«Ассоциации» – уникальный проект музея-заповедника «Царское Село», объединяющий классическое и авангардное искусство. Каждый год, начиная с 2009-го, известные петербургские дизайнеры – Татьяна Парфенова, Лилия Киселенко, Елена Бадмаева, Стас Лопаткин, Янис Чамалиди – создают коллекции от кутюр на заданную музеем тему. В разные годы они, вдохновленные Царским Селом и его неповторимой атмосферой, уже представили в разных уголках Екатерининского парка коллекции «Война и мир», «Барокко», «Игра в античность», «Англомания» и другие.
Постановщик «Ассоциаций-2015» – известный театральный режиссер Игорь Коняев. В 2015-м впервые театрализованное дефиле пройдет в Александровском парке.
Главная тема этого года – «Китайский каприз» – открывает для авторов коллекций огромный простор для творчества и модных экспериментов. Она ярко и выразительно представлена в музее-заповеднике «Царское Село».
В царскосельской императорской резиденции многое связано с темой Китая (шинуазри (от фр. chinoiserie) – дословно китайщина). С 1720-х годов в моду вошел китайский стиль не в оригинальном варианте, а в интерпретации европейских художников, получивший название «шинуазри». Стилизация китайского искусства проявлялась во всех сферах художественной деятельности – в архитектуре, интерьере, мебели, фарфоре.
В истории создания царскосельского ансамбля интерес к искусству дальнего Востока прослеживался на всем ее протяжении – от XVIII до начала ХХ века. Для оформления интерьеров стали широко использоваться изделия китайского и японского искусства (прежде всего – из фарфора и лаков), комнаты затягивались шелками, проектировались мебельные гарнитуры, в декор которы! х вводились мотивы шинуазри. Несмотря на многочисленные потери времен Великой Отечественной войны, к настоящему времени воссозданы Китайская голубая гостиная, Китайская гостиная Александра I, Парадная лестница в Екатерининском дворце.
При Екатерине II – в годы всеобщего увлечения англо-китайскими садами – возник замысел создать в Царском Селе целый комплекс построек в китайском стиле, который по размаху должен был превзойти все подобные затеи в других парках мира. Среди этих павильонов и малых парковых форм, в создании которых принимали участие архитекторы Василий Неелов, Антонио Ринальди, Чарльз Камерон, – Китайский театр, Скрипучая беседка, Китайская деревня, Большой и малый капризы, китайские мостики, Крестовый и Драконов мосты.
Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село»: «Ассоциации» – это попытка показать, как связаны история и современность, как гармонично они взаимодействуют. Петербургские дизайнеры – участники проекта – делают это всегда эмоционально, креативно, оставляя для каждого посетителя возможность придумывать свое продолжение. Это своего рода новое художественное пространство, объединяющее два мира – музея и моды. Что касается китайщины в Царском Селе – то это благодатная тема для поэтической, творческой фантазии, потому что исторически она предполагает некую игру, иронию, причуды и затейливые интерпретации.