Отношение к изумруду ‒ камню, являющемуся разновидностью берилла зелёного цвета ‒ с глубокой древности, было глубоко почтительным, почти магическим. Изумруд высоко ценился, соперничая с алмазом.
Изумруд наделяли множеством чудесных качеств. Считалось, что он «самый красивый и очень ценный, обладает силой для пользы и успеха во всяком деле», «умножает состояние». Реальные и магические свойства изумруда дошли до нас через легенды, мифы и памятники ювелирного искусства.
Новый выставочный проект Эрмитажа представляет изумрудные изделия, выполненные мастерами разных стран на протяжении нескольких тысячелетий. В зале можно увидеть разнообразные украшения, миниатюрные скульптуры, геммы, табакерки, образцы парадного оружия. Неотъемлемой частью экспозиции являются проектные рисунки петербургских ювелиров конца XIX – начала XX века. Выставка, построенная по хронологическому принципу, рассказывает об особенностях отношения к изумруду и методам обработки этого великолепного минерала в разное время.
На экспозиции показаны работы античных мастеров, редкие произведения эпохи Средневековья; драгоценности Византии и Древней Руси, в которых изумруды играют не только декоративную роль. Репертуар тем и художественных средств постклассических резчиков позволяет наслаждаться чудесами искусной миниатюрной работы, совершенством линий, изысканным ритмом и глубиной образов. В витринах демонстрируются подвески, перстни XVI–XVII веков, нагрудные кресты, декорированные большим количеством изумрудов разных форм. Безусловным шедевром является ренессансная подвеска в виде каравеллы, выполненная испанскими мастерами. Обращают на себя внимания великолепные изделия, созданные ювелирами Востока, часто преподносимые к российскому двору в составе дипломатических подарков. Широко представлены произведения европейских резчиков середины и второй половины XVIII столетия. Это часы, табакерки, перстни, заколки и другие предметы, в которых тонкости камнерезного искусства сочетаются с изыском мастерства ювелиров. Во второй половине XIX века искусство художественной обработки изумрудов достигло наивысшего совершенства. Но виртуозно выполненные комплекты, изображенные на царских парадных портретах, не стали частью собрания музея, и лишь показанные на выставке проекты изделий помогут нам представить разнообразие, элегантность и изысканность сочетаний камня и оправы.
Выставка подготовлена Отделом западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.
Куратор, автор концепции выставки, ‒ Ольга Григорьевна Костюк, заведующая Отделом западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.
Выставку сопровождает цветной иллюстрированный каталог «Безмерно обожая изумруд» (Издательство Государственного Эрмитажа, 2024).
Авторы статей каталога научные сотрудники Государственного Эрмитажа: Е. И. Арсентьева («(In) smaragdo... Изумруды в Античности»); И. Р. Ахмедов («Ансамбль золотых украшений с изумрудами из Перещепинского клада»); Д. О. Васильева («Изумруды в странах исламского Востока»); Л. К. Золотова («О камне. Введение»; «Современные месторождения изумрудов»); С. В. Кокарева («Изумруд в постклассической глиптике»); О. Г. Костюк («Изумруды Эрмитажа»; «Изумруды Нового времени»); А. М. Лукьянчикова («Проектные рисунки петербургских ювелиров конца XIX – начала XX века»); Ю. А. Пятницкий («Изумрудная весна Блистательной Византии»; «Изумруды в искусстве Древней Руси»).