Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова и Швейцарский совет по культуре «Про Гельвеция» (Pro Helvetia) в России представляют совместный русско-швейцарский проект «Стравинский. История солдата».
Время и место действия: 11 октября 2013 г., Новая сцена БДТ им. Г.А. Товстоногова - Каменноостровский театр, начало в 19 часов.
“Стравинский. История солдата” - пилотный проект БДТ в новой музыкально-драматической концепции Каменноостровского театра. Мы подготовили его совместно со швейцарскими музыкантами. Началось все летом, когда мы узнали о создании русского-швейцарского проекта “Stravinskij revisited”, куратором которого являлся композитор Владимир Раннев. Согласно концепции “Stravinskij revisited” русские и швейцарские композиторы писали сочинения-вариации на основе “Истории солдата” Стравинского, затем совершался обмен: сочинения швейцарских композиторов играл МАСМ (Московский ансамбль современной музыки), а русские сочинения - швейцарское КОНТРА-трио. Мы присоединили к музыкальным экспериментам современных композиторов наших драматических артистов, а показывать представление решили в Каменноостровском театре. Изначально, исторически этот театр имел музыкальные корни — в свое время у него был «водевильный», оперный и балетный репертуар. Плюс, это здание с отличной акустикой” - говорит художественный руководитель БДТ им. Г.А. Товстоногова Андрей Могучий.
Совместный проект БДТ им. Г.А. Товстоногова и Швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция» (Pro Helvetia) “Стравинский. История солдата” состоит из двух частей. В первой части МАСМ (Московский ансамбль современной музыки) играет концертную версию “Истории солдата”, написанную Игорем Стравинским для камерного состава. Текст либретто оперы читает актер БДТ им. Г. А. Товстоногова Ричард Бондарев, принятый в труппу театра в сентябре.
Второе отделение, названное “Stravinskij revisited”, включает в себя четыре премьеры. Две - российских композиторов (Владимира Раннева и Владимира Горлинского), две - швейцарских (Катарины Розенбергер и Роланда Мозера). В программе их музыка чередуется с пятичастной сюитой швейцарского композитора Томаса К. Дж. Майера, созданной на материале “Истории солдата” Стравинского и исполняемой обоими ансамблями.
Каждая из премьер связана с оригинальной „Историей солдата“ музыкально или тематически. Смело играя с цитатами и музыкальными слоями, современные композиторы развивают идеи Стравинского, по-новому читая историю вековой давности.
“История солдата”. История создания и постановки:
В разгар Первой мировой войны, оказавшись без средств к существованию и возможности жить в России, Игорь Стравинский пишет произведение по мотивам русских народных сказок о солдате и черте из сборника А. Н. Афанасьева. Адаптацию и художественную обработку делает друг и соавтор Стравинского - швейцарский писатель Шарль-Фердинанд Рамю, либретто которого и становится известно публике под названием «L'histoire de soldat» или «История солдата». “История солдата” Стравинского и Рамю была не только творческим актом, но и способом заработать, что обусловило ее облик - камерный спектакль с минимальным оркестром, который можно возить по городам и деревням, показывая где угодно, хоть на площади. Несмотря на русские корни, никакой национальной специфики в "Истории солдата" нет, сюжет - сделка человека с дьяволом - общечеловеческий. “Мой первоначальный замысел состоял в том, чтобы отнести нашу пьесу к любой эпохе и вместе с тем к 1918 году, ко многим национальностям и ни к одной в отдельности, но без нарушения религиозно-культового статуса о дьяволе. <...> Наш солдат в 1918 году очень определенно воспринимался как жертва тогдашнего мирового конфликта, несмотря на нейтральность сюжета” (И. Стравинский).
В драматической части "Истории солдата" три основных героя – Солдат, Черт и Чтец, вокруг которых строятся сказочные, притчевые, философские и даже гротесковые линии. Второстепенный персонаж - Принцесса – по задумке автора должен был лишь танцевать. Музыкальная часть написана для семи инструментов: кларнет, гобой, корнет, тромбон, скрипка, контрабас и ударные. как и в случае с другими своими сценическими произведениями, в 1920 году Стравинский пишет концертную сюиту для совсем камерного состава — кларнета, скрипки и фортепиано.
По иронии судьбы спектакль Стравинского-Рамю был показан, хотя и с огромным успехом, лишь однажды - затем Швейцарию охватила эпидемия гриппа. Однако первая постановка навечно вошла в историю театра: Солдата сыграл молодой Жан Вилар, а роли Принцессы и Черта исполняли Людмила и Жорж Питоевы.