С 23 декабря 2023 по 8 января 2024 в наполненном удивительной энергетикой зимних праздников Петербурге будут звучать концерты VI органного фестиваля «Венок Рождества». Фейерверк стилей, калейдоскоп эпох и вдохновение лучших музыкантов России и зарубежья, – все это оставит долгое послевкусие органного празднества. Концерты Фестиваля пройдут на ПЯТИ площадках с богатой историей, эксклюзивными интерьерами и раритетными органами.
Римско-католический храм Матери Божией Лурдской, в котором ярким гала-концертом стартует фестиваль, построен по проекту Леонтия Бенуа. Это настоящий французский уголок Петербурга. В храме установлен уникальный исторический орган Walcker, изготовленный в 1910 году одной из самых известных и прославленных в мире немецких органостроительных фирм.
Римско-католический собор Успения Пресвятой Девы Марии гордится единственным в городе действующим английским органом работы мастера Томаса Хьюза (1903), а спрятанный за фасадом ничем не примечательного здания храм привлекателен своим интерьером и историей.
В старейшем историческом районе нашего города Коломне, уютно расположился храм Святого Станислава, построенный в стиле классицизма. Несмотря на то, что церковь находится в самой музыкальной точке города и соседствует с Консерваторией и тремя сценами Мариинки, популярные органные пятницы неизменно собирают публику.
В одном из атмосферных мест старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио, где по воскресеньям проходят интереснейшие концерты, а летом — атмосферный фестиваль open air.
Новая площадка фестиваля — Центр искусства и музыки на Невском 20. В XVIII столетии здесь, в самом сердце города, располагался голландский квартал, а историческое здание занимала Голландская реформатская церковь с уникальным органом Walcker, ныне радующим публику в Капелле Санкт-Петербурга. Сейчас в красивейшей ротонде установлен исторический голландский орган 1910 года мастера Марта Вермейлена, привезенный из Нидерландов в 2020.
Теплая и дружественная обстановка, чудесная музыка, уникальные интерьеры храмов в атмосферных исторических локациях северной столицы и пять самобытных органов — более, чем на неделю Петербург наполнится неповторимым многоголосием Короля инструментов. Именно поэтому, наш Рождественский органный марафон проходит под девизом «Орган над городом»!
Времена года и приключения Щелкунчика — погружение в волшебный мир рождественских и новогодних праздников. Время походов в церковь и задушевных бесед, семейных застолий, и, конечно, — множества чудес на фоне необыкновенной музыки. Бах и Вивальди, Пьяццолла и Чайковский — захватывающее плавание в безбрежном звуковом океане под скрипку и орган.
Концерт отроется знаменитой Арией из ре мажорной оркестровой сюиты Баха, продолжится его же развернутым органным диптихом и транскрипцией хорала одной из самых известных баховских кантат, созданной Морисом Дюрюфле, самобытным композитором и виртуозным органистом, по праву снискавшим славу последнего французского романтика.
За один вечер вы заглянете в итальянскую и русскую зиму.
Времена года Антонио Вивальди — наверное, самое популярное сочинение эпохи барокко, прошедшее проверку временем. Это философское размышление о круговороте жизни и образец композиторского мастерства, иллюстрированный музыкальными зарисовками календарь и впечатляющая экскурсия по четырем регионам Италии.
«Времена года» Чайковского, знакомые нам с детства, — музыкальный дневник композитора, зафиксировавший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Размеренная усадебная жизнь XIX века и петербургский городской пейзаж. Праздничные фанфары марша и головокружительный вихрь Вальса цветов увлекут вас в волшебный мир Щелкунчика, сотворенный Гофманом и Чайковским. На праздничный огонек зайдет и Феликс Мендельсон, признанный при жизни не только как композитор, но и как блестящий органист, заново открывший для современников наследие Баха и возродивший своим творчеством интерес к непревзойденным возможностям органа. Прекрасное знание инструмента позволило Мендельсону достичь ошеломляющих звуковых и тембровых эффектов.
Ave Maria, искренняя и великая молитва, обращённая к Пречистой Деве, вечный и неиссякаемый источник вдохновения для композиторов разных эпох и стран, прозвучит в версии Астора Пьяццоллы, став логическим завершением вечера.
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Ария из Оркестровой сюиты №3 ре мажор BWV 1068
Прелюдия и фуга ре мажор BWV 532
Антонио Вивальди (1678–1741) Концерт № 4 фа минор «Зима» из цикла «Времена года» RV 297 в 3-х частях (переложение для скрипки и органа): Allegro non molto – Largo – Allegro
Иоганн Себастьян Бах Хоральная обработка Jesus bleibet meine Freude (транскрипция для органа Мориса Дюрюфле)
Пётр Ильич Чайковский (1840–1893) Декабрь (Святки) из цикла «Времена года» (12 характеристических картин ор. 37 bis из цикла «Времена года» (переложение для скрипки и органа)
Сюита из балета Щелкунчик»: Марш и Вальс цветов (переложение для скрипки и органа)
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Анданте с вариациями ре мажор
Астор Пьяццолла (1921–1992) Ave, Maria (переложение для скрипки и органа)
Исполнители:
Вера Демченко, скрипка
Алла Морозова, орган