В программе прозвучат вариации Ф. Шопена, Л. ван Бетховена, Р.Шумана, Ф.Мендельсона и С.В.Рахманинова.
Анна Шелудько приглашает слушателей на философский фортепианный вечер. Как считает пианистка, "любой вариационный цикл - это форма, более всего напоминающая жизненный цикл. Виток за витком, волна за волной...Нам кажется, что добавлять новые вариации к уже написанным можно бесконечно, однако это не так, итог неизбежен. И у каждого композитора, представленного в этой программе, свой темперамент и свои итоги, свое представление о том, когда и чем должен завершиться цикл".
«Блестящие вариации» си-бемоль мажор, соч.12 Фредерик Шопен написал в 1833 году, в первые годы своей жизни в Париже, когда имя двадцатитрехлетнего композитора уже стало известно. Эта большая концертная пьеса, в которой мы слышим блеск и роскошь новой жизни, новых знакомств и новых творческих идей.
Для Людвига ван Бетховена вариации были самым излюбенным жанром, после сонат. Бетховеном было написано более 20 вариационных циклов, а «32 вариации» c-moll были сочинены Бетховеном в 1806 году, в кульминационную пору его творчества. Написанные на оригинальную тему, вариации стали одним из крупнейших и выдающихся сочинений Бетховена, написанных для фортепиано. Их отличает высокая трагедийность и философское начало.
Вариации на тему «Abegg» (1830) - одно из первых напечатанных произведений Роберта Шумана. В названии изящных и ярких вариации двадцатилетний композитор романтично увековечил фамилию девушки, с которой Шуман познакомился в дни юности, это Мета Абегг.
"Серьезные вариации" соч. 54 Феликс Мендельсон завершил в 1841 году. Произведение было написано в рамках кампании по сбору средств для возведения большого бронзовой статуи Людвига ван Бетховена в его родном городе Бонне. Издатель Пьетро Мекетти попросил Мендельсона внести свой вклад в "Альбом Бетховена", в который также вошли произведения Листа, Шопена, Мошелеса и др. Альбом был опубликован в январе 1842 года, а вырученные за него средства действительно ушли на постройку памятника.
Уже в самом названии Мендельсон сознательно противопоставил свои вариации поверхностному блеску современной виртуозности.
Вариации на тему Корелли ор. 42 (1931) - одно из поздних произведений Сергея Васильевича Рахманинова, размышление на излюбленную им тему убегающего времени. Вариации были написаны за рубежом, и посвящены заменитому скрипачу, современнику Рахманинова, Фрицу Крейслеру. Рахманинов сам впервые исполнил «Вариации на тему Корелли», и впоследствии неоднократно играл это произведение в разных концертах. В финале вариаций Рахманинов возвращается к скромной фактуре, хоральности, звучащей обреченно. Тем самым трагичный тон вариаций становится еще более величественным.