Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Выставка "Образы природы в произведениях Императорского фарфорового завода XVIII - XXI веков"

1972

Страница создана 06.11.2020 и обновлена 02.03.2023

Повысить аудиторию мероприятия
Когда
с 8 ноября 2020 г. 11:00
по 10 декабря 2020 г. 11:00
мероприятие прошло
Место +7 (813) 782-72-82 Выставочный центр Эрмитаж-Выборг
Ленобласть, г. Выборг, ул. Ладанова, д. 1 на карте
Город Выборг и Выборгский район
Цена, Р 500500
Сайт https://www.hermitagemuseum.org
Теги скульптураприкладное искусствоклассическое искусствоискусствоживотныедо 500 рубвременные выставкивыставки прикладного искусствав Выборге
Событие прошло?
Подпишись на Эрмитаж-Выборг,
получай отзывы и напоминания
 

Внести изменения Внести изменения
 

Четыре раздела экспозиции: «Следуя академическим урокам», «Природная стихия модерна», «Натура в фарфоре ленинградского периода», «Подсказано природой» рассказывают зрителю о том, как складывался и изменялся художественный образ природы в искусстве фарфора. В составе выставки более 200 произведений, созданных на Императорском фарфоровом заводе с момента его основания в 1744 году до наших дней.

Фарфор как художественное явление в XVIII – XIX веках развивался в рамках стилей «большого искусства» ‒ архитектуры, живописи, скульптуры. В XVIII веке важными источниками для декорирования предметов являлись гравюры, иллюстрировавшие энциклопедии, издававшиеся в это время. Среди них особое место занимали листы известного французского художника, натуралиста-орнитолога Ф.-Н. Мартине. Именно они были использованы для создания росписей на предметах из Собственного десертного сервиза императрицы Елизаветы Петровны (1750-1760 гг.). Фарфоровые тарелки с ажурными бортами, чайник с крышкой, бутылочная передача, кашпо, ваза изображением птиц являются самыми ранними экспонатами, представленными на выставке.

К времени правления Екатерины Великой относится сервизный ансамбль стиля рококо – Охотничий сервиз, заказанный на Мейсенской фарфоровой мануфактуре в декабре 1766 года императрицей Екатериной II и подаренный графу Г. Г. Орлову. Каждый предмет украшен сценами охоты или же изображениями диких животных на фоне романтического пейзажа.

Особым характером отличались работы французского художника Ж.-Ф. Свебаха, приглашенного в конце 1815 года в Россию на Императорский фарфоровый завод. Для декорирования предметов он использовал сюжеты собственного сочинения, как правило, пейзажного характера, что наделяло их свободой воображения, ощущением легкости рисунка и мазка. На выставке демонстрируются парные вазы «Охота» (1815–1820) Ж.-Ф. Свебаха с фигурами охотников, располагающихся на отдых или продолжающих верховую прогулку.

Развитие пейзажной живописи в правление императора Николая I шло исключительно по пути копирования картин на фарфоровые пласты и вазы. На выставке можно увидеть парадную фарфоровую вазу с росписью «Болото» (1828), исполненную по одноименной картине Якоба ван Рейсдала (1660-е); фарфоровые пласты: «Ферма» (1847) по живописному оригиналу Паулюса Поттера (1649), «Опушка леса (Бегство в Египет)» (1847) по живописному оригиналу Яна Брейгеля Старшего (1610). Характерным примером стиля «нового рококо» служит Ваза с лепным декором и фигурами птиц, созданная мастерами Императорского фарфорового завода в 1840–1850-е годы.

К 1860-м годам относятся экспонаты из скульптурной серии, известной по документам как «Коллекция известнейших животных», для ее создания мастера завода вновь обратились к научным атласам и энциклопедиям. Фигуры исполнены в масштабе 1:30, их можно рассматривать как своеобразный атлас животного мира в формате 3-D.

Эпоха модерна занимает совершенно особое место в истории фарфора. На рубеже XIX – XX веков стиль модерн в значительной степени перевернул иерархию видов искусства, положив в основу своего языка декоративную линию орнамента.

Ко времени правления императора Александра III относится освоение на Императорском фарфоровом заводе новых видов декорирования – цветные глазури и подглазурная живопись. По инициативе руководства Императорских заводов в первой половине 1890-х годов в Россию были приглашены художники знаменитой новыми технологиями Копенгагенской королевской фарфоровой мануфактуры – К. Ф. Лиисберг и К.Л. Мортенсен, специализировавшиеся на пейзажной живописи. На выставке представлены первые произведения, исполненные в 1892 году «по датскому способу» ‒ Ваза с изображением камышей, цапли и бабочки; Ваза с изображением попугая; Блюдо с изображением аиста. Почти на два десятилетия подглазурная живопись на фарфоре стала важнейшей для Императорских заводов. Образы природы – пейзаж, флора и фауна – стали основными сюжетами для декорирования фарфоровых изделий. В 1900-е годы руководитель скульптурного отделения Императорских заводов художник-скульптор Август Тимус (1865-1943) работал над созданием необычных растительных и зооморфных форм для ваз, в частности вазы «Аисты» (1903), тулово которой состоит из трех прижавшихся друг к другу птиц.

После революции 1917 года лирика пейзажа уходит на второй план. Время монументальных строек вызвало появление производственных пейзажей, а образы живой природы ярче всего проявились в сказочной трактовке, как, например, в фигурах шахмат «Звери Севера и Юга» (скульптор З.О. Кульбах) или росписи вазы «Морское дно» (автор росписи В.П. Фрезе).

В 1930-е годы на заводе работают талантливые скульпторы, проявлявшие особый интерес к анималистической теме – И.И. Ризнич (1908-1999), В.И. Блохин (1916–1972), Б.Я. Воробьев (1911-1990).

Во второй половине 1940-х годов завод исполнял фигуры по моделям выдающегося скульптора-анималиста В. А. Ватагина (1883-1969) (скульптуры «Кречет», «Заяц»).

Преданность любимому анималистическому жанру ‒ характерная черта, отличающая творчество знаменитых мастеров Ленинградского фарфорового завода XX столетия, – Ивана Ризнича (1908-1999) и Бориса Воробьева (1911-1990). В экспозиции представлены, в числе прочих, знаменитые работы Б.Я. Воробьева – «Тигр лежащий» и «Пантера» («Ярость»).

На выставке можно увидеть подглазурные пейзажи Виктора Жбанова (1920-1988) ‒вазы «Стройные березы» (1978), «Зимнее утро» (1985), блюдо «Времена года. Ранняя весна» (1982), а также произведения одного из ведущих скульпторов-анималистов ленинградского завода второй половины XX века Павла Веселова (1926–1994).

Пейзаж и анималистика остаются излюбленными темами художников и скульпторов. На выставке во всем многообразии представлены работы современных мастеров русского фарфора: Нелли Петровой, Татьяны Афанасьевой, Галины Шуляк, Галины Белаш, Нины Троицкой, Анны Трофимовой и других.

Экспозицию дополняют рисунки и эскизы к фарфоровым произведениям.

Куратор выставки Ольга Борисовна Баранова, старший научный сотрудник Отдела Музей Императорского фарфорового завода Государственного Эрмитажа (Заведующая Отделом Анна Владимировна Иванова).

К выставке выпущен научный иллюстрированный каталог «Образы природы в произведениях Императорского фарфорового завода XVIII – XXI веков» (Издательство «Славия», 2020). Авторы статей каталога научные сотрудники Государственного Эрмитажа: О.Б. Баранова («Следуя урокам академической школы», «Природная стихия модерна», «Натура в фарфоре Ленинградского периода»), И.К. Майстренко («Подсказано природой»).

.Читать полностью

Как добраться

Маршрут
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Цирк Чинизелли на ФонтанкеЦирк Чинизелли на ФонтанкеОткрытая киностудия ЛендокОткрытая киностудия Лендок Молодежный театр на Фонтанке Молодежный театр на ФонтанкеГосударственный Эрмитаж: Зимний дворец Петра IГосударственный Эрмитаж: Зимний дворец Петра I
Отзывы о событии Выставка "Образы природы в произведениях Императорского фарфорового завода XVIII - XXI веков"Пожаловаться
0
Оценить событие   

Комментарии посетителей о событии

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю