Название гоголевского сборника «Арабески» как нельзя лучше подходит для всякой историко-литературной экспозиции, собирающей «под одной обложкой» множество лиц и сюжетов. В первом зале будут представлены автографы произведений и писем Гоголя, живописные и графические портреты знаменитых современников писателя, редкие мемориальные вещи. Среди них: кресло, сидя в котором, по преданию, в ночь с 11 на 12 февраля 1852 года Гоголь сжег второй том «Мертвых душ»; его посмертная маска, снятая скульптором Н. А. Рамазановым; цветы от погребального венка и принадлежавшая Гоголю Библия с его пометами на полях. Впервые будут показаны два неизвестных портрета Гоголя из частного собрания.
Вторая часть экспозиции, условно названная нами «Портрет», представляет зрителю многочисленные попытки художественного осмысления личности и творчества Н. В. Гоголя. В центре ее – гипсовая модель в натуральную величину памятника Н. В. Гоголю работы И.Я.Гинцбурга, установленного на его родине в Сорочинцах в 1911 г. В этом зале представлен «собирательный» образ, сложившийся в посмертной иконографии писателя. Обширное собрание иллюстраций к произведениям Гоголя включает работы П.М.Боклевского, Д.Н.Кардовского, Б.М. Кустодиева и других художников. Среди многочисленных графических работ особняком стоит масштабное живописное полотно Петра Геллера «Тарас Бульба над телом убитого Андрия», написанное, по всей видимости, к столетнему юбилею Н. В. Гоголя.
На выставке впервые экспонируются произведения, созданные в жанре скульптурной иллюстрации. Гипсовые, бронзовые и чугунные малоформатные фигуры, изображающие персонажей «Мертвых душ», выполнены скульпторами рубежа XIX– начала XX вв. А. Соловьевой и Ф. Бромбергом. Те же персонажи, но необычайно живые и красочные, исполнены в 1957 г. художницей В. И. Поповой в смешанной технике.
Выставка продлится до 28 ноября.