3376
Вадим Каспаров: "Я люблю, когда у зрителя после хорошего спектакля светятся глаза"
С 29 июня по 9 июля в Петербурге пройдет 19-ый фестиваль современного танца OPEN LOOK. Зрителей ждет множество премьер, открытий и даже творческих провокаций. Мы поговорили с Вадимом Каспаровым, директором фестиваля и Дома танца "Каннон Данс", о том, как меняется современный танец в России, премьерах фестиваля и будущих проектах.
Вадим Каспаров, фото: Дарья Попова
Open Look – настоящее событие для ценителей современного танца в Петербурге. Это действительно один из тех фестивалей, который ждешь каждый год и стараешься поймать открытие продажи билетов. В этом году фестиваль пройдет уже в 19ый раз, за его плечами долгая история. Как и история развития современного танца в нашей стране, в нашем городе. Оглядываясь назад, что на ваш взгляд изменилось в отношении к современному танцу в России? Что радует, что огорчает?
19 лет – это только начало истории... Все-таки балету в России более 250 лет, так что у нас все еще впереди. Но даже за эти 19 лет я вижу изменения в отношении к современному танцу не только на уровне молодежи, любителей или профессионалов, но и на уровне Академических театров.
20 лет назад, наверное, никто не мог и представить, что Начо Дуато будет возглавлять балет в Михайловском театре. Что на сцене Мариинского поставит спектакль Саша Вальц. Что тот же Мариинский будет проводить конкурс молодых хореографов, где 70-80 процентов работ сделаны в эстетике современного танца. Что в Санкт-Петербурге будет еще 2 крупных танцевальных фестиваля, основу программы которых составят современные хореографы. Поэтому шаг в сторону современного танца сделан огромный. И это радует!
Огорчает, что до сих пор все, что касается современного танца Санкт-Петербурга, на уровне хореографов, танцоров, подготовки новой генерации танцовщиков, находится пока еще на базовом уровне, то есть на уровне выживания. И тут огромная предстоит работа, и мы надеемся, что рано или поздно сможем создать систему поддержки и хореографов и танцевальных компаний. Мы к этому придем... Через несколько лет пойдут выпуски в Академии танца Бориса Эйфмана и там реализуется программа подготовки танцовщиков нового поколения... Так что, думаю, мы еще станет свидетелями настоящего бума.
Мастер-класс Даны Роз в рамках OPEN LOOK 2016, фото: Дарья Попова
Как вы считаете, повышается ли все-таки лояльность аудитории к современному танцу, театру? Увеличивается ли его аудитория? Порой кажется, что большинство все же предпочитает "Лебединое озеро" и "Жизель". Нередко можно услышать от зрителей фразы в духе "танца я там не увидел" по отношению даже к знаменитым танцевальным компаниям.
Самый популярный вопрос за все 20 лет существования "Каннон Данс" – а что такое современный танец? Каждый раз я отвечаю на этот вопрос и каждый раз мне его задают снова и снова. Просто информационное поле вокруг современного танца очень узкое. Широкие массы зрителей больше интересует прогноз погоды, чем сложные символы современной хореографии.
Зритель часто ждет, чтобы ему было все понятно... А современное искусство должно быть ПОНЯТО, а не просто ПОНЯТНО. Фестивали и призваны развивать зрителя, открывать новые грани и горизонты. Проще конечно сотый раз смотреть "Жизель" и получать удовольствие от техники исполнения, от харизмы исполнителя. В целом классика на то и классика, чтобы восхищать. Это касается и музыки, и живописи.
Однако человеку свойственно стремиться к развитию, к усложнению, к поиску... Иначе мы бы до сих пор огонь трением добывали бы. Поэтому мне смешно слышать, что вот надо сохранять "наследие" и это самое важное. Наследие само собой надо сохранять, но не создавая современное, мы не имеем будущего. Я всегда говорю, что современный композитор Чайковский и современный хореограф Петипа были авангардом своего времени. Представьте, чтобы мир танцевал на Новый год, если бы не был написан и поставлен "Щелкунчик".
Ultima Vez, "Мокьюментари на современного спасителя"
В современном мире, в современном искусстве идет вечный поиск. И если хореограф ищет новые пути, средства выразительности, пытается уйти от чистого танца в концептуализм, то это же прекрасно. Идет ПОИСК... Время все ставит на свои места.
В 1989 году я и представить не мог, что все мои сотни "магнитофонных бабин" с музыкой, будут вмещаться на карту памяти размером с ноготь. И когда идет такой прогресс во всем, почему мы пытаемся оставаться в незыблемой системе координат "классического искусства"? При этом никто и никогда не ставит под сомнение важность этого наследия, но без современного нет будущего! Вот и вся история.
А на счет известных компаний, которые иногда забывают о танце... И такое бывает, но это просто поиск. А "иногда, они возвращаются" и танцуют. Многие репертуарные компании, чтобы не закиснуть, позволяют себе эксперименты приглашая и хореографов-концептуалистов. И тут последнее слово за зрителями.
Лаборатория физического театра, "Блуждающее время"
Можно ли вообще воспитать аудиторию? И вопрос – как? Что нужно открыть в себе такое, чтобы понять современный танец?
Аудитория воспитывается. Не сразу, конечно. Нужны время и систематические мероприятия, чтобы появился грамотный зритель. Искренняя вера и любовь к современному танцу позволяет привлекать новую аудиторию, для которой желание узнать что-то новое, позволить себе быть искренними, открытыми жизненно важно. Многие приходят в танец через занятия в танцевальных школах, кто-то увидел спектакль и это перевернуло его жизнь. На моем веку было огромное количество случаев, когда танец становился профессией уже в достаточно зрелом возрасте. И люди находили в танце то, чего не смогли найти на совей работе или в жизни.
Мастер-класс Селии Амад,фото: Дарья Попова
Могли бы вы привести примеры школ, фестивалей, проектов, может быть, в других городах или странах, которые вам импонируют? У кого нам нужно было бы поучиться? И почему?
Учиться, конечно, необходимо всегда. И для нас общение с нашими коллегами из-за рубежа имело большое значение. Петр I тоже начинал империю с обучения новейшим технологиям за рубежом. В Голландии, Германии, Франции... Он обогащал знаниями тех, кто позже и создаст славу русского флота. Поэтому первый этап, который наш современный танец прошел - это обучение и знания, которыми с нами делятся зарубежные коллеги на мастер классах, постановках, совместных проектов. Есть в мире и статусные фестивали, которые являются тоже "наследием". Это и ADF (American Dance Festival), Jacobs Pillows, Kuopio Dance Festival...
Мне всегда хотелось, чтобы и OPEN LOOK стал когда-нибудь в ряд фестивалей, которые изменили мир танца! Надо сказать, что сегодня все границы открыты, есть Интернет и YouTube. Любой желающий может поехать учиться или работать за рубеж, смотреть самые последние новинки, то, чего не было лет 20 назад. И, конечно, открывая для себя современный танец разных стран, ты делаешь какие-то приоритеты...
В настоящий момент Голландия, Бельгия и Израиль – страны которые формируют новые тенденции, технологии и тренды.
Однако уже стали активно заявлять о себе такие страны как Испания, Венгрия, Чили. Везде, где государство создает системность в подходе к развитию современного танца, начинает "плодоносить" современный танец.
Расскажите, как формировалась программа в этом году? На чем хотелось сделать акценты?
Программа формировалась в муках и сомнениях... Так много чего хотели показать и все равно пришлось кого-то перекинуть на 20-ый юбилейный фестиваль. Но мы сделали невозможное, мы показываем в один фестиваль то, что можно было бы разделить на несколько фестивалей. Посмотрим, как воспримет наш НОН СТОП OPEN LOOK наша публика. Однако мы собрали программу, в которой каждый найдет для себя что-то интересное и необычное.
Из архива OPEN LOOK 2016, фото: Стас Левшин
Понимаю, что это сложно, но ваш личный ТОП 5 спектаклей, которые обязательно нужно увидеть на Open Look в этом году.
В этом году это и правда сложно сделать, однако могу сказать, что я в ожидании нескольких премьер которые мы покажем на OPEN LOOK! Конечно, Ультима Вез и Антон Лакхи из Бельгии, это Сегеди балет из Венгрии, Теро Сааринен и Жозеф Надж. Программу Швейцарского танца я видел лично и поэтому знаю, что это очень классные проекты. Уникальный визуальный опыт с компанией Шарон Вазаны я получил во время моей поездки на фестиваль в Израиле в декабре прошлого года.
Я стараюсь лично смотреть все спектакли, но когда мы показываем премьеры или мировые премьеры, то всегда есть риск, что спектакль может не случиться. Однако все-таки мы уверены, что программа OPEN LOOK 2017 будет откровением для нашего зрителя.
Какие новые имена откроет нам программа Russian Look? За какими танцевальными компаниями стоит наблюдать?
На самом деле радостно, что до сих пор люди, которые были у основания танца, находятся в активной рабочей фазе. Их ученики, танцовщики их компании постепенно выходят на орбиту самостоятельной хореографическая деятельности. Но в этом году мы в большей степени покажем хореографов первого и второго поколения. Это Ольга Пона, Екатерина Кислова, Костя Матулевский, Лида Копина... Это хореографы и исполнители достаточно известные.
"Балет Москва", "Все пути ведут на север"
Среди компаний, которые представят свои работы и "черноеНебобелое", и обладатели "Золотой Маски" этого года "Балет Москва". Практически все проекты, выбранные экспертами (а это люди с большим опытом), как говорится со 100 процентным попаданием в десятку. Особо правда хочу отметить, что один из проектов – спектакль "Дев'" будет показан не в театре, а в Анненкирхе (быв.кинотеатр "Спартак"). Это даст спектаклю очень нужную атмосферу.
Аненнкирхе
Ну и, наконец, впервые у нас в программе, гордость нашего города – Упсала-Цирк. Очень рад за них и за всех нас, потому что программа Russian Look – это то ради чего мы и создавали 20 лет назад Дом танца Каннон Данс.
Будет ли принимать участие в фестивале кто-то из хореографов, которых поддерживает ваш Дом танца "Каннон Данс"?
Дом танца "Каннон Данс" со времен своего основания делает все возможное, чтобы оказывать содействие молодым хореографам и компаниям Санкт-Петербурга в реализации их планов и идей. Однако с момента, когда мы переехали на Казанскую улицу, где у нас есть 3 танцевальных зала, один из которых является театральным залом BlackBoxTheater, стали реализовывать программу "Проектная лаборатория танца" при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, то многое в нашей жизни упростилось.
Мы активнее поддерживаем как пионеров модерн танца в лице труппы Саши Кукина, Мастерской Натальи Каспаровой или Школы Антона Адасинского, так и молодую генерацию в числе которых и Ксения Михеева, Анна Закусова, Алиса Панченко, Елена Градковская и многие другие. Это наша главная цель – оказывать поддержку и помогать выпускать новые спектакли. В этом году на фестивале покажут свои спектакли Саша Кукин с премьерой на музыку Боба Дилана и Ксения Михеева со спектаклем "Коллекционер". Так называемые программы Резидентов Дома танца мы стараемся показывать каждый год.
Ксения Михеева, "Коллекционер"
Волнуетесь ли вы перед началом фестиваля? Что для вас показатель его успешности?
Ну, конечно... К состоянию предфестивальной горячки невозможно привыкнуть. Кажется, что у нас вагон времени, а раз и все... фестиваль начинается. Но я всегда вспоминаю слова, что "надо ввязаться в драку, а там посмотрим". Ведь если не попробовать, а только думать о том, как ты бы организовал этот проект или тот, то можно так и остаться мечтателем! Надо пробовать и все получится!
Показатель успешности, сложный показатель... Можно, конечно, оценивать количеством продаж, количеством участников и т.д. Но все-таки это очень условные вещи... Если мы начнем оценивать творческий продукт исключительно деньгами, то так можно скатиться до показа красивой развлекаловки. А вот этого я точно не хочу... Хочется показать то, что может вызвать эмоции.
Ведь современный танец танцуется близко от зрителя и энергетика исполнителя передается зрителю, и если спектакль втягивает в себя, то это самое главное. Еще я люблю, когда у зрителя после хорошего спектакля, светятся глаза! А если светятся счастьем, то считаю цель достигнутой!
OPEN LOOK 2016, фото: Дарья Попова
Какими еще проектами, вне фестиваля, вы собираетесь порадовать Петербург?
В этом году "Каннон Данс" исполняется 20 лет со дня основания. Это еще детский возраст, но оглядываясь назад, есть, что вспомнить. Более 200 танцевальных коллективов мы показали за это время, более 600 педагогов провели мастер-классы, разных фестивалей больше 50 провели... А какое количество "инфицированных любовью" к современному танцу прошло с нами этот длинный путь. Несколько поколений выросло на наших глазах. Они более удачливы, чем мы, потому что перед ними были кто-то, кто приоткрыл занавес (железный). И вот в связи с этой датой мы попытаемся осенью порадовать премьерами, фестивалями и мастер-классами. Вероятно, что мы вернем в Гатчинский дворец на 2 недели в сентябре наш совместный проект с Нулло Фачинни (Дания) - "Лабиринты Венеры", которые взбудоражил город в октябре 2016 года. Так, что все удовольствия по списку - начиная с сентября. Хочется в это верить, а значит так и будет!
"Лабиринты Венеры", фото: Ирина Туминене
Каспаров Вадим | |
XIX международный фестиваль современного танца Open Look 2017 |
Рекомендованы для посещения Петербургом2
|
Как «КОРОЛЬ ГОВОРИТ!» меняет бизнес-коммуникации
Оркестр Юрия Башмета, Супердискотека 90-х и фестиваль «Брусницын»: куда пойти в Петербурге 8 – 14 ноября
В двух районах Петербурга ограничат дорожное движение
Оригинальный подход: лучшие идеи для небального свидания в Петербурге
Топ-5 необычных экскурсий в Петербурге
На два дня в Петербурге закроют вестибюль станции метро «Горьковская»