Премьера фестиваля Earlymusic – постановка лирической трагедии Жана-Батиста Люлли «Атис. Опера для короля». Постановка первой музыкальной трагедии классика французской музыки Жана Батиста Люлли – амбициознейший проект. В нем российские вокалисты и инструменталисты вторгаются на территорию самого сложного стиля старинной музыки, французского барокко. Артисты осваивают французский театральный язык и систему барочных жестов XVII века под руководством ведущего специалиста в этой уникальной сфере, знаменитого барочного актера и певца Тьерри Пето (Франция).
«Атис» - первое творение Жана-Батиста Люлли, сына итальянского мельника, ставшего любимцем короля Людовика XIV, придворным композитором и властителем французской музыкальной сцены, в новом жанре. Люлли, считавший, что французский язык никак не пригоден для оперы, переменил мнение – и сам жанр. Его лирическая, или музыкальная трагедия максимально близка к драматическому идеалу французского классицизма. Пять актов и пролог, мифологические и героические сюжеты, почерпнутые из Античности, возвышенные чувства и большие танцевальные дивертисменты, главенство слова над музыкой – все это впервые явилось на свет в «Атисе». Сюжет из Овидия особенно мрачен – впервые в музыкальном театре главный герой (а не только героиня) погибает в финале.
Премьера «Атиса» для Людовика XIV состоялась в Сен-Жерменском дворце, а для широкой публики – в парижском театре Пале-Рояль в 1676 году. Спустя 300 лет, в 1987 году Уильям Кристи с оркестром Les Arts Florissants и отрядом блестящих солистов, постановщиков, художников по костюмам и пр. и пр. поставил «Атиса» в максимальном приближении к театральному стилю французского XVII века. Постановка и ее видеозапись имели грандиозный успех и мощное влияние на весь мир исторически информированного исполнительства. В 2011 году спектакль был возобновлен (и улучшен). В 2019 году в разговор двух идеальных «Атисов» – подлинного (1676 года) и дважды реконструированного (1987-2011 годов) – вступает третий, петербургский. Он не заменит и не затмит своих визави, но займет особое место в этом ряду.
Спектакль фестиваля Earlymusic носит подзаголовок «Атис. Опера для короля». Для удобства восприятия современным торопливым зрителем и в собственных художественных целях постановщики сделали заметные купюры, в частности, убрав балетный дивертисмент. В фокусе внимания команды, занятой в проекте, находятся прежде всего аутентичный французский язык XVII века и строжайшее следование системе театральных жестов и мизансцен эпохи Короля-Солнца. Эти ключевые элементы постановки под руководством Тьерри Пето по-новому развернут знакомую (искушенному слушателю) партитуру Жана-Батиста Люлли и заставят прислушаться к недооцененной драме Филиппа Кино. Во всяком случае, идеологи и организаторы предприятия, а также мощные исполнительские силы фестиваля Earlymusic твердо рассчитывают на успех.
Постановщик Тьерри Пето (Франция) Атис – Борис Степанов Кибела – Анастасия Бондарева Сангарида – Вера Чеканова Селенус, Фантас – Илья Мазуров Дорис, Мелисса – Юлия Хотай Морфей – Виталий Соболев Идас, Фобетор – Александр Наземцев Зловещее сновидение, Алектон – Тьерри Пето Ассистенты постановщика: Андрей Решетин, Данила Ведерников, Андрей Пенюгин
«Солисты Екатерины Великой» «Барочный балет Анджолини» Костюмы – Лилия Киселенко.