31 декабря, в канун Нового года, уже восемнадцать лет подряд Эрмитаж открывает последнюю выставку, посвящая ее наиболее значительным дарам года уходящего.
Эта традиция берет свое начало в 2002 году, когда сотрудникам музея, гостям и журналистам было представлено полотно «Живопись, 220 x 324 см, 19 января 1995» ‒ дар автора, знаменитого французского художника Пьера Сулажа, которому в этом году исполнилось 100 лет.
31 декабря 2019 года Эрмитаж представил две картины, переданные музею коллекционером Г.Ф. Хаценковым, ‒ «Белый павлин» Иоганна Фридриха Гроота и «Диана» Луи Жана Франсуа Лагрене.
«Белый павлин» (1786) - подписная и датированная работа Иоганна Фридриха Гроота (1717 – 1800), немецкого художника, придворного мастера Елизаветы Петровны и основателя русской школы анималистической живописи. Это один из вариантов пользовавшейся большой популярностью композиции Гроота, где менялись фоны, детали, второстепенные персонажи, но неизменно главным героем оставался роскошный белый павлин, восседающий на дереве. Переданная в дар Эрмитажу картина дополнит фонд живописи Отдела истории русской культуры, где имеются две подписные и датированные работы художника – «Битая утка» (1746) и «Битая куропатка» (1771), относящиеся к типу охотничьих натюрмортов-обманок. Теперь в коллекции появилось более позднее полотно мастера, редкий для нее образец «живописи зверей и птиц», представляющий птиц в вольерах, клетках, дворах или в естественных условиях.
«Диана, выходящая из купальни» кисти французского живописца Луи Жана Франсуа Лагрене (1725 - 1805) была приобретена прежним владельцем в 1987 году у потомков художника, а затем появилась на продаже Ферри в парижском Отель Друо. По мнению виднейших европейских специалистов, картина обладает значительной историко-культурной и художественной ценностью. Л.-Ж.-Ф. Лагрене, ученик К. Ванлоо, мастер аллегорических и исторических композиций, успешный портретист, считается одним из основоположников нового большого направления в живописи – классицизма. В Петербург приехал по приглашению императрицы Елизаветы Петровны, получил титул придворного живописца и пост профессора-преподавателя в Академии художеств по классу исторической живописи.