Облачно  +13…+18°C
Вход Добавить на сайт
14 июля 2017 г. 13:42 1139 Культура Театр

"Революция – это наш исток": Филипп Вулах и Андрей Пронин

Летний фестиваль "Точка доступа" представляет несколько направлений искусства: театр, кино и паблик-арт, захватывая на этот раз самые необычные городские локации с 20 июля по 6 августа. Peterburg2 поговорил с его организаторами – директором Филиппом Вулахом и программным директором Андреем Прониным – об истории фестиваля, сложностях проекта и находках, пространствах и ожиданиях этого года.


 

Фестиваль "Точка доступа" проводится в третий раз. На мой взгляд, фестиваль становится одним из самых ожидаемых событий для определенной аудиторией. "Точка доступа" - это все равно что приключение. Расскажите, как вы пришли к идее фестиваля сайт-специфического театра, что изменилось за эти три года?

Андрей Пронин: Мы с Филиппом тогда занимались государственным проектом "Открытая сцена", причем проект-то нам поручили, а собственно, сцены никакой у него не было. И возникла идея фестиваля сайт-специфических спектаклей, спектаклей вне сцены, тем более что и прежде каждый из нас размышлял о чем-то подобном как любопытной театральной перспективе для нашего города. Мы сидели в креативном пространстве "Ткачи" и обедали. Где-то между вторым блюдом и кофе идея стала приобретать реальные очертания. Хотели сначала назвать фестиваль "Гений места", но оказалось, что это очень распространенное в мире название.

За три года изменились масштабы нашей работы: о международном фестивале тогда еще не мечтали. Пришел опыт, ушли какие-то иллюзии...

Филипп Вулах: Действительно, фестиваль вырос. С другой стороны, он перестал быть государственным. Первую "Точку доступа" мы осуществляли как государственную инициативу в рамках "Открытой сцены". Со второго года стали автономной организацией, которую поддерживают крупные партнеры. Третий год подряд нам помогает Комитет по культуре Санкт-Петербурга. В этом году наши собственные премьеры, программу "Утопия", поддерживает Фонд Михаила Прохорова, что здорово. В Петербурге не так много инициатив такого масштаба, как "Точка доступа", которые бы работали с Фондом. Нас поддерживает Союз театральных деятелей. Не могу не отметить колоссальное участие Гёте-института, который стал соорганизатором самой большой нашей программы – "Чувство возможности", посвященной столетию революции. Благодаря помощи фонда "Про Гельвеция" в Петербург приедет швейцарский режиссер Борис Никитин со спектаклем "Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей". Приезд спектакля "Дознание" Хабаровского ТЮЗа помогает осуществить Министерство культуры Хабаровского края.

В чем сложность работы с проектами сайт-специфического театра?

Андрей Пронин: Тут возникает много промежуточных звеньев, которые преобразуют первоначальный замысел до неузнаваемости. Ты придумываешь проект, но режиссеру он не нравится, он хочет ставить не в парке, а в больнице. Мы начинаем переговоры с больницами, и все нам отказывают. Спектакль в итоге перемещается в котельную. (Смеется.) Я, конечно, утрирую, но правда далеко не все художественные идеи оказывается реальным воплотить на практике.

И если в театре есть четкие правила игры, то выходя в город, ты постоянно сталкиваешься с чужими правилами и должен корректировать свои планы, принимая их во внимание. Порою проекты, которые на бумаге выглядят простыми, оказываются невыполнимы. А бывает и наоборот.

Спектакль-променад "Разговоры беженцев"

Большинство спектаклей фестиваля этого года посвящены теме революции. Почему вы решили обратиться к этой теме? Только ли потому что мы отмечаем ее столетие?

Андрей Пронин: Мне кажется, что столетие революций 1917 года (а ведь их было две: Февральская и Октябрьская) – довольно важный, совсем не формальный повод. Это кардинальные события в истории страны, преобразившие ее, изменившие ее путь. Одновременно страшные, трагические – и выразившие самые благородные надежды и чаяния лучших граждан страны. Оказавшие огромное влияние и на развитие мирового искусства, и на судьбу нашей планеты в целом. И, как ни странно, очень многие вопросы, остро стоявшие сто лет назад, по-прежнему будоражат наше общество.

Филипп Вулах: Согласен. Но есть еще один важный аспект. Понимаете, сайт-специфический театр – явление, о котором постоянно спорят. Сложно точно сказать, с какого момента нужно отсчитывать его историю. Принято называть ее началом европейский и американский экспириенс 1960-70-х. А как быть с сайт-специфическими опытами 1920-х, которые, кстати, проходили в Петербурге? Я говорю об опытах Николая Евреинова, прежде всего. Для нас именно они – исток такого типа театра. И тематически эти опыты связаны с революцией. Поэтому столетие революций для нас не формальный информационный повод, это наш исток.

Спектакль "В гостях. Европа"

Один из самых ожидаемых проектов фестиваля – спектакль "В гостях. Европа", который будет проходить в квартирах петербуржцев. Много ли вам было прислано заявок от тех, кто готов предоставить свое жилье для проекта? Как вы выбирали квартиры?

Филипп Вулах: Действительно, он один из самых ожидаемых. Я знаю, сколько петербуржцев хотели увидеть его в Москве на фестивале "TERRITORIЯ" (мы делаем его здесь с ними в партнерстве) и сколько не поехали, потому что билеты махом разлетелись. Когда я сам увидел спектакль в октябре, стало очевидно, что его нужно привезти в Петербург. Есть одна важная деталь. Наш город отличается от многих европейских городов объемом жилого фонда, построенного до Первой мировой войны. Здесь безумное количество особняков, доходных домов, дворцов.

"Точка доступа" приводит зрителей туда, куда бы они при обычных обстоятельствах не проникли бы, не подумали бы заглянуть.

"В гостях. Европа" для нас – проект квинтэссенциональный. Мы приглашаем людей не просто в знаменитые питерские парадные, а в жилые квартиры, куда без нас никто бы не смог попасть. Все десять домов и квартир, в которых пройдет спектакль, исключительно разные.

Какие еще необычные пространства будут задействованы для спектаклей фестиваля? На что хотелось бы обратить внимание?

Андрей Пронин: Самое неожиданное наше пространство в этом году, конечно, залы Русского музея, где пройдут перформансы румынской художницы Александры Пиричи. Но и ДК связи, в который сто лет не пускали широкую публику, тоже давно уже стал экзотическим местом, куда не ступала нога простого зрителя. А еще будут спектакли в гараже и в Московском парке Победы.

Экстремальный квест "Охота"

В этом году в программе фестиваля значится уличный экстремальный квест "Охота" финской арт-группы Toisissa tiloissa. Расскажите немного подробнее о нем. Как вы считаете, как он "ляжет" на улицы Петербурга? Насколько большое значение имеет место его проведения?

Филипп Вулах: Он уже "лег" на улицы города. В мае мы вместе с авторами спектакля отсмотрели 7 микрорайонов, кардинально отличавшихся друг от друга. Выбор Toisissa tiloissa пал на район, который сегодня развивается очень динамично, но многие горожане там еще ни разу не были. Это место – Малая Охта, участок к югу от Красногвардейской площади, недалеко от метро Новочеркасская. Финские артисты были поражены, как здорово могут соседствовать здания из стекла на Малоохтинской набережной с дореволюционной архитектурой, сталинским ампиром, старыми гаражами и пятиэтажками. Но "Охота" начнется для зрителей в 19:00 на Новой сцене Александринского театра, где их научат быть волками и объяснят, как вести себя в стае. Дальше их отвезут на Малую Охту. Там зрителям будет запрещено вести себя так, как в обычной жизни. Они получат 3 часа квестового настроения на закате недалеко от окраин Санкт-Петербурга.

Вновь на фестивале будет показан спектакль Константина Учителя "Разговоры беженцев". Он имеет особое значение для вас?

Андрей Пронин: Конечно, он стал своеобразной визитной карточкой "Точки доступа", принимал участие в конкурсе "Золотой маски", в программе фестиваля NET, сейчас собирается на гастроли в российские регионы. И спектакль по-прежнему вызывает интерес, билеты на него хорошо продаются, значит, его надо продолжать играть. К тому же пару месяцев назад состоялась премьера Льва Додина "Страх. Любовь. Отчаяние" в МДТ, где использован тот же текст Бертольта Брехта, так что многим, я полагаю, захочется сравнить два очень непохожих театральных решения этого замечательного и не потерявшего актуальности произведения.

Какие еще проекты вам хотелось бы повторить? И почему?

Андрей Пронин: Честно говоря, желание делать новые проекты сильнее желания что-то повторить.

До фазы ностальгии, когда люди вздыхают: "Ох, раньше было лучше! Вот бы вернуться к прежнему", наш фестиваль еще не состарился. Он пока молод и продолжает расти.

Филипп Вулах: Я бы хотел, чтобы продолжили жить наши собственные постановки. Часто спектакль, который создан специально для показов в течение 10-12 дней, по "лабораторному принципу", заслуживает гораздо большего внимания и достоин, чтобы его увидела широкая публика. Многие хотят посмотреть наши спектакли, но не могут, потому что фестиваль проходит летом. Но в этом году у нас есть "исключение": "Злачные пажити" режиссера Юлии Ауг мы выпускаем совместно с новосибирским театром "Старый дом". Они в рамках собственной лаборатории уже пробовали работать с текстами Анны Старобинец, а в Петербурге эскиз превратят в законченный спектакль. Здесь его покажут 4 раза, после чего артисты вернутся в Новосибирск, и постановку будут показывать там.

Спектакль "Столкновение с бабочкой"

Вы также сотрудничаете с театрами из других российских регионов. Что вы можете сказать о развитии сайт-специфического театра там? За чьим творчеством стоит следить?

Андрей Пронин: Мы стараемся дружить со всеми, кто занимается сайт-специфическим театром в России. Вот фестиваль "TERRITORIЯ" активно осваивает эту нишу, и приезд спектакля "В гостях. Европа" в Петербург – итог нашей совместной работы. Архангельский молодежный театр давно работает с уличными пространствами, и год назад они были нашими гостями. В нынешнем году в программе "Точки доступа" детский игровой квест "Бабушкины очки", который наследует другой работе режиссера Радиона Букаева – спектаклю "Мама, папа и я", который создал фонд "Живой город" в Казани. Кстати, недавно "Живой город" сделал еще одну замечательную работу – спектакль Регины Саттаровой и Михаила Дурненкова "Время роста деревьев", спектакль в лесу, и мы не исключаем, что в будущем году покажем эту работу где-то на питерской окраине. С сайт-спецификом много экспериментирует Хабаровский ТЮЗ, и вот, вуаля, они едут на "Точку доступа-2017": именно хабаровчане, кстати, будут играть в гараже. А Сергей Чехов, который ставит у нас спектакль "Столкновение с бабочкой", фантастическую историю о дружбе Ленина с царем, имеет опыт сайт-специфических спектаклей в собственном новосибирском "Асфальт-театре". Так что можете не следить, мы всех привезем и вам покажем.

Филипп Вулах: Я только добавлю, что нам приятно быть причастными к развитию сайт-специфического театра. Три года назад он находился в России в другой фазе развития. Мы видим, что коммерческие проекты, которые существуют, например, в Москве, с большим интересом наблюдают за "Точкой доступа" и перенимают наш опыт. Я тепло отношусь к коллегам из Казани, лаборатории "Угол". Жаль, что их события проходят в тот же время, что и "Точка доступа". С одной стороны, это роднит нас. Но не дает возможности посмотреть на сайт-специфический театр в Казани своими глазами. Но надеюсь, мы однажды сделаем что-то вместе!

Спектакль "Злачные пажити"

Ваш личный топ спектаклей, которые обязательно нужно увидеть этим летом на фестивале?

Андрей Пронин: Ну это невозможный вопрос... Если бы что-то из запланированного не входило бы в наш личный топ, мы бы сделали громкий такой топ ногой и прогнали бы это что-то из программы фестиваля. Но лично для меня особенно важен спектакль Юлии Ауг "Злачные пажити" по рассказам Анны Старобинец, который мы представляем совместно с "Старым домом" в пространстве "Лендок". Мне кажется, что это будет сильная, умная, храбрая, эмоционально очень заряженная работа. И сама Юля – удивительная, огромное счастье с ней работать. На месте зрителей этот спектакль я бы не пропустил.

Филипп Вулах: Да, при этом "Злачные пажити" – "фронтальный" спектакль, что редко для "Точки доступа". Как правило, мы предлагаем иммерсивный опыт: люди вынуждены активно что-то делать, а здесь действие в основном будет происходить на сцене, а публика займет места в зале. Для нас это большой эксперимент! (Смеется). Еще в этом году мы впервые предлагаем горожанам спектакль, созданный специально для детей и родителей. Приходите на "Бабушкины очки" в Московский парк Победы.

Санкт-Петербургская студия документальных фильмов, Летний фестиваль искусств "Точка доступа"
Комментарии пользователей
Добавить комментарий
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 



Статьи по теме
Вадим Каспаров: Вадим Каспаров: "Я люблю, когда у зрителя после хорошего спектакля светятся глаза" С 29 июня по 9 июля в Петербурге пройдет 19-ый фестиваль современного танца OPEN LOOK. Зрителей ждет множество премьер, открытий и даже творческих провокаций. Мы поговорили с Вадимом Каспаровым, директором фестиваля и Дома танца "Каннон Данс", о том, как меняется современный танец в России, премьерах...
Главное в Петербурге
Показать еще
Добавьте концерт Alai Oli в свой календарь. Случайным образом мы выберем счастливчика, который получит 2 билета на концерт 11 августа на крыше пространства DOT.

Добавьте фестиваль "Ночь света в Гатчине" в свой календарь, а ГМЗ "Гатчина" в любимое место. Случайным образом мы выберем счастливчика, который получит 2 билета на мероприятие 12 августа.