Экспонаты выставки «Египет в Эрмитаже. После мумий» знакомят с эволюцией египетского искусства, начиная с поздней античности, и заканчивая поздним средневековьем. В первые века нашей эры господствующей религией в Египте становится христианство, а затем – ислам, что не могло не отразиться на характере памятников. В культуре раннехристианского Египта тесно переплелись античная, древневосточная, христианская символика и изобразительные мотивы. Наиболее заметный след, несомненно, оставило богатое наследие эллинистического искусства, из которого были заимствованы и по-новому интерпретированы аллегории, мифологические образы и символы. Появление большого количества памятников с «нильскими сценами» на фоне флоры и фауны Нила, объясняется тем, что эти сюжеты олицетворяли христианский рай.
Излюбленной темой позднеантичного искусства в Египте было обращение к дионисийскому кругу – образу бога Диониса и его свиты – менад, сатиров, вакхантов, воинов и амазонок. Широкое распространение получили изображения эротов, собирающих виноград, приносящих дары. В определенном контексте эти композиции служили символом Евхаристии. О религиозной жизни египетских христиан можно судить по предметам литургического назначения: иконам, светильникам, крестам, курильницам, сосудам для хранения масел.
В века, последовавшие за арабским завоеванием Египта (VII в.) происходило формирование мусульманского искусства, в первую очередь, путем переработки традиций искусства античности и христианства, их приспособления к требованиям новой религии. Подлинного расцвета экономика и хозяйство достигли при Фатимидах (909 – 1171 гг.). По стилю и сюжетам произведения мусульманских мастеров этого периода часто трудно отличить от изделий, изготовленных их христианскими коптскими современниками.
Основным отличием является наличие на многих предметах каллиграфических надписей на арабском, ставших важным элементом мусульманского искусства, начиная с IX – X веков. В период мамлюкского султаната (1250 – 1517 гг.) продолжается дальнейший расцвет архитектуры и прикладного искусства. Пожертвование на строительство мечетей и духовных училищ (медресе) считалось делом благочестия; были воздвигнуты величественнейшие строения, многие из которых сохранились до наших дней. Изделия, создаваемые египетскими мастерами в этот период: керамика, ткани, деревянные панели с инкрустацией костью и перламутром – поражают высоким качеством исполнения.
Египетские предметы из медного сплава (латуни или бронзы) с серебряной и золотой инкрустацией, а также стеклянные сосуды и лампы, украшенные эмалями, пользовались большим спросом в Европе уже в эпоху средневековья.
Куратор выставки: Антон Дмитриевич Притула, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа.