Музей современного искусства Эрарта представляет выставку Евгения Тыкоцкого и предлагает зрителям прочувствовать то, как вселенная посредством искусства обращается непосредственно к душе
О творчестве Евгения Тыкоцкого, которое имеет прямое отношение к неофициальной, андеграундной художественной сцене Ленинграда, написано немало хвалебных рецензий. Однако куда более значительный корпус текстов связан с воспоминаниями о личности автора: в них он предстает невероятно приветливым, лучезарным гением, носителем простых истин, которыми он с радостью делился с миром.
К слову, андеграунд — это далеко не всегда искусство авангардное, стремящееся предвосхитить будущее. Евгений Тыкоцкий прославился еще в конце 1970-х, когда начал работать с вполне традиционным видом графики — офортом. В этих произведениях царила атмосфера магического реализма, а персонажи с треугольными головами казались условными, как действующие лица анимационных фильмов, но в то же время органичными, как герои полотен Марка Шагала — те, что в ночи лезут на крышу играть на скрипке и среди бела дня парят над городом. Художественный мир автора был населен не только людьми, но и всевозможными осликами, лошадками и волками с кроткими взглядами.
Переезд из Москвы в Ленинград, участие в выставках ТЭИИ и мастерская на Пушкинской, 10 — все это способствовало погружению в специфичную культурную среду, где адресатами работ Тыкоцкого становились в первую очередь его коллеги-художники. А если начистоту — друзья. Тогда же его офорты стали восприниматься (и продолжают восприниматься сегодня) как безоговорочная ценность, хотя сам Евгений нередко иронизировал над потребительским отношением к искусству в целом и над именами-брендами в частности.
Но что делает художник-нонконформист, когда его работы нравятся всем повсеместно? Оставляет то, в чем он, по общему мнению, очень хорош, и открывает новые горизонты! Так от печатной графики автор перешел к живописи. Картины, представленные в этой экспозиции, создавались в период с 1980-х по 2000-е. В настоящее время они принадлежат поклонникам творчества Евгения Тыкоцкого Александру Левину и Олегу Скорику. Александр Левин был дружен с художником, и благодаря ему живописные произведения автора вновь получили возможность завоевать расположение публики. Только на этот раз уже не в ситуации, когда каждый зритель — это «свой», понимающий человек.
Легкостью сюжетов и эмоциональной насыщенностью эти работы безмерно располагают к себе. Их секрет прост. Евгений Тыкоцкий, начитанный, увлеченный философией человек, занимал позицию художника-медиума, которая сегодня, пожалуй, не пользуется популярностью. Изобразительное искусство для него было сродни магии, где автор является не бесспорным гением, а лишь проводником на пути постижения истины, которая транслируется откуда-то извне: от Бога или из космоса — как угодно. Речь здесь идет об истине, которая со временем не претерпевает изменения, но обретает разные формы, представая в виде то фресок, то абстрактных полотен... Руководствуясь «нравственным законом внутри себя», Евгений Тыкоцкий на протяжении творческой жизни искал особый импульс вовне, чтобы передать его людям в своих картинах и офортах.
По мнению художника, безусловные шедевры мировой живописи — те, где состоялся акт коммуникации с абсолютом. В какой-то мере этого удавалось достичь и Тыкоцкому, однако мы уже не можем спросить у автора, в каких именно работах присутствует эта космическая энергетика. Зрителю предстоит проверить себя самостоятельно и узнать, способен ли он почувствовать то, как вселенная посредством искусства обращается непосредственно к душе?