История самого известного адвентского хорала — Nun komm der Heiden Heiland — восходит к средневековому католическому гимну Veni redemptor genitum. Стараниями Мартина Лютера и его соратников его текст был переведён на немецкий язык, а музыка, изначально представлявшая собой грегорианское одноголосие, теперь стала предполагать ту или иную гармонизацию, открывающую органистам безграничный простор для хоральных обработок.
Со временем архаичный модальный склад хорала трансформировался в обострение тональных тяготений, открывающее нам новый, значительно более драматичный облик знакомой темы. Три хоральные обработки И. С. Баха (BWV 659–661), идущие подряд, представляют собой в некотором роде мини-цикл внутри большого лейпцигского сборника, где одна и та же идея — как в музыкальном, так и в богословском плане — осмысливается и реализуется с разных «точек зрения».
Именно они становятся логическим центром этой программы, объединяющей в себе немецкую барочную музыку в трёх «лицах» — северную (Брунс, Райнкен), среднегерманскую (Бах) и южную (Муффат). «Риторическая фуга» Иоганна Адама Райнкена, протяжённая тема которой представляет собой последовательность наиболее запоминающихся и типичных фигур, в том числе многократное повторение одного звука, — один из примеров, предвосхищающих тематические решения Иоганна Себастьяна Баха.
Схожим образом свою мысль излагал Николаус Брунс: основные фигуры, маркирующие тот или иной раздел свободной формы, отличаются той обострённостью, которая сообщает сочинению внутреннюю энергию колоссальной силы. Иначе строится музыкальный «нарратив» южанина Георга Муффата, более близкого к итальянскому и французскому музыкальному языку с их первенством естественно текущей речи над риторической лапидарностью.
Исполнитель:
Марина Вяйзя (орган)
В программе:
Георг Муффат (1653–1704)
Из сборника Apparatus musico-organisticus:
Toccata septima
Пассакалия in g
Иоганн Адам Райнкен (1623–1722)
Фуга in g
Токката in G
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Три хоральные обработки:
Nun komm, der Heiden Heiland, BWV 659
Nun komm, der Heiden Heiland, BWV 660
Nun komm, der Heiden Heiland, BWV 661
Токката и фуга ре минор «дорийская», BWV 538
Ария из Оркестровой сюиты № 3 ре мажор, BWV 1068
Николаус Брунс (1665–1697)
Прелюдия in G