40014
Петербургские мастерские: линогравюра, литография и офорт
Мастерская печатной графики на Песочной набережной ― одно из немногочисленных мест в городе, где до сих пор стараются сохранить такое старейшее направление искусства, а художники всё ещё создают различные эстампы: гравюры, офорты, литографии.
Рабочая обстановка мастерской
Центр графического искусства Санкт-Петербургского Союза Художников – единственная в России организация, основным направлением деятельности которой является создание и распространение эстампов – гравюр, офортов, литографий. Свою историю Центр графического искусства ведёт от Комбината графического искусства, основанного в 1953 году. Сама же мастерская, расположенная в доме, где некогда находился комбинат, ― это лишь малая часть тех цехов и мастерских, что существовали здесь ранее.
Наталия Сердюкова ― молодой художник, работающий в мастерской печатной графики. Любовь к занятию гравюрным искусством ― семейная традиция.
Наталия Сердюкова
Её бабушка и дедушка закончили Академию Художеств, и оба были графиками. Бабушка занималась линогравюрой, дедушка ― ксилографией. Они оформляли книги и делали станковые листы. Папа получил образование в Академии Штиглица по направлению "Промышленный дизайн" и всю жизнь, так или иначе, занимался графикой. А затем Наталия и сама, по собственному желанию получила художественное образование в Герцена. Она то и рассказала Peterburg2 о тонкостях печатного искусства.
В отличие от привычных всем рисунка и живописи изображение в гравюре создаётся не сразу на бумаге, а переносится на лист с печатной формы.
Ксилография ― самое древнее направление печатной графики, где для гравюр используется дерево. У неё есть две разновидности: продольная, которая сегодня практически не используется граверами, и торцевая (обрезная) печать. Суть последнего метода в том, что торцевая поверхность доски отличается плотностью и однородностью ― это позволяет выполнять максимально детализированный рисунок, не менее качественный, чем напечатанный металлическими штампами.
Процесс создания ксилографии заключается в следующем: доска загрунтовывается и поверх неё наносится рисунок. Линии рисунка обрезаются с обеих сторон так, чтобы сам штрих остался нетронутым. Для гравирования пользуются специальным инструментом ― штихелем, след от которого в оттиске даст белую линию. Затем на выпуклую часть доски валиком наносится типографская краска, сверху кладётся бумага и придавливается прессом. Получается оттиск.
Рисунки с использованием ксилографии
Линогравюра ― способ гравирования на линолеуме. Линолеум ― это довольно податливый и простой в использовании материал, а к тому же недорогой по сравнению с деревом или камнем. Однако обычный линолеум, который мы стелим на кухне, для гравюры не подходит в силу своей мягкости и слоённости ― с такого оттиск не получится. Необходим коммерческий.
При планировании гравюры с цветом нужно представлять, как изображение разделится по слоям. Иногда художники отрисовывают послойно будущее изображение на кальке, и затем на просвет смотрят, как наслаиваются друг на друга части и смешиваются цвета.
Гравюры помимо того, что режутся долго, печатаются несколько дней: сначала печатается первый цвет, затем сутки краска просыхает, и идёт следующий. Но тем не менее художники гравюрами занимаются, так как каждая из этих техник имеет свой выразительный язык, то есть такие графические эффекты не получить в обычной живописи или рисунке.
Литография ― печать с камня, процесс которой основывается на химической несовместимости масла и воды. Здесь не нужно делать каких-либо физических усилий: не нужно гравировать. Изображение рисуется специальным жировым карандашом и затем обрабатывается кислотой. Поверхность камня, свободная от рисунка способна принимать воду и отталкивать жир, а следовательно, и печатную краску. И если всё прокатать валиком с печатной краской, то краска будет приставать только к тем местам поверхности камня, где был рисунок.
Рисунок с использованием литографии
Офорт ― вид гравюры с использованием цинковой или медной пластины. На доску с помощью острой стальной иглы, проникая сквозь мягкий грунт, наносится рисунок. Затем доска помещается в кислоту, и рисунок протравливается до желаемой глубины. После этого грунт смывается с доски, втирается краска и делается оттиск.
Оттиск с металлической пластины
Сейчас печатная графика, по словам Наталии Сердюковой, становится всё менее и менее востребована. Открытый папой Наталии Музей печатной графики в Петропавловской крепости был четыре года назад закрыт. Затем экспозиция печатной графики была представлена в Книжной лавке писателей, которая также была закрыта, просуществовав до этого 70 лет.
Причина непопулярности гравюрного искусства, по мнению художницы, проста ― китайские сувениры продавать выгоднее. А люди часто видят в гравюрном искусстве "ксерокс".
А вот в Западных странах такие гравюрные мастерские хорошо развиты и очень ценятся, поскольку это ручной труд. У нас же зачастую для многих видов печатной графики невозможно купить даже материалы, например, для литографии у нас не продаётся ни карандашей, ни туши, ни красок. В Японии же гравюры преподаются в школе, и в канцелярских магазинах можно легко купить необходимые инструменты и материалы.
Рекомендованы для посещения Петербургом2
|