Savina Gallery и кураторское агентство Sparta продолжают летнюю выставочную программу Петровского Арсенала проектом московского художника Дмитрия Каварги "Биоморфная пыль".
Удивительно, что художник уровня Дмитрия Каварги ни разу толком в Петербурге не был представлен. А между тем Каварга невероятно востребован, и заслуженно: номинант и призер многочисленных премий, в том числе престижной Ars Electronica, Мекки мирового технологического искусства, а также более известной в России Lexus Hybrid Art, он единственный в своем роде. Его искусство балансирует на грани гуманитарных и естественных наук, техногенного и биоморфного, науки и философии, структуры и формы. Вышеперечисленные понятия суть ключевые точки экзистенциально-футурологических терзаний человечества, и в этом смысле Каварга не просто актуален, но опережает время на полшага вперед, занимая осознанно промежуточную позицию между означающими. Наверное в сочетании антигуманного мира рацио, структур и формул с органичной красотой производимого природой и кроется невероятная привлекательность его работ. Можно не сильно утруждая себя попытками интерпретации объекта следовать за материалом, наслаждаясь его пластической выразительностью.
Проект, представленный в Петровском Арсенале, состоит из двух частей. Первая - это выставка внутри павильона: пять подвесных скульптур, только что вернувшихся из европейского турне, для которого, они, собственно, и создавались. Одна из работ была показана в лондонской галерее OREL ART Gallery, в коллективном проекте, где также принимали участие скандально известные в Петербурге братья Чепмены; другие - в швейцарской Barbarian Art, а также на одной из главных мировых арт-ярмарок Art Basel VOLTA-6. Хрупкие белоснежные биоморфные формообразования, свисающие с потолка на брутальных цепях кажутся частицами пыли, разлетевшимися по небольшому пространству павильона и вынимают из подсознания смутные ассоциации не то о подвешенных тушах, не то о космическом хаосе в преддверии большого взрыва.
Вторая часть - установленная на улице пятиметровая Обитаемая скульптура для птиц, с намертво приклеившимся за время экспонирования в московском дарвиновском музее названием "Скворечник". Она как нельзя лучше иллюстрирует амбивалентность идеологии художника, рассматривающего городскую фауну как "остаточный биологический спазм, растворённый в синтетической постиндустриальной реальности мегаполисов", но создающего для этих аутсайдеров городской среды собственную версию ковчега.
В совокупности же эта биоморфная вакханалия может быть неплохой метафорой современного бытования - очаги жизни интегрированы в хаотические структуры, предлагаемые природой к употреблению. И нам ничего не остается кроме того, чтобы встраиваться в них, пытаясь найти нематериальные означающие наслаждения в предлагаемой красоте форм, закрывая глаза на отсутствие выбора.