемый Филимон, много общих тем: и личных, кошачьих; и духовно-нравственных на базе уникального музейного пространства; и психолого-педагогических на фоне многообразных человеческих характеров, которые мелькают перед нами ежедневно... Желаю вам интересных экспозиций с мягкими покрытиями, щедрых на ласки экскурсоводов и внимательно-добрых участников экскурсий замка. С большой надеждой на дружбу и сотрудничество с вами Серафима, а также моя хозяйка, Ева Игоревна!"

О тех, кто ведёт страницы Русского музея, Музея уличного искусства и музея современного искусства Эрарта, как пианистка стала искусствоведом, какие баталии устраивают подписчики Русского музея вокруг выставок современного искусства, и обязательно ли иметь профильное образование, чтобы быть музейным работником – во второй части нашего материала.

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Вконтакте