С 10 июля 2014 года в музее-квартире А.А. Блока (ул. Декабристов, 57) в рамках экспозиции «Блок и его окружение» открывается выставка, посвященная ближайшему другу Александра Блока — писателю и философу Евгению Павловичу Иванову.
Евгений Павлович Иванов (07.12.1879—04.01.1942) был участником петербургских религиозно–философских собраний 1900–х и 1910–х годов, в 1920–е годы – членом Вольной философской ассоциации, сотрудником символистских изданий и детским писателем. Среди современников он не считался выдающимся литератором, многие находили странной дружбу столь различных по масштабу дарования людей – Иванова и Блока. И все же можно утверждать, что среди друзей Блока не было ни одного, которого бы поэт любил с такой нежностью и постоянством, как Евгения Павловича.
Материалы из фондов ГМИ СПб позволяют с разных сторон осветить личность Е. П. Иванова — малоизвестного литератора, скромного служащего Счетного отдела Китайско–Восточной железной дороги, глубоко религиозного человека, которого сам Александр Блок назвал «лучшим из людей».
Начало литературной деятельности Иванова связано, как и у многих его современников, с журналом «Новый путь». Одна из ранних его статей — «Юность мира» — была опубликована в журнале в 1904 году. В 1907 году в символистском альманахе «Белые ночи» Евгений Иванов напечатал литературно–философский этюд «Всадник. Нечто о городе Петербурге» — произведение, вызвавшее сдержанную, двойственную оценку Блока и неодобрительный отзыв Андрея Белого. Отдельные статьи и рецензии Е. П. Иванова печатались иногда и в газетах, а рассказы для детей — в журнале «Тропинка». Скромное свидетельство сотрудничества Иванова с журналом «Тропинка» — письмо Поликсены Сергеевны Соловьевой 1902 года, рекомендация-пропуск в театр на бланке редакции, представлено на выставке.
Сравнительно более прочную связь с литературой Е. П. Иванов установил лишь в советский период, выступая исключительно как детский писатель. На экспозиции можно увидеть акт о предоставлении издательству «А. Ф. Маркс» рассказа «Кот–колоброд», в 1924 году подписанный по доверенности теткой А. А. Блока — М. А. Бекетовой.
Документы Евгения Павловича — удостоверения личности, учетное свидетельство ратника, выдано правлением КВЖД — позволяют получить представление о его не слишком успешной служебной карьере: более десяти лет, с 1907–го по 1918 год, он работал конторщиком–счетоводом в Правлении Китайско–Восточной железной дороги.
Портреты Е. П. Иванова и его родных запечатлели членов удивительно целостной и духовно богатой семьи. Он сам присутствие божественного ощущал ежеминутно, никогда не расставался со священными текстами. На выставке находится Служебник Евгения Павловича, который он держал в руках в минуту своей смерти.
Особый интерес представляют рукописи Иванова. На выставке представлены записные книжки: 1916 года и 1922–1923 годов, с заметками о Блоке, Розанове, Мережковском; листки отрывного календаря с подневными записями Иванова, многие из этих записей свидетельствуют о посещении им храмов Коломны. Некоторые творческие рукописи, среди которых «Мать и сын», «Заключение в памяти», содержат ценные сведения об Александре Блоке.
Понять истинную глубину личности Евгения Павловича в значительной степени помогают его письма. Это, во–первых, письма к Надежде Васильевне Розановой (Верещагиной) — дочери почитаемого им философа Василия Васильевича Розанова. Одно из писем является сопроводительным к рукописному фрагменту из воспоминаний Е. П. Иванова: «Летящие листья». В этих воспоминаниях, относящихся к 1902 и 1905 годам, упоминаются Мережковский, Гиппиус, Розанов и другие знаковые фигуры этого времени. Здесь же мы видим и самого Евгения Павловича — интересного, увлеченного человека, склонного к тонкой самоиронии и глубокому анализу собственных и воспринятых идей.
Вторым важным источником являются письма Иванова к его племяннице — Вере Николаевне Дюковой. Письма эти, наполненные чувством влюбленности, поэтичные и светлые, дают обширный материал для понимания личности автора.
Гораздо более сложный характер имеют письма Евгения Павловича к его подруге, а затем жене — Александре Фаддеевне Горбовой (Ивановой). Со времени начала этой переписки Иванов все больше отдаляется от людей, которым он дорог, погружаясь в глубины религиозного сознания. Его поздние письма, наполненные цитатами из священных текстов, могут показаться недоступными для понимания обывателя.
Посетители не только смогут увидеть подлинные автографы Евгения Иванова, но и прочитать расшифровку писем, дающих возможность проследить эволюцию его личности и составить собственное представление о человеке, столь любимом Александром Блоком.
Подписаться:Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это
Купил билет в данный музей, но посетить его не смог, так как не согласился снять ветровку. А в ней в музей меня не пустили. Когда же этот "формальный дурдом" в нашей стране прекратится?!
Само место и музей - замечательные. Но временные выставки в Петропавловской крепости - отвратительные. Такое впечатление, что специально выставляют все, что никому не интересно. Посетителей на этих выставках практически нет. Зашла буквально недавно. Там, где стреляет пушка выставили стенды с информацией на тему "10 фактов из истории полуденного выстрела". Так называется. Фактов всего 8 приведено. Язык изложения безобразный. Кто это пишет? Неужели нет грамотных редакторов в музее? 2 стенда задвинуты за какую-то будку, их вообще не видно. Куда тратятся государственные деньги, и куда смотрит минкульт?...
в одном месте собрано несколько музеев, так сказать, ансамбль музеев. есть под открытым небом, есть внутри. Проходят интересные экспозиции. Этот музей- как визитная карточка Петербурга. в нем обязательно нужно побывать всем
Крепость была возведена на Заячьем острове, строительство пришлось на самое начало 18-го века. Она имеет форму неправельного шестиугольника спроекрованного самим имперетором Петром I. Экскурсия по крепости продолжалась сравнительно недолго для такого строения, но самые значимые места экскурсовод нам всё таки успел показать. Особенно понравился Петропавловский собор, который является одним из главных обьектов на територии крепости. Он построен на месте ранее стоявшей деревянной крепости, сооружённой во имя апостолов Петра и Павла. На куполе собора главное его украшение - золотой шпиль высотой 122,5 метра. Добраться до Петропавловской крепости очень просто - с берега Нивы золотой шпиль виден практически из любой точки или станция метро Горьковская и оттуда уже рукой подать.