Пасмурно  небольшой снег  +1…0°C
Вход Добавить на сайт
31 октября 2017 г. 11:00 459 Театр

"Поколение детей в бородах" и метания между арендами: дискуссия о независимом театре

Накануне форума "Площадка vol. 2.0" обсудили с представителями петербургской независимой театральной сцены, с какими проблемами и удачами сталкиваются негосударственные театры.

Правда ли, что театральных коллективов становится всё больше, нужен ли труппе дом, где найти деньги на спектакль и почему выпускники вузов не идут в гостеатры — об этом мы поговорили с Татьяной Вайнштейн ("Скороход"), Олегом Ереминым (Новый Императорский Театр), Наталией Лапиной (Городской театр), Джулиано Ди Капуа ("Театро Ди Капуа") и Ларисой Грачевой (Социально-Художественный Театр, СХТ).

Джулиано Ди Капуа

Как в целом можете охарактеризовать сегодняшнее положение независимых театров? Кажется, что в Петербурге появляется все больше новых театральных имен, открываются площадки. С чем это связано, на ваш взгляд?

Таня Вайнштейн: Последние несколько лет я слабо связана с независимыми театрами Петербурга. Я работаю в Европе, последний год — в Америке. Поэтому мое понимание ситуации несколько внешнее. Так что не уверена в репрезентативности и объективности своего мнения. Но мне кажется, что никакого особого бума независимых театров нет. Это такая постоянная ротация: что-то открывается, закрывается, забывается, растворяется.

Наоборот, мне, как человеку, все еще обрабатывающему входящие заявки в "Скороходе", кажется, что интересных проектов не очень много. Но я сужу по очень узкому сегменту —экспериментальные работы, новые формы. Что происходит с независимыми театром других направлений, не знаю.

Таня Вайнштейн

Олег Еремин: Тяжелое, бедственное, удручающее, почти катастрофическое. Новые открытия в 99 случаях связаны только с одним — никуда не берут. Новых институты выпускают пачками, а старые с такой скоростью не умирают. Только единицы осознанно и самоотверженно не идут в гостеатры, видя что в них происходит на самом деле. Но и их надолго не хватает.

Наталия Лапина: Мне сложно что-то сказать о положении независимых театров — я совершенно непреднамеренно, если не сказать случайно оказалась руководителем одного из них, да к тому же всего год назад. Так что пока не возьмусь анализировать или тем более характеризовать. Что же касается возникновения новых "историй", т.е. новых театров, площадок, имен — это процесс естественный: государственные стационарные театры живут довольно замкнутой жизнью, а как только возникает какое-то явление, желание "сказать слово" — оно требует воплощения. Вопрос в другом: как реорганизовать сложившуюся систему, чтобы независимые проекты не появлялись пачками и так же пачками не гибли, а имели возможность естественного развития в среде театра, который дотируется государством.

Спектакль "Жители разных планет", совместная постановка Городского и Социально-Художественного театров, режиссёр: Наталия Лапина

Джулиано Ди Капуа: Новое поколение детей в бородах. Они в принципе более бесстрашны, чем ребята ближе к сорока. У них предприимчивость отталкивается от других мотивов, чем у выходцев 90-х. Главное не деньги —потому-то они у них и появляются! — и не понты: они стремятся создавать своего рода маленькие миры —  можно, конечно, пошло называть это "тусовкой". В них не живут мифы и легенды артистов советского кино и связанное с ними творчество, соответственно, большие театры для них такая же пыль.

То, что все больше людей стремится к независимости и к самовыражению — это прекрасно! Конечно, очень сложно быть самостоятельным, когда ты сам должен принимать решения и сам в ответе за свое творчество и за зрителей. Тут уже не обвинишь "плохого режиссера", "вора-директора" или "глупого худрука". Тут Твой выбор, Твоя воля.

Мне сложно оценивать положение независимых проектов, я же не знаю их бухгалтерии. Это если говорить о материальной составляющей. Мы с нашим театром были приятно удивлены, что можно сделать спектакль в маленькой квартире, получить за него самую высшую театральную премию и опять вернуться и продолжить его играть в маленькой квартире. Прекрасно, что есть такая возможность.

Спектакль "Жизнь за царя" ("Театро Ди Капуа")

Лариса Грачева: Открываются не новые площадки, а новые команды актеров и режиссеров, которые не хотят быть марионетками в театрах Карабасов-Барабасов, в которые, в основном, превращается современный репертуарный театр — производство. Положение независимых театров таково, каким они — независимые театры — его ощущают. Можно страдать от отсутствия собственного дома и зарплаты, а можно наслаждаться свободой творчества и независимостью, за которые ты так боролся.

Как сказал Олег Лоевский в одном интервью: "Понимаете, репертуарный театр растворяет людей. Вот это — проблема! Это проблема, из-за которой я переживал и переживаю на самом деле". Если вы не хотите растворяться, а желаете сохранить свою самость и некие идеалы, обретенные в процессе обучения актерской или режиссерской профессии, то за это и платить нужно, а не плакать о трудном положении независимых театров.

Лариса Грачева и Социально-Художественный Театр

У большинства независимых театров нет своей собственной площадки — спектакли и репетиции проходят в разных локациях, дружественных и арендных. Это плюс или минус для театра?

Таня Вайнштейн: Я думаю, отсутствие своего дома ни для кого не может быть плюсом. Много сил уходит на монтаж, перевозки, адаптацию к пространству. Опять же это ограничивает выразительность визуальную — не придумаешь интересных сценических решений в области дизайна, если всё нужно собирать-разбирать силами артистов. Еще и в один день.

Плюс — только в одном, я думаю: жить независимом театру так тяжело, что занимаются этим только фанаты. И отсутствие своего дома для театра — лишний фильтр, отсеивающий людей другой мотивации.

Наталия Лапина: Для нашего театра это минус, который мы всеми силами пытаемся обратить в плюс. То есть имя Городской для нас сейчас означает, что мы как можно более активно стараемся вписаться в разнообразную городскую среду, играть как можно больше в разных локациях. Но по замыслу мы — театр-дом, и нам бы хотелось, чтобы все было наоборот, чтобы город приходил к нам, в наше гостеприимное креативное пространство.

Наталия Лапина

Олег Еремин: Минус, минус, минус. Хотя бывают исключения.

Джулиано Ди Капуа: Мы выбираем локейшн по эстетической необходимости. На английском такой театр называется site-specific — со спецификой места. Зритель сразу предупрежден, что может придется даже стоять во время действия. Есть такое понятие как иммерсивность — полное погружение в пространство вместе с артистом. Я это люблю. Можно делать это и в коридорах, и на чердаках больших театров — были, кстати, такие опыты в Балтийском доме, в Александринке, даже в БДТ, но похоже нынче это стало опасно — вдруг тебе обвинят в оказании услуг в несоответствии с правилами безопасности. Это очень трудоемко и часто накладно, а по логистике вредно для спины (улыбается). Пока сложно убедить зрителя в том, что это должно стоить дороже, чем приятный трехчасовой сон в вельветовом кресле.

Что касается нас, то, конечно, хотелось бы иметь репетиционную точку. По поводу своей площадки... я думаю это накладывает определенные обязательства. Ты должен играть определенное количество спектаклей в год, немалое, кстати, чтобы все это окупить. Вот и получается, что качество страдает. К тому же тогда нужен целый штат. Хороший директор. С этим большая проблема. Ну и начнется опять воровство, с этим мы уже сталкивались.

Джулиано Ди Капуа

Лариса Грачева: Это ужасный минус. Любой команде нужен дом, хоть на время выпуска спектакля. В метаниях между арендами утрачивается художественное мышление и открывается коммерческое.

Разговаривая о современном независимом театре сложно обойти вопрос его финансирования. Как выживают подобные театры без серьезной государственной поддержки?

Таня Вайнштейн: Понятия не имею. Думаю, что бедствуют, берут кредиты, скидываются, халтурят, ищут поддержки у немногочисленных фондов. Придумывают какие-то очень дешевые сценические решения. Беда не в отсутствии государственной поддержки, а в отсутствии вариантов получить поддержку откуда-то ещё. Нет фондов (есть, но мало), нет практики меценатства, благотворительности, так как нет налоговых льгот благотворителям и т.д.

Наталия Лапина

Кое-как, с большим трудом. На энтузиазме, изобретательности, воле, любви к делу. На том, чего не хватает многим театрам с государственной поддержкой.

Олег Еремин: Никак. Никакого выживания нет. Рано или поздно они либо умирают, либо становятся государственными.

Олег Еремин

Джулиано Ди Капуа:  Как сделать хит, который интересен с финансовой стороны вопроса и за суть которого при этом не стыдно? Хорошо раскрученый проект с московской звездой ведь тоже независимый театр. И москвичи умудряются сделать это даже талантливо — это тебе не пыльная питерская кровать на шестерых. Пока независимый театр существует — значит он как-то выживает. Конечно, все непросто. Но все возможно. Вопрос в том какие запросы у тех, кто в этом театре играет. На дорогие машины и квартиры, конечно, не заработать. Но на все это в принципе честным путем заработать сложно.

Лариса Грачева:

Без государственной поддержки нельзя. Иначе театр покупает тот, кто может, и он — театр не занимается государством и его людьми, а занимается проблемами купца. Островский снова стал современным...

Как вы считаете, у нового поколения театральных режиссеров существуют достаточные условия для развития и работы? И чего им не хватает для развития?

Таня Вайнштейн: Я думаю, не хватает какой-то единой системы. Существует масса практик как интегрировать молодых режиссёров в профессиональный театр: стажировки, работа в качестве ассистирующего режиссёра, профессиональные конференции, предполагающие встречу работодателя и начинающего профессионала. Это и малые сцены, отданные под работы дебютантов. Не так важно, что именно делать, важно, чтобы везде. Тут можно было бы ожидать государственной поддержки новичков.

Есть же в киноиндустрии большая грантовая история для дебютных картин! Пусть бы такая появилась и в нашей сфере. Тогда театры бились бы за начинающих режиссёров, ведь с ними бы приходили дополнительные деньги.

Олег Еремин: Условия есть, но они недостаточные. И никогда не будут достаточными, это утопия.

Не хватает многого: в большинстве случаев мозгов; затем фундаментального серьёзного образования; далее — настоящего, вызывающего уважения таланта, способные есть, и даже встречаются очень способные, но по настоящему одарённых нет; ну и прочее — воспитания, вкуса, а самое главное — масштаба.

Спектакль "Троянки" (Новый Императорский Театр)

Джулиано Ди Капуа: Талантливых менеджеров и денег на рекламу. Для развития всего им хватает. Все у них в порядке. Я уверен, что очень скоро они о себе заявят.

Наталия Лапина: Мне кажется, что у нового режиссерского поколения сейчас очень лояльные условия для старта. По сравнению с началом двухтысячных, когда начинало наше режиссерское поколение. Не было тогда ни альтернативных площадок, ни конкурсов, ни режиссерских лабораторий. А сейчас — и серьезное лабораторное движение, и гранты, и большое количество независимых сцен, и главное (а это как раз практически не изменилось) — столько голодных до настоящего дела и хорошей режиссуры, готовых к экспериментам артистов.

Лариса Грачева: Современным молодым режиссерам не хватает хороших менеджеров или менеджерского образования. Они мечутся в поисках приложения сил или годами ждут предложения. СХТ пошел по пути соединения молодых актеров и режиссеров, у нас больше половины репертуара сделано молодыми режиссерами с молодыми актерами. Я имела возможность приглашать молодых режиссеров, потому что трудилась еще и в режиссерской мастерской В.М. Фильштинского, то есть они были и моими учениками тоже.

Уже упомянутый мною Олег Лоевский пошел по очень интересному пути в достижении этих же целей – дать возможность молодым для взлета, он создал систему театральных лабораторий, благодаря которой молодые режиссёры приезжают в театры разных городов страны и за несколько дней делают эскизы спектаклей, которые потом могут войти в репертуар. Многие молодые режиссёры прошли через эту школу профессиональной выносливости, для многих это был первый шаг в профессию.

Городской театр

Какие события последнего года, связанные с негосударственными театрами в Петербурге вы могли бы отметить? И почему? Какую роль играют такие мероприятия, как форум независимых театров "Площадка"?

Таня Вайнштейн: Наверное, это открытие "Пороха" Инженерного театра Ахе. Ни одна интересная площадка не открылась без них в Питере, и вот, (ура!) они открывают что-то свое.

Про Форум скажу — замечательная история, правильный посыл. Меня только смущает объединение театров в одну программу по административному (независимый, муниципальный, городского подчинения), а не по художественному признаку. Думаю, зрителю все равно, откуда мы получаем или не получаем деньги. Наверное, важнее способ художественного высказывания: то как и о чем мы говорим со сцены.

Олег Еремин: К сожалению, физически нет времени следить. Даже за теми, кто мне не безразличен — Lousers и Karlsson Haus. К сожалению, не знаю, что у них происходит. Поэтому не могу отметить событий. И видимо, ничего серьёзного не произошло, раз об этом не говорят. А причины, почему не происходит, назвал выше.

"Площадка" помогает узнать зрителям о тех самых независимых. А самим театрам поверить в иллюзию, что они кому-то нужны. А как заниматься сегодня театром без иллюзии. Поэтому "Площадка" очень важна.

Джулиано Ди Капуа: Не в курсе общественных инициатив и событий подобного рода. Ну, вот посмотрим, какое значение это имеет. Думаю, что для зрителя имеет значение только хороший спектакль. А в рамках Форума это или само по себе — неважно. Тем более что показ все равно мы проводим самостоятельно, без дополнительной финансовой помощи.

Наталия Лапина: Хорошо иметь возможность встречаться и смотреть друг друга, за что "Площадке" большое спасибо.

Спектакль "Пьесы жизни", СХТ

Лариса Грачева: Премьера нашего социального проекта "Пьесы жизни" с участием наркозависимых людей, с помощью которого мы выявляем путь борьбы с этим ужасным злом. Премьера "Площадки 51" — "Двойник. Радиопьеса". Про роль форума независимых театров "Площадка" мне ничего неизвестно. А есть ли она?

Лариса Грачева, Джулиано Ди Капуа, Татьяна Прияткина-Вайнштейн, Наталия Лапина, Олег Еремин
Форум независимых театров "Площадка Vol.2"
Комментарии пользователей
Добавить комментарий
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 



Статьи по теме
Ольга Васильева, Лилия Бурдинская и Константин Кейхель о конкурсе молодых хореографов в рамках CONTEXT. Diana Vishneva Ольга Васильева, Лилия Бурдинская и Константин Кейхель о конкурсе молодых хореографов в рамках CONTEXT. Diana Vishneva Конкурс хореографов – ключевое событие фестиваля CONTEXT. Diana Vishneva. За всю историю Конкурса многие талантливые хореографы из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Еревана смогли получить экспертную оценку Дианы Вишнёвой, Ханса ван Манена, Вячеслава Самодурова, Алексея Мирошниченко, Самуэля Вюрстена...
Главное в Петербурге
Показать еще
Peterburg2.ru совместно с компанией "Велиния" подготовил для наших читательниц викторину с приятными подарками. Правильно отвечайте на вопросы и выигрывайте один из наборов профессиональной косметики по уходу за телом.