Одноактная опера «Белые ночи». Перелом эпох в советском оперном театре можно обозначить 1963 годом: тогда студент Московской консерватории Юрий Буцко (1933–2015) написал монооперу «Записки сумасшедшего» по Гоголю. Монументальная, народная, героическая советская опера как художественное явление завершилась, свои права на сценическое и музыкальное время заявил герой-одиночка. В 1968 году Буцко заканчивает оперу «Белые ночи» на текст повести Достоевского. Хотя в ней действуют два персонажа, Мечтатель и Настенька, она обнаруживает черты монооперы, доверительного монолога, обращенного к публике. Действие взято в рамку рассказа от первого лица (сохраняется даже трогательное обращение «любезный читатель»). Все важнейшие события оперы мы наблюдаем именно глазами Мечтателя. Например, появление Настиного жениха в кульминации: музыкальная ткань сгущается, оркестр бьётся, словно пульс в ушах от волнения, фигура молодого человека подобна страшному наваждению белой ночи — сошедшему с постамента Медному всаднику, пришедшему разлучить героя с возлюбленной и вновь оставить одиноким под бледным петербургским небом. Буцко продолжает традицию использования в либретто неизменных прозаических текстов, идущую от Даргомыжского и Мусоргского. В «Белых ночах» угадывается сильное влияние опер Шостаковича и Прокофьева (от последнего — гибкость интонации и любовь к остинатным формам). Мечтатель неожиданно оказывается родственником Алексея из прокофьевского «Игрока»: тот же высокий тенор, те же прихотливые изгибы и скачки вокальной линии, те же нотки характерности, хотя и без эмоционального напора и нахальства его азартного предшественника. Колорит оперы довольно мрачен: петербургская белая ночь воспалена, она сулит недоброе, её счастье зыбко. Лишь иногда наступает просветление, герои находят утешение в слезах, недаром опера носит подзаголовок «сентиментальная». Долгое время «Белые ночи» были известны только по пластинке фирмы «Мелодия». В изумительной записи звучат голоса Галины Писаренко и Анатолия Мищевского, оркестром Всесоюзного радио и телевидения дирижирует Геннадий Рождественский. Лишь в 2011 году опера была впервые поставлена в России — в сезон белых ночей, в конце мая, во дворе-колодце театра «Санктъ-Петербургъ опера». В «театральной фантазии» Юрия Александрова сам Достоевский сидел за столом и катался по тротуарной плитке, а основное действие разворачивалось вокруг кровати Мечтателя. Критика отнеслась прохладно к постановке и — паче чаяния — к музыке. Возможно, Петербург просто приревновал композитора-москвича к своему сюжету. Ночь первая. Молодой человек, называющий себя Мечтателем, видит у ограды канала плачущую девушку и пытается утешить её. После долгой беседы они договариваются вновь встретиться завтра. «Только не влюбляйтесь в меня, я вас прошу. Этого нельзя, совершенно нельзя», — говорит на прощание девушка, имя которой — Настенька. Ночь вторая. Мечтатель рассказывает о своей странной жизни: «Взгляни, как на свете становится холодно. И куда схоронил своё время?». В ответ Настенька решается открыть тайну. Однажды в доме, где она живёт с бабушкой, остановился молодой человек. Настенька полюбила его и собралась бежать с ним. Юноша тоже полюбил Настю, но по бедности не мог жениться на ней тотчас; они условились встретиться через год. Теперь срок прошёл, жених вернулся в город, но не появился в условленный час — вот причина вчерашних Настиных слёз. Мечтатель решает помочь девушке, передав жениху письмо от неё. Ночь третья. Жених Настеньки так и не появился. Взволнованный Мечтатель признается ей в любви; в ответ она говорит, что больше не любит своего кавалера. Наконец тот приходит. «Простите нас, помните и любите вашу Настеньку!». Мечтатель вновь остаётся один. Утро. «О блаженство! Целая минута блаженства! Да разве мало этого хоть бы и на всю жизнь человеческую?». Спектакль идёт без антракта.
Подписаться:Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это
Здание впечатлило своей новизной, зашли в несколько залов, все оригинальные. В здании много света, панорамные окна и красивые виды на Петербург, смотрели, не хотелось уходить. Исполнение музыки на высоте, Мариинский держит высокую планку. Радует, что театр развивается, осваивает все новые площадки. Мероприятия современные проходят и для молодежи в современном стиле, думаю многих смогут привлечь, а то моя дочь подросток раньше не проявляла интерес, теперь смотрит афишу, с подругами планирует сходить. Цены есть доступные, не обязательно в самом большом зале находиться, есть и поменьше.
Ходили с мамой на балет Спартак. Остались в восторге. Очень хорошая постановка. Профессиональные артисты, такая превосходная подача. Красивая музыка, костюмы передающие эпоху в мельчайших подробностях. Сильно!