С 23 декабря 2023 по 8 января 2024 в наполненном удивительной энергетикой зимних праздников Петербурге будут звучать концерты VI органного фестиваля «Венок Рождества». Фейерверк стилей, калейдоскоп эпох и вдохновение лучших музыкантов России и зарубежья, — всё это оставит долгое послевкусие органного празднества. Концерты Фестиваля пройдут на пяти площадках с богатой историей, эксклюзивными интерьерами и раритетными органами. Новая площадка фестиваля — Центр искусства и музыки на Невском В XVIII столетии здесь, в самом сердце города, располагался голландский квартал, а историческое здание занимала Голландская реформатская церковь с уникальным органом Walcker, ныне радующим публику в Капелле Санкт-Петербурга. Сейчас в красивейшей ротонде установлен исторический голландский орган 1910 года мастера Марта Вермейлена, привезённый из Нидерландов в 2020. Тёплая и дружественная обстановка, чудесная музыка, уникальные интерьеры храмов в атмосферных исторических локациях Северной столицы и пять самобытных органов — более, чем на неделю Петербург наполнится неповторимым многоголосием Короля инструментов. Именно поэтому, наш рождественский органный марафон проходит под девизом «Орган над городом»! «Бах и романтический орган» — погружение в неповторимую атмосферу Рождества и наступающего Нового года. В чудесном интерьере ротонды под звуки исторического голландского органа праздничное настроение обеспечено! Бах, начало начал, властелин органной Вселенной, представлен хоральными обработками, открывающими путь в светлый мир Рождества, необычайно яркой Фантазией во французском стиле, чудесной Пасторалью и органной транскрипцией скрипичного концерта герцога Иоганна Эрнста Саксен-Веймарского. Дитрих Букстехуде — великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. В мире немецкой музыки истории Баха и Брамса во многом схожи: оба были завершающими представителями великих эпох — барокко и романтизма, оба стояли в стороне от музыкального театра, направляя свои творческие искания не в сторону эксперимента и поиска, а внутрь традиции, бережно сохраняя и развивая её. Сочетание строгости и проникновенного лиризма — визитная карточка Брамса. Композитор возродил жанр хоральной прелюдии, создав уникальный цикл, прозвучавший посмертно. Французская линия концерта — Молитва из Готической сюиты Леона Боэльмана, пожалуй, одного из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. За 16 лет своей композиторской карьеры музыкант создал около 160 сочинений, написанных в лучших традициях французской позднеромантической школы, большая часть которых — для органа. Незабываемый вечер завершится одним из самых популярных на западе рождественских песнопений «Тихая ночь», написанным немецким органистом и композитором Францем Грубером на текст священника Йозефа Мора. «Бах и романтический орган» — счастья и радости в наступающем году всем гостям VI Рождественского органного фестиваля.
Исполнитель: Светлана Фурник (орган).
В программе: Дитрих Букстехуде (1637–1707) — Прелюдия, фуга и чакона до мажор, BuxWV 137; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Хоральные прелюдии: Nun komm der Heiden Heiland (Приди, язычников Спаситель), BWV 599 и Vom Himmel hoch, da komm ich her (С небес сошёл на землю я), BWV 700; Иоганн Себастьян Бах — Pastorale фа мажор, BWV 590; Иоганнес Брамс (1833–1897) — Хоральная прелюдия O Gott, du frommer Gott op. 122/7; Иоганн Себастьян Бах — Фантазия соль мажор, BWV 572; Леон Боэльман (1862–1897) — Молитва из Готической сюиты; Иоганн Себастьян Бах — Концерт соль мажор (транскрипция скрипичного концерта герцога Иоганна Эрнста Саксен-Веймарского), BWV 592; Франц Ксавьер Грубер (1787–1863) — Stille Nacht, heilige Nacht (Тихая ночь, святая ночь), H.145 (транскрипция для органа Генри Джила). Продолжительность концерта: 1 час 10 минут (без антракта).