Июль 2025

ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
45678910

18+

Выставка "«Флора» Франческо Мельци. К завершению реставрации"

3449

Страница создана 12.02.2019 и обновлена 22.02.2023

Повысить аудиторию мероприятия
Когда
17 февраля 2019 г. 11:00
и 31 марта 2019 г. 10:30
мероприятие прошло
Место +7 (812) 710-90-79 Зимний дворец Петра I. Государственный Эрмитаж
СПб, наб. Дворцовая, д. 32 на карте
  Адмиралтейская (719 метров построить маршрут до метро)
  Невский проспект (952 метра пройти от метро)
  Гостиный двор (1.3 км)

Центральный район
Цена, Р 300-700300
Сайт https://www.hermitagemuseum.org
Теги живописьклассическое искусство
 

Мероприятия в Зимнем дворце Петра I. Государственном Эрмитаже

3 июля 2025 12:00Выставка "К барьеру! Поединки и дуэли от Ахилла до Лифаря"
28 июня 2025 года в Николаевском зале Эрмитажа открывается выставка "К барьеру! Поединки...

700 Руб.
8 июля 2025 11:00Выставка "«Божественный Микеланьоло» и его современники. К 550-летию рождения мастера"
В 2025 году отмечается юбилей выдающегося мастера эпохи Ренессанса Микеланджело Буонарроти...

500 Руб.
8 июля 2025 11:00Выставка "Три нидерландские Мадонны. К завершению реставрации"
17 мая 2025 года в Аполлоновом зале Зимнего дворца начинает работу выставка «...

500 Руб.


Внести изменения Внести изменения
 

После завершившейся реставрации, в Аполлоновом зале Зимнего дворца будет представлена картина «Флора» кисти Франческо Мельци (1493–1570).

Эрмитажная «Флора», приобретенная в 1850 году из коллекции нидерландского короля Виллема II под именем Леонардо да Винчи, сохраняла эту атрибуцию до середины XIX века. Затем ее приписывали разным ученикам великого мастера: Бернардино Луини, Джампьетрино, Андреа Соларио; наконец, Андрей Иванович Сомов включил ее в каталог музея 1899 года как работу Франческо Мельци. «Флора» − лучший леонардеск в собрании Эрмитажа, созданная «самым образованным и утонченным» учеником Леонардо да Винчи.

Мельци изобразил богиню весеннего цветения и покровительницу растений Флору, образ, популярный в классической древности, откуда его охотно заимствовало искусство Возрождения. В античной мифологии Флора – супруга бога западного ветра Зефира и мать всех растений, которая питает и дает жизнь.

Камни таинственного грота, в котором она находится, покрыты разнообразными травами и цветами. Грациозно повернув голову, Флора рассматривает аквилегию, а в складках ее плаща видны жасмин и анемоны. Все растения наделены символическим смыслом: анемон – по-гречески ветер, аквилегия связана с плодородием, жасмин олицетворяет чистоту.

Франческо использует женский тип, характерный для миланского периода великого винчианца: нежный овал лица с правильными чертами, чистый высокий лоб, ровные дуги бровей, опущенный взгляд. На губах Флоры – характерная, едва уловимая «леонардовская» улыбка.

Тонкая ткань одежды, контрастируя с тяжелым плащом, перекинутым через левое плечо и закрывающим нижнюю часть тела, оставляет обнаженной левую грудь. Именно так, с одной обнаженной грудью, древние изображали Флору, символизируя тем самым материнский характер богини (Mater Florium).

Произведение создано в лучших традициях школы Леонардо да Винчи – мягкая прозрачная светотень, моделирующая форму, изысканная сдержанность цветового решения. Композицию в целом, как и отдельные детали, отличает аристократическая элегантность.

Реставрации предшествовало технико-технологическое исследование материалов и техники живописи картины. В современной реставрации обеспечить научный подход к процессу раскрытия произведений искусства помогает широкий спектр физико-химических исследований, призванных снабдить реставратора наиболее полной информацией о сохранности, технико-технологических особенностях и структуре картин, предостеречь от поспешных выводов и помочь с выбором деликатных методик с минимальной степенью воздействия на памятник.

Техническое состояние картины до начала реставрации не вызывало опасений, тогда как авторская, насыщенная цветом живопись, в результате многократных поновлений, была скрыта под толстым слоем разновременных сильно пожелтевших, местами помутневших лаков. Это искажало представление о колорите и нарушало цветовую гармонию композиции. Значительно потемнели старые реставрационные тонировки на поврежденных участках. Практически неразличимы были детали заднего плана. Накидка Флоры казалась плоским локальным сине-зелёным пятном.

Несмотря на то, что в XIX веке произведение Мельци было переведено с первоначальной деревянной основы на холст, раскрытие картины от поздних наслоений обнаружило хорошо сохранившуюся авторскую живопись лишь с незначительными утратами и потёртостями.

После снятия пожелтевшего лака, искажавшего весь колорит, раскрылся совсем иной, более холодный общий тон. Внизу полотна открылись справа и слева цветы, не видимые ранее из-за поздних записей. До реставрации фон выглядел единой плоскостью, после нее появилась глубина и стали различимы каменные плиты грота. Особую прелесть приобрел плющ благодаря прихотливой игре света и тени на его листочках. Явственнее стали восприниматься цветы, лежащие на коленях Флоры. Реставрация картины позволила выявить и природную насыщенность чистого ультрамарина, которым написана накидка Флоры. Будучи богатым человеком, Франческо Мельци мог позволить себе такую роскошь щедро пользоваться этой дорогой краской (традиционно, в качестве экономии, чистый ультрамарин наносили тонкими завершающими слоями по подготовительному из более дешевой краски – азурита).

Хранитель – Татьяна Кирилловна Кустодиева, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.

Реставрация картины осуществлена Марией Вячеславовной Шулеповой, художником-реставратором первой категории Лаборатории научной реставрации станковой живописи Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа.

К выставке подготовлен иллюстрированный буклет «"Флора" Франческо Мельци. К завершению реставрации» (СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2019. – 92 с. : ил.), авторы статей: Т.К. Кустодиева, К.Б. Калинина, М.В. Шулепова.

.Читать полностью

Как добраться

Маршрут
Рекомендованы для посещения Петербургом2
WhiteMare - панорамный банкетный зал у водыWhiteMare - панорамный банкетный зал у водыГлавные концерты в Санкт-ПетербургеГлавные концерты в Санкт-ПетербургеГосударственный музей-заповедник ПетергофГосударственный музей-заповедник ПетергофСервис Trendy Box RussiaСервис Trendy Box Russia
Отзывы о событии Выставка "«Флора» Франческо Мельци. К завершению реставрации"Пожаловаться
0
Оценить событие   

Комментарии посетителей о событии

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Елизавета Крылова30 марта 2019 г. 11:36
Впервые была в Эрмитаже. И первую выставку, которую я решила посетить - это Зимний дворец Петра. Эмоции переполняют через край. Это нереально красиво.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Яна Емелькина23 октября 2012 г. 18:25
Спасибо
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Иван Иванов8 апреля 2012 г. 19:52
Не хватает слов, чтобы описать то чудо, которое видно спустя столетия!!! Всем, кто любит Санкт-Петербург(а не Питер) следует обязательно посетить этот музей! Не пожалеете!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Андрей Смирнов16 марта 2012 г. 0:38
Посмотреть экспозицию не удалось...Система продажи билетов оставляет желать лучшего....И это музей под патронажем Эрмитажа....
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Andrey16 марта 2012 г. 0:35
Посмотреть экспозицию не удалось....Система продажи билетов оставляет желать лучшего.....И это музей под патронажем Эрмитажа...
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю

Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.