Архитектурный ландшафт Санкт-Петербурга формировался благодаря жесткой градостроительной дисциплине. С первых лет существования она закреплялась многочисленными императорскими указами и распоряжениями. На их основе учреждения, занимавшиеся строительно-архитектурной деятельностью, определяли планировку кварталов, расположение домов вдоль улиц по "красным линиям и в один горизонт", прием застройки "единой фасадой". Особое внимание градостроителей уделялось силуэту Петербурга, тщательно продумывались высотные нормы, соотношение рядовой застройки и доминантных сооружений города. Редкие вертикальные элементы: шпили Петропавловского собора, Адмиралтейства, Михайловского замка, купола и колокольни церквей возвышаются над общей линией, не разрушая, а подчеркивая общую картину, создавая идеальную «Небесную линию города на Неве».
С первых лет своего существования Санкт-Петербурга его образ в целом или отдельных крупных его частей стал предметом тщательного изучения и отражения. Одновременно со строительством города формировалась его обширная иконография, фиксировавшая не только внешний облик как наглядную данность, но и восприятие его в динамическом развитии как явления культуры. Одним из самых ярких и всеобъемлющих типов изображения Санкт-Петербурга становится жанр архитектурной панорамы.
Именно панорама, в ее современном понимании, создает тот художественный образ, в котором в целое сливаются берега полноводной Невы, закованные в строгие гранитные набережные, прямые, как стрела, проспекты, стремящиеся к широким площадям с монументальными памятниками, величественные здания, возведенные по проектам талантливых архитекторов, зелень садов. Многочисленные каналы, живописные острова — все то, что придает Санкт-Петербургу его неповторимое своеобразие и очарование.
На выставке представлены: масштабная ведута "Панорама Петербурга" А.Ф. Зубова, «знатнейшие проспекты» М.И. Махаева, живописные полотна и графические листы Б. Патерсена и А.Е. Мартынова, круговые панорамы Дж. Аткинсона, И.Ф. Тилькера, вид города, сделанный Г.Г. Чернецовым с лесов Александровской колонны и панорама Дж. Бернардацци с колокольни Петропавловского собора. Знаменитая «Панорама Невского проспекта» В.С. Садовникова и «Екатерингофское гулянье» К. Гампельна разворачивают перед нами этапы становления и развития города.
Для показа отобрано около 230 предметов, среди которых виды известных зданий, выполненные художниками различных эпох, зарисовки городских типов, модели памятников П.К. Клодта фон Юргенсбурга, Мари-Анн Колло, М.О. Микешина. На выставке представлены костюмы русских и европейских мастеров, памятные знаки и книги, посвященные Петербургу. Они дополняют образ города и погружают в путешествие во времени, объединяя в единое целое уникальный ландшафт города, запечатленные с максимальной достоверностью изменения городской застройки, повседневной и парадной жизни горожан.