Санкт-Петербургская академическая филармония традиционно открывает концертный сезон в день рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича – композитора, чье имя с гордостью она носит. В этот вечер на сцене Большого зала – Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии под управлением маэстро Юрия Темирканова, солист – Денис Мацуев.
Первый фортепианный концерт (1933) был написан Дмитрием Шостаковичем в 26 лет, он же осуществил его премьеру в Большом зале филармонии с Ленинградским филармоническим оркестром под управлением Фрица Штидри: через год оркестру было присвоено звание Заслуженного коллектива Республики.
Музыковед Леонид Гаккель называет Концерт центральным в серии сочинений, воплотивших пародийность, юмор, эксцентричность, характерные для раннего Шостаковича: эти пьесы отделяют трагическую "Леди Макбет Мценского уезда" от "грандиозного откровения" Четвертой симфонии. Концерт характеризуют как яркий антиромантический жест, воплощение эстетики неоклассицизма – партия фортепиано здесь лишена пафоса, она подчеркнуто скупа и графична; инструментальный состав (фортепиано, струнные и труба соло) – восходит к баховским традициям и одновременно вызывает ассоциации с неоклассицистским оркестром Стравинского. "По форме концерт <...> напоминает коллаж, то есть склейку разнохарактерного материала; иногда швы выглядят очень заметными. Ища эстетических характеристик, я бы назвал это сочинение карнавалом: здесь присутствуют "высокое" и "низкое", используются мелодии уличных шлягеров и темы-символы из классического наследия" (Леонид Гаккель).
Также в этот вечер прозвучит Симфония № 1 (1888) Густава Малера, чей музыкальный язык и образный строй сочинений (трагикомичность, гротеск, обращение к так называемым низким жанрам) оказал на Шостаковича сильнейшее влияние. Недаром единственный из цитируемых в Первом фортепианном концерте оборотов, претендующий на выражение искреннего ностальгического чувства, а не на роль осколка в коллаже, заимствован из медленной части Третьей симфонии Малера. Симфония № 1, ставшая прологом к монументальному циклу малеровских симфонических партитур, долгое время не находила понимания публики, даже после того, как композитор добился широкого признания и славы. Относительную популярность она обрела лишь в 1920-1930-е годы, бум интереса к ней начался в конце 1950-х, а сегодня она и вовсе считается самым исполняемым сочинением Малера.