В программу петербургской органистки Елизаветы Толмасовой включены сочинения немецких и французских композиторов разных эпох.
Г. Муффат сыграл значительную роль в распространении французской и итальянской музыки в Германии. О популярности композитора говорят прижизненные издания многих его сочинений.
Свидетельством европейской известности Муффата могут служить также авторские предисловия к ним на нескольких языках — латинском, немецком, итальянском и французском. Наиболее известным сочинением является сборник «Apparatus musico-organisticus», в который включены 12 органных Токкат, Чакона, Пассакалия и Вариации «Nova cyclopeias harmonica». Будет исполнена Токката № 1 ре минор.
Прозвучит «Дорийская» Токката и фуга И. С. Баха. Музыкальные лады появились ещё в Древней Греции. Каждый лад был наделён определённым характером, благодаря которому слушатель погружался в то или иное состояние. Концепция ладо-состояний нашла отражение и в музыкально-эстетической «теории аффектов», распространённой в Западной Европе в XVIII веке. Согласно ей, основным содержанием музыки является выражение и излияние человеческих чувств. В характере «Дорийской» Токкаты и фуги преобладает мужественное начало. Энергичная Токката продолжается неуклонной, величественной фугой.
Знаменитый исследователь жизни и творчества Баха А. Швейцер назвал его цикл из 46 хоральных обработок «Органная книжечка» «антологией баховского музыкального языка». Известная хоральная обработка «Я взываю к Тебе, Господь Иисус Христос», звучащая в кинофильме «Солярис» А. Тарковского, будет исполнена на концерте. Л. Вьерн 37 лет проработал на посту органиста собора Нотр-Дам в Париже. На сочинение музыки для «короля инструментов» композитора вдохновил новый тип органа, созданный мастером А. Кавайе-Коллем, который значительно расширил диспозицию.
Он ввёл в неё тембры, имитирующие инструменты симфонического оркестра и явления природы. «24 пьесы в фантастическом стиле» были написаны Вьерном в 1926-1927 годах. Прозучат «Вечерняя звезда» и «Вестминстерские колокола» из этого цикла. М. Дюпре — выдающийся французский органист-импровизатор и композитор XX века. Он учился в Парижской консерватории у А. Гильмана и Ш.-М. Видора, а его учеником был О. Мессиан.
Композиторское наследие Дюпре включает 65 опусов в различных жанрах. Большую часть из них составляют органные сочинения. Из них чаще всего исполняются произведения, относящиеся к раннему периоду творчества — например, Три прелюдии и фуги, ор.7, написанные в 1912 году. Интересно, что долгое время первую и третью из них не мог исполнить никто, кроме самого автора. Не менее сложны и другие сочинения композитора. В программе концерта прозвучит Cantabile и Финал из Сюиты, op.39.
Творчество М. Регера — яркая и значительная часть в истории органного искусства. Композитор создавал произведения для нового типа инструмента — симфонического органа, обладающего обширными звуковыми и динамическими возможностями. Регер является автором множества опусов, написанных как в барочных, так и в романтических жанровых традициях. При помощи стилистической «арки», перекинувшейся от эпохи позднего романтизма к современности, в его творчестве осуществилась «связь времён», соединились в единое целое традиция и прогресс. В заключительной части концерта прозвучит грандиозная Хоральная фантазия на тему Halleluja! Gott zu loben.
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов Елизавета Толмасова (орган)
Программа концерта:
Георг Муффат (1653-1704) — Токката № 1 ре минор из сборника Apparatus musico-organisticus
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) — Токката и фуга ре минор («Дорийская»), BWV 538
Хоральная обработка Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ («Я взываю к Тебе, Господь Иисус Христос»), BWV 639 из «Органной книжечки»
Луи Вьерн (1870-1937) — «Вечерняя звезда», «Вестминстерские колокола» из цикла «24 пьесы в фантастическом стиле»
Марсель Дюпре (1886-1971) — Cantabile и Финал из Сюиты, оp.39
Макс Регер (1873-1916) — Хоральная фантазия Halleluja! Gott zu loben («Аллилуйя! Хвала Богу»), оp.52 № 3