Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

18+

Выставка "Декоративный минимализм. «Оттепель» в советском фарфоре. Из цикла «Поднесение к Рождеству»"

10243

Страница создана 13.01.2020 и обновлена 28.12.2020

Повысить аудиторию мероприятия
Когда
с 27 декабря 2020 г. 11:00
по 30 марта 2021 г. - 4 апреля 2021 г.
мероприятие прошло
Место +7 (812) 571-34-65 Государственный Эрмитаж
СПб, пл. Дворцовая, д. 2 на карте
  Адмиралтейская (434 метра построить маршрут до метро)
  Невский проспект (901 метр пройти от метро)
  Гостиный двор (1.3 км)

Центральный район
Цена, Р 500500
Сайт https://www.hermitagemuseum.org
Теги прикладное искусствоклассическое искусствоискусстводо 500 рубвременные выставкивыставки прикладного искусства
Событие прошло?
Подпишись на Государственный Эрмитаж,
получай отзывы и напоминания

Мероприятия в Государственном Эрмитаже

9 мая 2021 10:30Выставка "Офорты русских художников XIX–XX веков"
На выставке впервые монографически представлена история русского офорта – особого...

500 Руб.
9 мая 2021 11:00Выставка "Оман - страна ладана"
Выставка посвящена археологическим сокровищам 3–1-го тысячелетия до н. э.,...

500 Руб.
9 мая 2021 12:00Выставка "Искусство русского офорта. Вторая половина XIX - начало XX века"
Выставка посвящена русскому офорту второй половины XIX – начала XX века: времени...

500 Руб.
11 мая 2021 12:00Выставка "По разные стороны линии фронта"
Книжные, графические и документальные памятники, созданные в советских и немецких...

400-700 Руб.
11 мая 2021 12:00Выставка "Сундук с историей или история с сундуком. Дорожный сундук Александра III"
На выставке будет представлен уникальный экспонат – сундук-трансформер, принадлежавший...

500 Руб.
27 мая 2021 12:00Выставка "Святой Благоверный Великий князь Александр Невский. Образы и символика"
Выставка посвящена 800-летию со дня рождения Александра Ярославича, князя Новгородского...

500 Руб.
16 июня 2021 12:00Выставка "Книги мастеров сюрреализма. Из коллекции М.И. Башмакова"
Выставка задумана как завершение и итог экспозиционной программы, посвященной книгам...

400-700 Руб.
27 ноября 2021 12:00Выставка "Фотограф Императорского Эрмитажа Ф. Л. Николаевский"
Выставка посвящена творческому пути первого и единственного фотографа Императорского ...

500 Руб.
4 декабря 2021 12:00Выставка "Шедевры мастера Энниона. Античное стеклоделие Восточного Средиземноморья I-IV веков"
Выставка познакомит посетителей с творчеством мастеров стеклоделия римской провинции...

500 Руб.
8 декабря 2021 12:00Выставка "Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения"
В 2021 году исполняется 550 лет со дня рождения Альбрехта Дюрера (1471–1528)...

500 Руб.
9 декабря 2021 12:00Выставка "Библия Гутенберга. Книги Нового времени"
Центральным экспонатом выставки станет Библия Гутенберга из собрания Российской ...

500 Руб.
Показать все


Внести изменения Внести изменения
 

Разнообразные фарфоровые произведения, представленные в Западине Восточной галереи Зимнего дворца, рассказывают об эпохе 1950-1960-х годов, которую принято называть периодом «оттепели». В составе экспозиции более ста шестидесяти фарфоровых изделий ‒ сервизы, вазы, образцы мелкой пластики, ‒ создающих яркий и неповторимый образ своего времени, а также работы современных художников Императорского фарфорового завода, подготовленные специально к выставке.

Период хрущевской «оттепели» – время значительных изменений в общественном сознании и социальной жизни, которые нашли яркое отражение в искусстве и культуре. Эстетической доминантой эпохи становится «современный стиль» с характерным для него тяготением к простым формам, установкой на функциональность, а также удобство и экономичность в производстве. Это стиль повседневности ‒ доступный и практичный.

Источниками формирования нового стиля стали художественные традиции модерна и ар-деко, творческие поиски представителей русского авангарда, народное искусство и архаика, а также современное зарубежное изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

В искусстве фарфора «оттепель» проявилась в активной разработке форм, обновлении тематики росписей, выработке новаторского художественного языка, который можно обозначить как «декоративный минимализм».

Ведущая роль в этом процессе принадлежала скульпторам и художникам Ленинградского фарфорового завода имени М. В. Ломоносова. Новый художественный стиль, предложенный мастерами завода, стал продолжением традиций авангарда в декоративно-прикладном искусстве и имел важное значение для его дальнейшего развития.

В дизайне новых фарфоровых форм нашла отражение тенденция к «борьбе с излишествами»: скульпторы отказались от лепных, рельефных украшений и сложных силуэтов, характерных для послевоенного декоративно-прикладного искусства, и предпочли лаконичные модернистские решения.

Разработкой форм в новом стиле занимались Анна Лепорская, Эдуард Криммер, Владимир Семенов, Владимир Городецкий, Серафима Яковлева и другие.

Представленная на выставке ваза Владимира Семенова «Кристалл» (1956), завоевавшая Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе (1958), стала своеобразным символом «современного стиля», знаком времени и перемен в декоративно-прикладном искусстве. Ее волнообразная органическая форма воспринималась абсолютной новацией в ряду классических вазовых форм, а использование в этом предмете не свойственного фарфору черного цвета привело к необычному декоративному эффекту.

Формы, созданные Анной Лепорской, отличает классическая строгость и ясность, безукоризненность пропорций, которая сочетается у нее с мягкостью и плавностью линий. В основе ее вазовых форм часто лежат переосмысленные природные мотивы — таковы произведения «Березка» (1962), «Рябинка» (1962), «Нарцисс» (1962), представленные на выставке. Тяготение к мягким, обтекаемым формам, популярное в декоративно-прикладном искусстве «оттепели», нашло воплощение в работах Эдуарда Криммера ‒ сервизы «Купава» (1958), «Солнце» (1961). Актуальные тенденции «современного стиля» отражены в формах ваз и сервизов Серафимы Яковлевой.

Для росписей этого времени характерны стилизованные, условные композиции, в которых проявляется стремление передать «общее впечатление» от изображаемого. В числе основных тем, вдохновлявших художников-фарфористов, – флоральные мотивы, пейзажи, новое строительство. Важной особенностью «оттепельного» фарфора становится стремление показать красоту и подчеркнуть высокое качество материала, что приводит к популярности в 1960-е годы белого фарфора без росписи, который начинает восприниматься как законченное произведение.

Цветочные росписи — один из самых традиционных для фарфорового искусства мотивов — в период «оттепели» трансформируются в полном соответствии с требованиями «современного стиля». Художники предлагают упрощенные, стилизованные изображения цветов, превращая их в самостоятельный мотив и отказываясь от классических для росписи фарфора типов композиции и сложных флоральных орнаментов. Одним из самых ярких примеров творческого переосмысления растительных мотивов в стилистике декоративного минимализма является сервиз «Подснежник» (1960) Ларисы Григорьевой.

Пейзаж в современном стиле очень популярен среди художников этого времени. Зимний пейзаж — одна из ключевых тем раннего творчества Владимира Городецкого (росписи ваз «Зимний день» (1962) и «Снег» (1962)). Красотой образов завораживают пейзажи фарфорового сервиза «Зима» (1964) Ларисы Григорьевой. Тема ленинградской весны поэтически звучит в росписи сервиза «Весенние тени» (1959) Нины Славиной.

Мастера проявляли интерес к абстракции и предлагали оригинальные трактовки орнаментов. Цветовое решение стало предельно сдержанным и лаконичным, тяготея к контрастности или, напротив, к тональному единству. В росписи сервиза «Контраст» (1959) Нины Павловой красный декор противопоставлен белой поверхности фарфора, что отсылает его к опытам супрематистов. В то же самое время художники стремились создать современные вариации на тему классического для фарфора мотива сетки (роспись вазы «Сетка» (1962) Лидии Лебединской).

Тема новостроек и жизни в новых районах была одной из наиболее актуальных для «оттепельной» живописи и графики. Образ Ленинграда в фарфоровом искусстве трансформировался в соответствии с эстетикой «современного стиля». Наиболее последовательно тему города в 1960-х годах развивает Антонина Семенова, примером чего может служить роспись сервиза «Новостройки» (1966).

Для фарфоровой пластики, предпочитавшей в этот период жанровые и анималистические композиции, «современный стиль» проявился в укрупнении форм, снижении детализации, обобщенности и лаконизме. В составе экспозиции предметы декоративной скульптуры, среди которых работы «Новая прическа» (1962), «Купальщица» (1959), «Читающая книгу» (1965) и другие. Жанр анималистики представлен произведениями знаменитых мастеров Бориса Воробьева (скульптура «Черная пантера» (1956)) и Павла Веселова (композиция «Жирафы» (1960)).

Особое значение для культуры «оттепели» имел IV Всемирный фестиваль молодежи и студентов, проходивший в 1957 году в Москве. Образ голубя мира стал одним из главных символов фестиваля. На выставке эта тема звучит в работах Эдуарда Криммера – скульптуре «Голубь» (1957) и серии небольших фигур голубей-сувениров.

Для Ленинградского фарфорового завода имени М. В. Ломоносова эпоха «оттепели» стала временем активного участия в отечественных и зарубежных выставках, на которых произведения скульпторов и художников, работавших на предприятии, неоднократно удостаивались наград. В их числе Всемирные выставки в Брюсселе (1958) и Монреале (1967), Международные выставки керамики в Остенде (1959) и Праге (1962), а также многочисленные всесоюзные, республиканские и региональные экспозиции.

«Декоративный минимализм. "Оттепель" в советском фарфоре» ‒ выставка из цикла «Поднесение к Рождеству», посвященного истории и искусству фарфора Императорского фарфорового завода, известного в советское время как Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ). Этот цикл стал возрождением Эрмитажем давней традиции, когда в канун рождественских праздников в Зимнем дворце с конца XVIII века показывали лучшие изделия, созданные на Императорских производствах в Санкт-Петербурге.

Выставка «Декоративный минимализм. "Оттепель" в советском фарфоре» приурочена к исполнившемуся в 2020 году 100-летию Ларисы Григорьевой (1920–1997), яркой представительницы «современного стиля» в искусстве Ленинградского фарфорового завода.

Выставка проходит в Главном музейномый комплексе, Пикетный зал.

Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это
.Читать полностью

 

Как добраться

Маршрут
Рекомендованы для посещения Петербургом2
 Ястребиное озеро Ястребиное озеро Музей советских игровых автоматов Музей советских игровых автоматовПлощадка для мероприятий ЦентрСобытийПлощадка для мероприятий ЦентрСобытийМузей уличного искусстваМузей уличного искусстваАктивный отдых для детей с Angry BirdsАктивный отдых для детей с Angry Birds
Отзывы о событии Выставка "Декоративный минимализм. «Оттепель» в советском фарфоре. Из цикла «Поднесение к Рождеству»"Пожаловаться
0
Оценить событие   

Комментарии посетителей о событии

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 
Наталья26 июля 2020 г. 9:40
Получила свою ложку дегтя. В Эрмитаже не должно быть непрофессиональных сотрудников!"Изоляция"может быть и есть,но далеко не интеллигентная.Одни слова.Заходили в музей по электронным билетам.Из-под лестницы выбежала женщина с вопросом:"Вы на экскурсию?"Ответ:"Нет.С нами нельзя.Нас пять человек."Женщина побежала в противоположную от нас сторону и привела с собой еще одну.Последняя не представившись стала говорить,что надо идти молча,иначе разговор -это экскурсия,а экскурсии не проводятся.Однако,молча идти по музею как-то совсем никак.Хотя-бы парой слов переброситься.Тем более,что РОСПОТРЕБНАДЗОР ни словом не обмолвился о молчании в музее в пандемию.Нужны СИЗ (маски,перчатки были надеты).Знаков,запрещающих разговоры в залах тоже небыло.(Пообщаться,поделиться впечатлениями хочется.Затем первая женщина заявила что видела меня в Эрмитаже вчера и третьего дня.А я вчера посещала Ораниебаум по именному электронному билету.(Кстати,я предлагала им посмотреть документ-отказались).В общем,у меня поднялось давление до 200(вызывали медсестру),впечатление от музея (дети первый раз)смазано.Я потеряла час на "разборки" из выделенных двух часов на посещение.Удивило и возмутило,что вместо того чтобы разрешить и погасить конфликт,сотрудники музея ,проявив бестактность и полный непофессионализ,его (конфликт)провоцировали и раздували в залах,что мешало посетителям. Только после моей настойчивой просьбы была приглашена охрана,и мы перешли в служебное помещение.Справедливости ради стоит сказать,что представитель внутренней охраны вел себя корректно,помог мне найти моих друзей и вернул мне забытые вещи.В Эрмитаже должны работать только профессионалы. Исключите хамство,бестактность,грубость,местничество,круговую поруку,нарушение прав человека в музее!.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Ирина26 декабря 2019 г. 14:17
8 декабря ходила в Эрмитаж с ребёнком, это было третье наше посещения с сентября месяца, предыдущие два раза я приносила с собой паспорт ( который никто не спрашивал) для покупки билета по 400₽, в этот раз паспорт не брала и как назло у меня его стали спрашивать и наотрез отказались продавать льготный билет , пришлось купить за 700р, НО каково было мое удивление когда придя домой и вынимая билеты я обнаружила , что кассир пробила и дала мне билет за 400р, а сама с меня требовала 700р- которые я и заплатила в итоге. Отвратительный персонал работает в Эрмитаже, хожу много куда с ребёнком , но таково отвратительного отношения не встречала! В гардеробе ели шевелится или старая бабка либо в наш последний раз алкоголик с перегаром . Не говоря ещё о том, что работающий там экскурсовод проводя экскурсию для одной пары, стала вызывающе громко рассказывать и на повышенном тоне в приказном порядке попросила отойти нас от картины и не мешать ей везти свою долбанную экскурсию. Это вообще как?!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Анастасия4 октября 2019 г. 15:04
В Эрмитаж можно ходить хоть каждый год по несколько раз, и всегда находить новое для себя, и все такое прекрасное. Кто живет в Питере знает, что лучше ходить не в разгар туристического сезона, когда очереди длинные и внутри весьма людно, трудно сразу подойти к экспонатам и вообще впечатление смазывается из-за скученности и постоянного брожения толп людей. Как же счастливы работники музея, кто может видеть все это великолепие после закрытия для посетителей или до него, когда людей совсем нет и никто не мешает. Если пойти летом, то полдня в очереди уйдет и потом до закрытия не так много, все не посмотришь.
Ответить
Пожаловаться 0 / -1
Посетитель музея.6 сентября 2019 г. 22:56
06.09.2019 в 19:55 столкнулся с хамским поведением проверяющего на входе в в Главный штаб.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Олеся30 марта 2019 г. 11:54
Мне посчастливилось посетить Эрмитаж без очереди в кассу. Все потому, что я заранее распечатала билеты с сайта. Всем недовольным рекомендую поступать также.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Главное

Прогноз погоды

Ясно

+2°..+4°

Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю