Звук принадлежит и тому, кто слышит, и тому, кто его транслирует. Это важно в отношении репрезентации власти: кому, где и когда позволено шуметь?
Книги на полках в Музее-квартире Льва Гумилева «заключены» в проволоку с практической целью – для обеспечения сохранности. Но ограничительная проволока вызывает ассоциацию книг с узниками. Этот образ лег в основу интерактивной звуковой инсталляции Александра Морозова. С помощью звука художник обозначает в музейном зале границу, за которой начинается «опасное» пространство памяти, постижения, судьбы. Акустическую инсталляцию дополняют объекты из металлического прута из серии «Оболочка мифа».
Александр Морозов о проекте: «В мемориальной комнате Льва Гумилева одним из самых важных объектов являются книжные шкафы. По книжной полке можно многое узнать о хозяине квартиры. В подборке книг Гумилева просматривается не только круг его научных интересов, но и характерные особенности времени, и трагическая лагерная судьба. Книги на полках Гумилева "заключены" в проволоку с практической музейной целью — для обеспечения сохранности. Но вместе с тем эта ограничительная проволока привносит дополнительный элемент в образ экспонатов — книги становятся похожи на заключенных. Этот образ лег в основу проекта.
Провод, проволока воплощает не только образ лагеря, но и идею ограничения. В современных зоопарках или загонах для животных не пользуются забором: вместо него натягивают тонкие металлические струны, незаметные для публики. Держаться внутри обозначенных границ животных заставляет электрический ток: струны находятся под напряжением. В проекте с помощью звука я создаю образ "напряжения", который обозначает границу, за которой начинается "опасное" пространство памяти, постижения, судьбы. Это пространство находится "за пределами" внешней бытовой оболочки жизни».