Лучший способ научиться писать пьесы – начать их писать. Лучший способ понять, какие пьесы хочешь писать именно ты – научиться читать тексты других авторов. За время мастерской участники поймут, как устроена пьеса, узнают о драматургических законах (герой, конфликт, событие, структура) и о том, как можно их нарушать. Мы будем разбирать пьесы других авторов, искать сюжеты в повседневной жизни и бесконечно практиковаться. Вся теория будет подкреплена практикой – упражнениями и домашними заданиями, мы будем читать друг друга и учиться друг у друга. В течение курса каждый составит план будущей пьесы, определится с формой и напишет одну сцену.
Этот интенсив предназначен для начинающих драматургов и для тех, кто всегда хотел писать пьесы, но не знал, как начать.
Полина Бородина Драматург, сценарист.
Училась на курсе драматургии у Н.В. Коляды. Пьесы входили в лонг и шорт-листы различных драматургических конкурсов («Любимовка», «Дебют», «Действующие лица», «Новая пьеса» в рамках «Золотой маски», «Омская международная лаборатория драматургии» и т.д.). В 2012 стала лауреатом премии «Действующие лица», в 2013 – лауреатом всероссийского драматургического конкурса «Долг. Честь. Достоинство». Неоднократный участник театральных лабораторий и проектов, автор многих документальных пьес. Автор концепции и программный директор театрального фестиваля-лаборатории «За!текст» с 2013 по 2016.
Публиковалась в журнале «Современная драматургия», сборниках «Лучшие пьесы 2012 года» и «Антология современной русской пьесы». Спектакли по пьесам «Матиуш», «СашБаш», «Болотное дело» вошли в лонг-лист премии «Золотая маска». Пьесы ставились в московском театре Школа современной пьесы, Театре.doc, Центре современной драматургии, театре «Глобус», Новом пространстве Театра наций и др. Последняя пьеса «Исход» вошла в тройку лучших пьес 2018 года по версии конкурcа современной драматургии «Кульминация».
Программа мастерской
1 день. Драма и герой
Теория. Драматургия – литература или технический текст для театра? Что значит быть драматургом в 21 веке? Оригинальные пьесы, документальные пьесы, проектные пьесы и инсценировки.
Откуда брать сюжеты? На какие темы обращать внимание? Про каких героев писать? Реальность и биография как топливо для пьесы.
Герой: выбор героя, путь героя. Герой и автор. Личность героя, его характер и мотивация. Движение героя от начала пьесы к концу.
Практика. Анализируем современную пьесу. Выбираем тему и героя для собственной пьесы. Учимся интервьюировать собственных персонажей.
2 день. Конфликт, событие, сюжет
Теория. Конфликт. Внутренний и внешний конфликт. Разрешение конфликта. Нужен ли современной пьесе катарсис? Бесконфликтные пьесы.
Событие в пьесе.
Практика. Формируем сюжет будущей пьесы, выстраиваем конфликт, перечисляем основные события и составляем список действующих лиц.
3 день. Форма
Теория. Математика драматургии: структура пьесы, её элементы, их взаимосвязь. Исходное событие, завязка и развязка. Как описать историю языком драматургии? Нужны ли действия и явления в современной пьесе? Зачем драматургу ремарки?
Практика. Придумываем сюжет и думаем над формой будущей пьесы.
4 день. Диалог, монолог и воздух
Теория. Структура диалога. Что такое подтекст? Почему разные герои говорят по-разному? Способы существования героя в монологе.
Бульон для пьесы – ремарки, детали, хронотоп. Что в драматургии – дурной вкус и в каких случаях литературный китч может быть приметой стиля?
Редактура: как не испортить написанное.
Практика. Подслушиваем разговоры на улице, пишем диалог, ищем детали.
5 день. Читка и обсуждение