Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование

18+

Отзывы о Нарвская застава

Интересность : Музей заинтересует тех, кто увлекается историей края, кто хочет быть в курсе того места, где он живёт. Замечательно представлена информация.
Расположение : Располагается музей совсем рядом с метро "Нарвская". Можно подъехать на автобусе. Я добиралась на своём личном автомобиле.
Интерьер : Атмосфера очень интересная. Экспозиции интересные, разнообразные, наглядные. Хочется смотреть и смотреть.
Обслуживание : Персонал, который здесь работает, мне понравился. Всё очень доброжелательно.
Интересность : Очень неплохой, хотя и довольно скромный по размерам, музей. Из-за удаленности, своей узкой направленности и масштабам музей явно не входит в топ мест обязательных для посещения в Петербурге. Тем не менее если Вы приехали в этот чудесный город не на пару дней, и тем более, если Вы здесь живете, обязательно советую посетить этот музей, думаю многих он приятно удивит.
Расположение : Музей находится недалеко от станции метро Нарвская, можно дойти пешком.
Интерьер : Внутри очень уютно и интересно, сотрудники стараются поддерживать экспозицию в хорошем состоянии.
Обслуживание : Приятный, улыбчивый персонал.
Интересность : Если Вам интересно узнать про то кем была Е.Р. Дашкова и про её усадьбу, то стоит сходить в этот музей. Но вещей, принадлежавших непосредственно хозяйки там нет. Интерьеры не оригинальные, воссозданные. Мне понравились макеты.
Расположение : Добираться удобно, но вот вывески, что музей не в главной части здания, а справа от центра и за углом, сильно не хватает.
Интерьер : Это маленький музей, а как у любого маленького музея у него своя, только ему присущая атмосфера. Хорошая или плохая, судить не берусь. Смотрители ходят за вами и дают комментарии, если вас что-то заинтересует или вы о чём-то спросите. Аннотаций мало, так что подсказки смотрителей к месту.
Обслуживание : Встретили очень приветливо, дружелюбно. Спросили, хочу ли посмотреть фильм про музей. Он интересный, но долгий. Смотрители ходят хвостиком и отвечают на все вопросы очень подробно.
Интересность : Про Дашкову интересно. Вещей её личных нет только.
Расположение : Найти просто, только вывеску побольше хотелось бы.
Интерьер : комната маленькая понравилась с мебелью золотого цвета.
Обслуживание : фильм показали. на вопросы все ответили.
Интересность : Уникальная возможность знать свой город
Расположение : пешком прошлась 10 минут до здания музея
Интерьер : спокойный дизайн с интересными деталями в интерьере
Обслуживание : Любят гостей и с радушием принимают.
Адрес

ул. Ивана Черных, д. 23

карта
Район
Кировский район (Санкт-Петербург)
Метро
Нарвская (451 м), Балтийская (1.1 км)
Узнать, как пройти, проехать или посмотреть мероприятия в этом месте.

Актуализировать данные и увеличить число посетителей

Отзывы посетителей о краеведческом музее Нарвская застава

Общая оценка:8.7 / 10
Интересность 8
Расположение 9
Интерьер 8
Обслуживание 9
Оставить отзыв
Места поблизости
Музей истории Санкт-Петербургского государственного технологического университета растительных полимеров Музей истории Санкт-Петербургского государственного технологического университета растительных полимеровНарвские Триумфальные воротаМузей-памятник Нарвские Триумфальные воротаМузей железных дорог России Музей железных дорог РоссииМузей истории подводного флота Музей истории подводного флота
посетитель
8.5 / 10 30 марта 2019 г. 17:33
Любят гостей и с радушием принимают.  спокойный дизайн с интересными деталями в интерьере пешком прошлась 10 минут до здания музея Уникальная возможность знать свой город  на страницу отзыва
посетитель
9 / 10 21 ноября 2018 г. 14:19
фильм показали. на вопросы все ответили.  комната маленькая понравилась с мебелью золотого цвета. Найти просто, только вывеску побольше хотелось бы. Про Дашкову интересно. Вещей её личных нет только.  на страницу отзыва
посетитель
8.25 / 10 8 ноября 2018 г. 16:06
Встретили очень приветливо, дружелюбно. Спросили, хочу ли посмотреть фильм про музей. Он интересный, но долгий. Смотрители ходят хвостиком и отвечают на все вопросы очень подробно.  Это маленький музей, а как у любого маленького музея у него своя, только ему присущая атмосфера. Хорошая или плохая, судить не берусь. Смотрители ходят за вами и дают комментарии, если вас что-то заинтересует или вы о чём-то спросите. Аннотаций мало, так что подсказки смотрителей к месту.  Добираться удобно, но вот вывески, что музей не в главной части здания, а справа от центра и за углом, сильно не хватает.  Если Вам интересно узнать про то кем была Е.Р. Дашкова и про её усадьбу, то стоит сходить в этот музей. Но вещей, принадлежавших непосредственно хозяйки там нет. Интерьеры не оригинальные, воссозданные. Мне понравились макеты.  на страницу отзыва
посетитель
7.75 / 10 22 июня 2018 г. 11:42
Приятный, улыбчивый персонал. Внутри очень уютно и интересно, сотрудники стараются поддерживать экспозицию в хорошем состоянии.  Музей находится недалеко от станции метро Нарвская, можно дойти пешком.  Очень неплохой, хотя и довольно скромный по размерам, музей. Из-за удаленности, своей узкой направленности и масштабам музей явно не входит в топ мест обязательных для посещения в Петербурге. Тем не менее если Вы приехали в этот чудесный город не на пару дней, и тем более, если Вы здесь живете, обязательно советую посетить этот музей, думаю многих он приятно удивит.   на страницу отзыва
посетитель
10 / 10 13 апреля 2018 г. 01:21
Персонал, который здесь работает, мне понравился. Всё очень доброжелательно.  Атмосфера очень интересная. Экспозиции интересные, разнообразные, наглядные. Хочется смотреть и смотреть.  Располагается музей совсем рядом с метро "Нарвская". Можно подъехать на автобусе. Я добиралась на своём личном автомобиле.  Музей заинтересует тех, кто увлекается историей края, кто хочет быть в курсе того места, где он живёт. Замечательно представлена информация.   на страницу отзыва

Отзывы помогают нам определиться с выбором, принять правильное решение о посещении того или иного места. На Peterburg2 вы всегда найдете развернутые отзывы о краеведческом музее Нарвская застава. Наши посетители оценивают Нарвская застава по качеству обслуживания и другим параметрам. Вы можете пожаловаться нам на отзыв или комментарий
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Музей уличного искусстваМузей уличного искусстваОбщественное пространство во дворе театраОбщественное пространство во дворе театра Музей советских игровых автоматов Музей советских игровых автоматовЛечебный пансионат Карельского перешейкаЛечебный пансионат Карельского перешейка

Комментарии посетителей (5)

Владимир Сергеевичк событию Ночь музеев 2019 в музее "Нарвская застава"19 мая 2019 г. 23:09
Ночь музеев 18.05.2019г. прошла чудесно! Музей "Нарвская застава"на ул. И.Черных, 23 замечательный. Все сотрудники очень любезны ,спасибо за вашу работу. Экскурсовод Мария Александровна впечатлила, благодарю.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Нина30 марта 2019 г. 17:30
Музей создан с целью развития историко-краеведческого направления в Кировском районе Санкт-Петербурга. И это очень здорово, что гости и местные жители могуть узнать интереснейшие факты о своем городе
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Виктор21 ноября 2018 г. 13:36
Музей на Стачек, что про Дашкову, интересен обстановкой. Понравилась маленькая комната с мебелью. Плохо, что вещей самой Дашковой нет. А так всё понравилось, фильм посмотрел. Про второй музей рассказали. Там машинки швейные, самовар, комната как из СССР. Фильм смотреть не стал - и он на 20 минут. Всё понравилось.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Лера13 апреля 2018 г. 1:25
Я по образованию историк. Обычно меня спрашивают, как период истории я люблю больше всего. Как-то так складывается, что по нутру мне больше всего история нашего края. Безусловно, очень интересны события всего мира. Но душа у меня откликается, когда речь заходит о нашем крае) С большим удовольствием посетила этот музей. Очень многие факты я, конечно, знала. Но всё-таки удалось меня удивить ребятам) Те, кто проводил экскурсию, мне понравились. Живо преподносили информацию. Экспозиции замечательные. Рекомендую посмотреть, точно не пожалеете)
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Ольга13 апреля 2018 г. 1:18
Мне очень нравятся музеи, которые посвящены истории края. К таким музеям относится "Нарвская застава". Я узнала много интересной информации, о которой в книжках точно не узнаешь. Круто рассказано о дорогах, которые строились при царях, о различных предпринимателях, которые начинали свой путь. Можно узнать про обычный рабочий класс — как жили, что интересовало, как выстраивались взаимоотношения с хозяевами мануфактур. Всё представлено живо, наглядно. Экспозиции правда воссоздают быт, погружают в атмосферу. Могу только порекомендовать музей)
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 
Новости официального сайта и группы ВКонтакте
Музей "Нарвская застава"

сегодня в 13:07


Рубрика «#Музейные предметы». Каминный набор Хотим представить вам ещё один необычный экспонат нашего музея — каминный набор. Камин был характерной принадлежностью интерьеров в английском стиле. Именно этот стиль был близок княгине Екатерине Романовне Дашковой, которая любила английскую культуру, в своих «Записках" и других произведениях с интересом вспоминала свои поездки по Англии. Не случайно назван «Великобританским» и трактир, открытый в усадьбе ещё при жизни княгини. Подобные трактиры в 19 веке находились как вдоль Петергофской дороги, так и в самом Санкт-Петербурге. В обстановке трактира важное место занимал камин. А значит, и каминному набору должно было найтись здесь место. Что обычно входило в каминный набор? Рядом с камином ставили подставку для дров и экран, расписанный причудливыми узорами или сценками. В такой набор могли входить часы, вазы, предназначенные для украшения. Предметы, необходимые для того, чтобы содержать камин в порядке, тоже должны были находиться рядом. А так как сам камин всё время был на виду, то и выглядели они соответствующе. В состав подобных каминных наборов обычно входили щипцы, чтобы переворачивать горящие дрова, вилка для ворошения топлива, совок и щётка для чистки топки, мехи. С 18 века к ним добавили кочергу и ёмкости для мелких углей. Самый простой вариант: набор из трёх наиболее важных предметов. Независимо от количества дополнительных инструментов, для всех изготавливали крючки, которые можно было крепить к стене рядом или подставки (сервитеры), чтобы ставить на пол возле камина. Некоторые владельцы предпочитали наборы простые, но изящные, а некоторые, напротив, заказывали их из дорогих материалов и даже просили украсить драгоценными камнями. В экспозиции музея, в реконструкции трактира «Великобританский», стоит набор из жёлтого металла в стилизации 19 века. На крюках - небольшой совок и щётка, две кочерги, щипцы, совок побольше украшен изображением цветка. Почти на всех предметах есть навершия в виде парусников. Интересно, что морская тематика была популярна в таких трактирных заведениях, вот и на стенах трактира "Великобританский" можно увидеть картины с изображением морских баталий. Плоская фигура старинного парусника венчает и сервитер на трёх ножках. Любопытно, что на нём можно разобрать название корабля: «Дон Фернандо». Такой корабль действительно существует, более того, сейчас он является музеем. Это один из самых старых военных парусников мира. Фрегат «Dom Fernando II e Gloria» был спущен на воду в 1843 году. Его строили в Индии специально для Португальского флота, и он стал последним кораблём, который создавался таким образом. В разное время «Дон Фернандо» действовал и как военный корабль и как учебное судно. В середине 20 века корабль был почти уничтожен пожаром. Спустя 30 лет началось его пятилетнее восстановление. В 1998 году «Dom Fernando II e Gloria» был пришвартован в Лиссабоне, откуда его переместили в порт Касильяш, где он находится до сих пор, превратившись в музей. Своё имя фрегат получил в честь короля Португалии Фердинанда (Фернанду) II. В некоторых источниках можно встретить упоминание о том, как в июле 1850 года Император Николай I вручил Фернанду II Орден Святого Андрея Первозванного. Таким образом, здесь прослеживается и связь с Россией. Впрочем, это только предположение. Изображение корабля на каминном наборе стилизовано, но в его чертах действительно можно увидеть облик знаменитого португальского судна. В любом случае, подобный предмет был и функциональным, и одновременно служил для украшения интерьера. Материал подготовлен Мозжериной А.С. Источники: 1) https://cyberleninka.ru/article/n/kaminnyy-kanon-dekorativnye-i-funktsionalnye-aksessuary-dlya-kaminov-v-bsii-asg/viewer 2) http://ocean-media.su/portugal-skij-korabl-muzej-fregat-don-fernandu/
25.11.2020 в 10:36


Наш научный сотрудник Деконская Наталья Вадимовна, выступила с лекцией "Николай Путилов - знаменитый и неизвестный" на канале 78.ru
23.11.2020 в 15:04


Впервые в СПб ГБУ Музее «Нарвская застава» 28 ноября 2020 года в рамках XIX Международного фестиваля русского искусства «Петербургская осень» музейная программа субботнего дня «экскурсия & музыка» Приглашаем вас 28 ноября 2020 года в 14.00 на экскурсию «Музыка в жизни княгини Е.Р. Дашковой». В истории России второй половины XVIII века княгиня Дашкова - явление уникальное. Она стояла во главе крупнейших научных учреждений страны - Академии наук и Российской академии, была писателем, публицистом, драматургом, переводчиком… Однако мы хотим познакомить вас с ещё одной, малоизвестной стороной её творчества – музыкальной. Слушателям будет представлен уникальный лекторский и видео материал: эксклюзивные записи песен и романсов княгини Дашковой, сделанные благодаря сохранившемуся нотному альбому начала XIX века, копия которого находится в музее. Ведет экскурсию – Кучеренко И.А. Концерт Хорового Театра Петербурга Ольги Спицыной "Sing, Sing, Sing!" Хоровой Театр Петербурга - это творческая мастерская, действующая на стыке жанров: хорового, ансамблевого, сольного пения, экспериментального музыкального театра. Мы всегда рады поделиться своими творческими поисками со слушателем! Приходите и совершите вместе с нами необычайное музыкальное путешествие по эпохам и стилям: от Генделя и Моцарта - к Шарлю Азнавура и Алексею Рыбникову! 1. Вольфганг Моцарт – Аллелуия 2. Родольфо Фальво Dicitencello_vuie 3. «Сольфеджио» (a’cappella) 4. Луи Прима. Sing, sing, sing 5. Дмитрий Кабалевский - Серенада Дон Кихота 6. Георг Фридрих Гендель - Ombra mai fu (из оперы «Ксеркс») 7. Скот Бредлис - Take me to church 8. Жак Оффенбах Баркаролла (из оперы «Сказки Гофмана») 9. «Сольфеджио» 10.Ричард Роджерс, Лоренц Харт Blue Moon 11.Джузеппе Джордани Caro mio ben 12. А. Рыбников Песня Фонарщиков из к/ф «Приключения Буратино» 13. Артур Гамильтон - Cry Me a River 14. Pat Ballard MR SANDMAN 15. Dean Kay; Kelly Gordon ( Frank Sinatra) - That's Life 16. Жорж Гарваренц, Шарль Азнавур - Вечная любовь Предварительная запись по тел.: 8(812)300-83-29, 8 (981)829-90-95 Начало – 14.00 Входной билет – 100 рублей Ждем Вас по адресу – пр. Стачек, 45 ,правое крыло
22.11.2020 в 11:00


ВОЕННО-АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА – ЛЕДОВАЯ ДОРОГА ЖИЗНИ 22 ноября 1941 года по льду Ладожского озера начались автомобильные перевозки по Дороге жизни – ледовой трассе, соединившей Ленинград с Большой землёй. С наступлением ледостава на Ладожском озере и прекращением водных перевозок единственным средством снабжения города осталась транспортная авиация. Но реальную помощь Ленинграду могли принести только перевозки по Ладожскому озеру. Было решено проложить автомобильную дорогу по льду Ладожского озера. 19 ноября 1941 года, после проведения большой работы по изучению ледового режима Ладоги, определения возможности осуществления перевозок по льду, рассмотрения вариантов трасс, был подписан приказ войскам Ленинградского фронта «Об организации автотранспортной дороги через Ладожское озеро». Трасса протяжённостью 30 км шла от мыса Осиновец к островам Малый и Большой Зеленцы и далее с разветвлением на Кобону и Лаврово. К 20 ноября толщина льда достигала 180 мм. В этот день на лёд вышел конно-санный обоз в составе около 350 упряжек и отправился к восточному берегу Ладожского озера. 21 ноября разведывательная колонна из десяти автомашин, выйдя на лёд, направилась к восточному берегу Ладожского озера. 22 ноября вечером колонна из 60 полуторатонных грузовиков 389-го отдельного автотранспортного батальона выехала из деревни Ваганово, двигаясь на расстоянии 200 м друг от друга. На восточный берег Ладоги, в Кобону, машины прибыли глубокой ночью. На следующий день в Ленинград было доставлено 52 тонны продовольствия. Начала действовать ледовая Дорога жизни. В документах она именовалась военно-автомобильной дорогой (ВАД) № 101. Из воспоминаний полковника Федюнинского И.И. (1900-1977): «Эта «Дорога жизни», как её называли ленинградцы, вступила в строй 22 ноября. Лёд был ещё хрупким и местами совсем тонким, но всё же через озеро тянулись колонны автомашин с продовольствием для осаждённого города. Автомобили шли с неполной нагрузкой, чтобы уменьшить опасность разрушения льда. С этой же целью к грузовикам прикрепляли сани, на которые укладывали часть грузов». 24 ноября 1941 года Военный Совет Ленинградского фронта принял постановление «О строительстве зимней фронтовой автомобильной дороги ст. Заборье Северной железной дороги – Кобона, южный берег Ладожского озера». Дорога стала называться Военно-автомобильной дорогой № 102. Вскоре вся объединённая магистраль стала называться Военно-автомобильной дорогой Ленинградского фронта. Особо важное значение Дорога жизни имела в первую блокадную зиму, когда в город было доставлено более 360 тонн грузов, а из Ленинграда было эвакуировано 539 400 человек. В апреле 1942 года ледовая дорога закончила работу. В связи с ослаблением прочности льда в 12 часов 21 апреля движение автотранспорта по льду Ладожского озера было закрыто. Но до 24 апреля разрешалось следование одиночных легковых машин по разовым пропускам. Во вторую блокадную зиму движение по ледовой трассе началось 23 декабря 1942 года. После прорыва блокады Ленинграда появилась возможность сухопутной связи с Большой землёй. К 30 марта 1943 года рейсы по ледовой трассе прекратились. Материал подготовила Смирнова Е.Н. Источники: Буров А.А. Блокада день за днём. – Л., 1979. Ленинград в борьбе месяц за месяцем. 1941-1944. – СПб, 1994. Богданов И.А. Ленинградская блокада от А до Я. – СПб, 2010.
20.11.2020 в 10:00


ИЗ НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ Недавно в коллекцию музея «Нарвская застава» поступил предмет, прекрасно дополняющий раздел экспозиции, посвященный советскому быту. Это «Альбом мод. Осень – Зима 1956-1957 гг.» Ленинградского Дома моделей одежды (ЛДМО). С первых лет существования Дома моделей в Ленинграде издавались журналы с изображением моделей модной одежды. В 1940-х и начале 1950-х годов это был довольно скромный по полиграфическим качествам журнал «Модели сезона». Со второй половины 1950-х годов издается более красочный журнал с новым названием – «Альбом мод». Фасоны, которые можно было увидеть на страницах этого журнала, разрабатывались художниками для промышленного производства и передавались затем на предприятия города. С 1961 года Ленинградский Дом моделей стал дополнительно издавать «Альбом моделей одежды с чертежами кроя» для самостоятельного пошива одежды. Полистать страницы «Альбома мод» мечтала любая модница той эпохи. Элегантность, строгость и лаконичная красота представленных в журнале моделей оказали существенное влияние на вкусы и стиль одежды не только ленинградцев, но и жителей всей страны.
19.11.2020 в 10:00


О НАВОДНЕНИИ 1824 ГОДА 19 (7) ноября 1824 года произошло самое разрушительное наводнение за всю историю Санкт-Петербурга. К утру 19 (7) ноября уровень воды в Неве поднялся примерно на 4 метра 21 сантиметр выше ординара и устойчиво сохранялся на этой отметке долгое время. По официальным данным погибло около 500 человек, в действительности в разы больше. Западное приморское положение Санкт-Петербурга - причина изменчивости погоды, то по-северному суровой, то по-европейски мягкой. Здесь пролегают пути атлантических циклонов с резкими колебаниями атмосферного давления и штормовыми ветрами западных направлений. На морских подступах к городу сочетаются условия, необходимые для образования наводнений. В истории Петербурга зафиксировано три катастрофических наводнения (1777 г., 1824 г., 1924 г.), которые отняли тысячи людских жизней и лишили крова множество семей. Наводнение считается катастрофическим в случае подъёма уровня воды в дельте Невы более 3 метров выше ординара. О двух катастрофических наводнениях в Санкт-Петербурге – 19(7) ноября 1824 и 23 сентября 1924 годов - напоминают памятные знаки в разных местах города. Это мемориальные доски и отметки на стенах зданий с указанием высоты подъёма воды. Первые сообщения о наводнении 1824 года появились спустя несколько дней после события. 13 ноября в газете «Русский инвалид или Военные ведомости» были опубликованы два документа: «Высочайший рескрипт» - личное послание императора Александра I члену Государственного совета князю А.Б. Куракину и краткое описание события. Вот что писали в газете об этом наводнении: «В прошедшую пятницу, 7-го сего месяца, здешняя столица посещена была бедствием, коему уже около 50-ти лет не было примера. Река Нева, которой воды беспрестанно возрастали от сильного морского ветра, вышла из берегов своих в 11-м часу утра. В несколько минут большая часть города была наводнена … Селения около Екатерингофа и казённый чугунный завод ( впоследствии Путиловский, ныне Кировский завод) ужасным образом потерпели. Там погибло несколько сот человек и весь домашний скот». От этого разрушительного наводнения пострадали многие усадьбы на Петергофской дороге, в том числе и усадьба Кирьяново. Из «Описания наводнения, бывшего в Санкт-Петербурге 7 числа ноября 1824 г.» Аллера С.И.: «… значительно потерпели от сего наводнения и приморские стороны в С.-Петербургском уезде. Многие загородные домы по Петергофской дороге, деревни Тентелева, Емельяновка и Афтова подверглись бедственному положению; крестьяне сих деревень искали спасения своего от бурных волн на деревьях; более же всех потерпел казённый чугунный завод …». На Красненьком кладбище сохранилась надгробная плита на братской могиле работников завода и членов их семей. Начиная с основания города наводнения стали его неблагоприятной достопримечательностью. Это природное явление нашло широкое отражение во многих художественных и литературных произведениях. Тема природной катастрофы, противостояния Города и Моря заняла особое место в создании загадочного образа нашего города. Благодаря поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» петербургские наводнения обрели мировую известность. В этом произведении удивительно точно описано это катастрофическое природное явление: «… Погода пуще свирепела, Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь, И вдруг, как зверь остервенясь, На город кинулась. Пред нею Все побежало; все вокруг Вдруг опустело – воды вдруг Втекли в подземные подвалы, К решеткам хлынули каналы, И всплыл Петрополь, как тритон По пояс в воду погружен…» В настоящее время наш город надёжно защищён от наводнений. В августе 1979 года началось строительство Комплекса защитных сооружений, которое завершилось в августе 2011 года сдачей всех защитных сооружений в эксплуатацию. Материал подготовила Смирнова Е.Н. Источники: Померанец К. С. Три века Петербургских наводнений. – СПб, 2005. Горбатенко С.Б. Дача княгини Е.Р. Дашковой Кирьяново. - СПб, 2012. https://dambaspb.ru/
18.11.2020 в 15:30


ПУТЕШЕСТВИЯ КНЯГИНИ ДАШКОВОЙ ПО ЕВРОПЕ: ЧАСТЬ 1. «УКСУС ЧЕТЫРЁХ ВОРОВ» В своих «Записках» Екатерина Романовна Дашкова сообщает об одном случае, который при других обстоятельствах совершенно не затронул бы нашего внимания. Но в связи с сегодняшней пандемией коронавируса, разразившейся во всем мире, эти заметки становятся особенно актуальны. Путешествуя по Италии, Дашкова на несколько дней останавливается в городе Ливорно. Там со своими детьми она посещает построенный герцогом Леопольдом новый карантинный госпиталь. Устройство госпиталя производит на неё большое впечатление, «особенно царившие там чистота и порядок». В это же время в госпитале находилось несколько человек, прибывших из мест, заражённых эпидемиями. «Я вспрыснула платки детей «уксусом четырёх воров», - рассказывает княгиня, - и, пока мы находились в здании, всё время заставляла их нюхать уксус вместе с камфарным спиртом. Сопровождавший нас комендант госпиталя, который по приказу герцога показывал нам это замечательное заведение, отдал должное моему мужеству». Что же это за средство с необычным названием – «уксус четырёх воров». Его история оказалась очень любопытной. Но прежде чем перейти к самой истории, немного предыстории. В Европе издавна ароматические уксусы использовались наравне с духами. Готовились они по разным рецептам и были невероятно популярны. В то время иногда встречались пережитки средневекового сознания. Водные процедуры не всегда приветствовались, так как, по мнению некоторых врачей, именно с водой передавались различные заболевания. Поэтому многие предпочитали просто делать уксусные обтирания. В галантный век дамы использовали ароматический уксус для смачивания лба при обмороках – считалось, что это освежает и проясняет сознание. Легенда гласит, что когда в 1720 году в городе Марселе свирепствовала эпидемия бубонной чумы, грабежом могил и заражённых домов промышляла шайка разбойников. Четверо мародёров, ничего не боясь, спокойно заходили в те дома, где болезнь выкосила всех. Грабили и грабили без остановки… Когда наконец разбойников поймали и хотели повесить, то они откупились от правосудия рецептом ароматического уксуса, позволившего им так долго противостоять этой страшной болезни. Так он и вошел в историю, как "уксус четырёх разбойников" или "уксус четырёх воров", и на долгие годы стал одним из самых популярных дезинфицирующих средств. Английский химик и парфюмер Джордж Уильям Септимус Пьесс (1820-1882) в своей книге «Искусство парфюмерии» приводит рецепт этого средства. «Нужно взять свежие верхушки зеленых побегов полыни обыкновенной, полыни римской, розмарина, шалфея, мяты и руты – каждого по три четверти унции. Добавить унцию цветов лаванды. Чеснока, корицы, гвоздики, аира и мускатного ореха – по одной дхарме каждого (дхарма – 3,88 грамма, унция – 31,1 грамм). Туда же половину унции камфоры, унцию спирта и 4 пинты уксуса (пинта – 0,56 литра)». Этот рецепт был включён в Кодекс Французской Фармакопеи под названием Антисептический уксус с 1748 года по 1884 год. Средство было настолько популярным, что его производили по всей Европе. Ввиду отсутствия серьёзных эпидемий, его производство постепенно прекратилось. Но каково было удивление, когда выяснилось, что в наше время во Франции «уксус четырёх воров» стал вновь популярен в наши дни. *** Очень хотелось бы закончить материал на этой лёгкой французской ноте. Но увы, это была бы уже больше французская история, а не русская. При чтении «Записок» Дашковой не покидает мысль, что же толкало княгиню идти в этот чумной госпиталь, да ещё и со своими детьми? А ответ прост. И он лежит на поверхности. Он кроется в самой натуре Дашковой – яркой, неравнодушной, деятельной. Где бы она ни была, всегда продолжала служить России и своей императрице. Именно поэтому она спешит отослать с первой оказией её величеству «план госпиталя, а также подробные сведения об управлении им», потому что знает, как эти сведения важны для Екатерины II: завоёванные императрицей территории близко соприкасаются с южными землями, где свирепствуют эпидемии. Ещё свежа была в памяти эпидемия чумы 1771-1772 годов в Москве. Возникший «чумной бунт» создал вакуум власти, и прежние карантинные меры были им сметены. Для борьбы с чумой и бунтовщиками был послан Григорий Орлов, вынужденный тогда превратить не только свой дом в карантинный госпиталь, но и создать с нуля десяток инфекционных больниц. Наличие плана госпиталя, порядок содержания и его администрирование, где всё продумано и предусмотрено, было очень важно и для Москвы, и для Петербурга. Дашкова присылает Екатерине II план, устройство и работу порта Террачино, считавшегося в то время самым лучшим и благоустроенным в Европе. Чертежи порта Террачино делает сын Дашковой – Павел Михайлович. И это тоже как нельзя кстати, потому что «в это время Потёмкин строил порты на Чёрном море и для него чертежи и все расчёты представляли огромную ценность, а для Екатерины II ознакомление с документами о порте Террачино было важно, чтобы читать отчёты Потёмкина о строительстве портов в Крыму со знанием дела». Материал подготовила экскурсовод И.А.Кучеренко. «Записки» Екатерины Романовны Дашковой // Русская мысль. № 4246. 19–25 ноября 1998. С. 18. https://zen.yandex.ru/media/historylesson/uksus-chetyreh-vorov-5f20efb6cb870d0ab345118a https://www.liveinternet.ru/users/3377564/post259189675/ https://rbook.me/book/16573221/read/page/49/ И.Воскресенская «Фаворитки у российского престола».
18.11.2020 в 10:30


Сотрудники музея "Нарвская застава" в юбилейный Путиловско-Обуховский год побывали в гостях у коллег - в Музее истории Обуховского завода. Благодарим за организацию нашего посещения Андрея Геннадьевича Бирюкова и за интереснейшую экскурсию - Елену Ивановну Графову. Музей замечательный, очень рекомендуем всем, кто ещё не был! Смотрите фотографии в нашем фотоальбоме "Музей истории Обуховского завода": https://vk.com/album-13399530_275985150
17.11.2020 в 10:03


ИЗ НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В ФОНДЫ МУЗЕЯ: СОЧИНЕНИЯ ЛОМОНОСОВА ИЗ БИБЛИОТЕКИ ПУТИЛОВА В нашем музее имеется интересное собрание редких книг XVIII –XIX вв., недавно оно пополнилось ещё одним изданием – это «Сочинения М.В. Ломоносова» 1850 г. Мало того, что само по себе издание интересно, но особого внимания заслуживает владельческий переплёт, указывающий на принадлежность книги. Как известно, книжный переплёт долгое время оставался ручным видом работы, его оформление заказывал владелец книги, именно поэтому он и называется «владельческим». На переплёте книги – надпись золотыми буквами «Из библиотеки Путилова». По нашим сведениям, книга происходит из библиотеки Николая Ивановича Путилова, выдающегося инженера и предпринимателя, чей 200-летной юбилей мы отмечаем в этом году. Содержание книги убеждает нас в том, что она не раз могла быть в руках Николая Ивановича. Это второй том из трёхтомного собрания сочинений Ломоносова, содержащий его научные труды. Из названий глав книги: «Основания Металлургии», «О пользе химии», «О рудных местах и жилах, и о прииске их», «О точности морского пути» и др. Книга содержит 15 рисунков - гравюр, среди них – интересные иллюстрации, посвящённые металлургии. Сама книга небольшого формата (17 на 11 см). Она вышла в серии «Полное собрание сочинений русских авторов», которая издавалась с 40-х годов XIX в. известным русским издателем и книгопродавцом Александром Филипповичем Смирдиным. Эта серия включала 70 книг 35-и русских авторов. Удивительно, как оказались похожи судьбы издателя книги А.Ф. Смирдина и её владельца Н.И. Путилова: оба эти человека, радеющие каждый за своё дело и не щадящие ни сил, ни средств на его развитие, в конце жизни были признаны несостоятельными должниками. И этот 2020 год для них обоих оказался юбилейным: 200 лет со дня рождения Н.И. Путилова и 225 лет со дня рождения А.Ф. Смирдина. Имя Смирдина вспоминается в истории русской литературы в связи с Пушкиным, Крыловым и другими русскими писателями, первым издателем многих сочинений которых он был. Широко известна гравюра «Новоселье у Смирдина» (1833), где в его новой лавке на Невском проспекте собрался весь цвет тогдашней русской литературы: на гравюре рядом с самим А.Ф. Смирдиным можно увидеть А.С. Пушкина, П.А. Вяземского, И.А. Крылова, А.А. Шаховского, Н.И. Греча и других литераторов, у которых этот издатель пользовался глубочайшим уважением. Он произвёл настоящую «революцию» в издании русских авторов, первым начав платить им постоянные гонорары, оценивая произведения не по объёму, а по достоинству. Например, Пушкину он платил за каждую строку стихов по «червонцу», Крылову за право издания его басен в количестве сорока тысяч экземпляров уплатил 40000 рублей (ассигнациями). Кроме того, Смирдин удешевлял издания для покупателя за счёт увеличения их тиражей. Поначалу его дела шли очень успешно, но затем пошатнулись, чему причиной были в том числе его необычная щедрость и бескорыстие. Именно тогда, чтобы как-то поправить свои дела, издатель затеял выпустить серию сочинений русских авторов в небольшом формате, напечатанных убористым шрифтом, чтобы продавать их по невысокой цене. Серия хорошо раскупалась, но вырученных средств на погашение долгов не хватило. Тем не менее, благодаря этой серии читатели во всей полноте смогли ознакомиться с произведениями многих русских авторов, в том числе М.В. Ломоносова. Известно, что Н.И. Путилова особо интересовали деятели российской истории и науки. По воспоминаниям князя Д.Д. Оболенского, в коллекции исторических портретов, собранной Н.И. Путиловым, были портреты «русских людей и деятелей, чем-либо себя проявивших или ознаменовавших свою жизнь чем-нибудь необыкновенным». По исследованиям научного сотрудника музея Н.В. Деконской, был в этом собрании картин и поясной портрет М.В. Ломоносова, которого Путилов очень уважал и ценил. Как и княгиня Дашкова, одним из первых дел которой в Академии наук было издание «Полного собрания сочинений Ломоносова» и написание его портрета для Конференц-зала академии (художник Л.С. Миропольский, 1787 г.). Интересно, что прижизненный портрет Ломоносова, ставший основой для всех последующих его портретов, был написан художником Г.Преннером по заказу дяди княгини Дашковой, канцлера М.И. Воронцова, который был покровителем учёного. Книга М.В. Ломоносова из библиотеки Путилова в экспозиции музея «Нарвская застава» объединит имена трёх выдающихся исторических деятелей – М.В. Ломоносова, княгини Е.Р. Дашковой и Н.И. Путилова. Материал подготовлен А.А. Жирковой Литература: Сочинения М.В. Ломоносова. Из серии: "Полное собрание сочинение русских авторов". Т. 2-й, содержащий научные труды Ломоносова, издание второе Александра Смирдина (из 3-х томного издания) - СПб.: Тип. А. Дмитриева, 1850г, 587 стр., 15 рисунков на отдельных листах Буркова Т.В. Дрюков Ю.Н. О судьбе портретной галереи Н.И. Путилова. СПб., 2015 С. 105-108 https://cyberleninka.ru/article/n/o-sudbe-portretnoy-galerei-nikolaya-ivanovicha-putilova А.Ф. Смирдин и его библиотека http://vvsmirdin.shpl.ru/smirdin.html
16.11.2020 в 21:42


16.11.2020 в 16:28


О нашем семинаре - круглом столе, посвящённом юбилею Н.И. Путилова, читайте на стр. 7.
15.11.2020 в 10:00


ОТКРЫТИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА 15 ноября 1955 года, ровно 65 лет назад, вступила в строй первая линия Ленинградского метрополитена от станции «Автово» до станции «Площадь Восстания» протяжённостью 10,8 км. Идея подземной железной дороги появилась в Петербурге ещё в начале ХIХ века. Первый серьёзный проект был предложен в 1889 году правлением Балтийской железной дороги. Линия метрополитена должна была соединить все городские вокзалы: Варшавский, Балтийский, Царскосельский (ныне Витебский), Московский и Финляндский. В последующие годы создавались новые проекты городской подземки. К 1917 году появились два проекта, по которым предусматривалось строительство и надземной дороги, и тоннелей, но они так и остались нереализованными. Вновь вопрос о проектировании метрополитена был поставлен в 1938 году по инициативе Председателя исполкома ленинградского городского совета А. Н. Косыгина. В 1941 году начались работы по строительству метро, которые были прерваны Великой Отечественной войной. После войны работы возобновились. В декабре 1954 года при исполкоме Ленсовета было образовано Управление Ленинградского метрополитена. В короткий срок метрополитену требовалось подготовить почти две тысячи специалистов различных профессий. Основу коллектива составили железнодорожники. 5 ноября 1955 года был подписан акт правительственной комиссии о сдаче в эксплуатацию первой очереди Ленинградского метрополитена. До официального открытия прокатиться в метро и полюбоваться убранством станций смогли передовики производства, комсомольские активисты, ветераны труда и другие заслуженные ленинградцы. 400 тысяч счастливых обладателей пригласительных билетов первыми оценили великолепие станций ленинградского метро. 14 ноября 1955 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Ленинградскому метрополитену было присвоено имя В. И. Ленина. 15 ноября 1955 года в полдень на станции «Площадь Восстания» прошёл торжественный митинг, после чего было открыто регулярное движение поездов по маршруту «Площадь Восстания» – «Автово». Из выступления начальника Управления метрополитена Ивана Сергеевича Новикова 15 ноября 1955 года, опубликованного в газете «Ленинградская правда»(№270): «По подземным путям пошли первые голубые экспрессы. Ленинградцы получили самый удобный, самый быстрый городской транспорт. Вступившая в строй первая очередь Ленинградского метрополитена связывает наиболее людные места и важные транспортные узлы. … Метрополитен - это не только превосходные здания вестибюлей, обогатившие архитектуру Ленинграда, замечательные подземные станции-дворцы, путевые тоннели и подвижной состав - это целый комплекс сложнейших инженерных сооружений и механизмов». Три станции первой линии Ленинградского метрополитена расположены в Кировском районе. «Автово» входит в список самых красивых станций метро мира. Тема оформления станции метро «Автово» — героическая оборона Ленинграда. Люстры, светильники, орнаменты решёток украшены лавровыми ветвями, золочёными мечами и другими эмблемами воинской доблести. В украшении подземного вестибюля станции метро «Кировский завод» присутствует индустриальная тематика. Над колоннами подземного зала станции укреплены барельефы, тема которых – мощь социалистической индустрии. Архитектурно-скульптурное оформление станции «Нарвская» посвящено трудовой славе советского народа. На 24 пилонах установлены 48 барельефов, они изображают представителей разных профессий. В 2011 году Советом по сохранению культурного наследия первые станции метро - «Автово», «Кировский завод», «Нарвская», «Балтийская», «Технологический институт», «Пушкинская» (была открыта 30 апреля 1956 года ), «Владимирская», «Площадь Восстания» - были внесены в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения. Материал подготовила Смирнова Е.Н. Источники: Шавель Ю. Метро Петербурга. 1955-2015. – СПб, 2015. metro.spb.ru
12.11.2020 в 22:33


В нашем музее проходят практику студенты, иногда его материалы используются для подготовки дипломных работ. Предлагаем познакомиться с радиопередачей об усадьбе Кирьяново и нашем музее, созданной этим летом в рамках подготовки дипломной работы Ларисой Горбуновой, студенткой  факультета журналистики ВШПМ СПбГУПТД.
11.11.2020 в 19:42


Друзья, представляем вашему вниманию статью об усадьбе Кирьяново. Вспомним историю замечательной усадьбы Петергофской дороги, в которой расположен наш музей.
10.11.2020 в 21:32


Благодарим за отзыв) ! Будем рады встрече вновь!
09.11.2020 в 11:15


Наш музей принял участие в программе «Свой Петербург» на телеканале «Россия – Культура». В этом выпуске писатель Андреей Кивинов, автор сценариев к знаменитым сериалам «Улицы разбитых фонарей» и «Убойная сила», замечательно рассказывает о Кировском районе, где он долгое время жил и работал. В качестве приглашенных экспертов - главный петербургский топонимист Алексей Ерофеев и научный сотрудник музея "Нарвская застава" Наталья Деконская. Смотрите на сайте телеканала: https://www.rtr.spb.ru/Programm/Programm_Video/news_detail_v.asp?id=8670
08.11.2020 в 10:00


ОТКРЫТИЕ МОСКОВСКО - НАРВСКОГО ДОМА КУЛЬТУРЫ 8 ноября 1927 года, к 10-летию Октябрьской революции, на площади Стачек в Московско-Нарвском районе Ленинграда был торжественно открыт первый в городе и стране Дом культуры. В тот праздничный день к горожанам, собравшимся в новом Доме культуры, обратился Сергей Миронович Киров: «Мы открываем Дом культуры, который явится примером не только для Ленинграда, но и для всего Советского Союза …». Московско-Нарвский Дом культуры был построен в новом для того времени стиле, конструктивизме, по проекту архитекторов А.И. Гегелло, А.И. Дмитриева, Д.Л. Кричевского и инженера В.Ф. Райляна. Архитектурные решения Дома культуры были проникнуты духом революционной романтики, утверждающей идеалы нового советского общества. В центральной части здания разместился зрительный зал. Места для зрителей начинались у самой сцены и, постепенно повышаясь, заполняли весь зал. Амфитеатральная планировка позволила средствами архитектуры передать идею сопричастности присутствующих в зале тому, что происходит на сцене, создать эффект их единства. К театральному залу с фойе и вестибюлем примыкали два боковых корпуса с помещениями для клубной работы, кинозал, библиотека, лекционный зал, залы для танцев, игр, отдыха, помещения для работы различных кружков. 8 июля 1929 года Московско-Нарвскому Дому культуры было присвоено имя А. М. Горького. На торжественном собрании, посвящённом этому событию, писатель Алексей Максимович Горький присутствовал лично. В 1931 году к центральному вестибюлю большого зала по проекту архитекторов А.И. Гегелло и Д.Л. Кричевского была сделана пристройка, где разместились билетные кассы. Архитектура этого Дворца получила и международное признание. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже один из авторов проекта, А.И. Гегелло, получил диплом «Гран-при». Дворец культуры работал и во время Великой Отечественной войны. Здесь располагался агитпункт, отделение Общества Красного Креста, шло формирование Кировской дивизии народного ополчения. Часть здания была занята под эвакогоспиталь. Бригады художественной самодеятельности Дворца выступали с концертами перед защитниками Ленинграда. В самую тяжёлую блокадную зиму 1941-1942 гг. работники Дворца культуры устроили для детей новогодний праздник. Почти всю войну работали библиотека, кинотеатр, некоторые кружки художественной самодеятельности. В течение многих десятилетий Дворец культуры имени А.М. Горького был одним из ведущих учреждений культуры Кировского района и города. До недавнего времени в стенах Дворца работали театральные и танцевальные кружки, кружки иностранных языков, школа раннего развития и др. На сцене театрального зала Дворца проходили гастрольные выступления, в том числе премьерные спектакли известных в городе и стране творческих коллективов, а также сольные концерты мастеров искусств. В настоящее время Дворец культуры имени А.М. Горького перешел в ведение правительства Ленинградской области и стал региональным Дворцом искусств. Об этом сообщили в пресс-службе областного правительства. Материал подготовила Смирнова Е.Н. Источники: А.Ф. Дубов. Новь рабочей заставы. – Л., 1981. И.И. Левитан. Площадь Стачек. – Л., 1987. Е.В. Первушина. Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы. – М., 2012. Нарвская застава от истоков до наших дней. Краткий очерк истории Кировского района СПб. – СПб, 2007.
07.11.2020 в 10:00


Путиловцы готовятся к вооруженному восстанию. Воспоминания Ф.А. Лемешева, хранящиеся в музейной коллекции. Коллекция музея «Нарвская застава», получившего в 1990 году статус государственного, начала формироваться на базе коллекции музея общественного, историко-революционного, собиравшейся с учетом революционной тематики. Поэтому одним из первых документов по истории революционных событий за Нарвской заставой, поступивших в фонды уже государственного музея, стали воспоминания Федора Андреевича Лемешева о том, как рабочие-путиловцы готовились к вооруженному восстанию, намеченному партией большевиков. Федор Лемешев (1891-1954) – большевик-партиец с 1914 года, работал слесарем на Путиловском заводе. Один из руководителей подпольного Нарвско-Петергофского райкома, в дни работы VI съезда РСДРП(б) за Нарвской заставой с группой рабочих-большевиков охранял заседания съезда. Занимался организацией и вооружением отрядов Красной гвардии. Вооруженное восстание, произошедшее в Петрограде 25 октября (7 ноября) 1917 года, привело к свержению Временного правительства. Огромную роль в захвате власти сыграла Красная гвардия – обученные военизированные отряды рабочих петроградских предприятий, в том числе Путиловского завода. Путиловцы всегда были передовым отрядом революционного движения, и в октябрьские дни активно участвовали в охране Смольного, в захвате вокзалов, мостов, Зимнего дворца. Тем интереснее личные воспоминания Ф.А. Лемешева, хранящиеся в фонде «Документы» коллекции нашего музея, где подробно рассказывается о том, как формировалась Красная гвардия из цеховых рабочих, как проверяли их «верность революции через заводские комитеты», как в августе-сентябре 1917 года путиловцы уже открыто обучались военному делу в Екатерингофском парке, как 25 октября отряд путиловских красногвардейцев занимал важнейшие правительственные учреждения. В книгах из музейной коллекции, посвященным октябрьским событиям за Нарвской заставой и в Петрограде, часто упоминается имя Ф.А. Лемешева. Опубликованы в них и документы, дополняющие воспоминания участников подготовки и осуществления вооруженного переворота, в том числе резолюции рабочих собраний, протоколы заседаний райкома и штаба Красной гвардии.
05.11.2020 в 19:22


Впервые сегодня наш сотрудник - Жиркова А.А., зам.директора по научной работе, выступала с лекцией на канале 78.ru
05.11.2020 в 10:30


По следам семинара, посвящённого 200-летию Н.И. Путилова 3 ноября 2020 г. в музее «Нарвская застава» в усадьбе княгини Дашковой прошёл семинар, посвящённый 200-летию со дня рождения Николая Ивановича Путилова. В семинаре приняли участие исследователи, занимающиеся изучением истории предприятий и деятельности исторических лиц, благодаря которым создавалась «промышленная карта» Петербурга. Прозвучали доклады и выступления сотрудников музея «Нарвская застава», Государственного музея политической истории России, Краеведческого музея г. Ломоносова, Музея истории и техники Кировского завода, Музея истории Обуховского завода, преподавателей и учащихся Промышленно-технологического колледжа имени Н.И. Путилова и других участников. Директор музея «Нарвская застава» Нина Александровна Дементьева отметила, что в музее уже много лет существует экспозиция, повествующая о деятельности Н.И. Путилова, об истории Кировского завода (бывшего Путиловского) и других промышленных предприятий Кировского района. А в будущем музей планирует создание нового экспозиционного раздела, посвящённого Путилову, ведь, как оказалось по последним исследованиям сотрудников музея, усадьба Дашковой в последней четверти XIX века принадлежала Николаю Ивановичу и его семье. Несмотря на камерный формат и строгие условия проведения мероприятия, обусловленные новыми санитарными правилами, семинар стал ярким и запоминающимся событием этого года: интереснейшие доклады, обмен мнениями с коллегами, ставшая уже традиционной культурная программа, включавшая экскурсию по усадьбе Кирьяново и прослушивание музыкальных произведений Е.Р. Дашковой, – всё это создало творческую и, одновременно, рабочую атмосферу. Участники семинара договорились о будущем взаимодействии и дальнейшем сотрудничестве в области изучения промышленной истории Петербурга. Из программы семинара (доклады и презентации): 1. «Путиловский» период в истории усадьбы Кирьяново // Деконская Наталья Вадимовна, СПб ГБУ «Музей «Нарвская застава», научный сотрудник; 2. Книга М.В. Ломоносова из библиотеки Путилова (из новых поступлений в фонды музея «Нарвская застава») // Жиркова Анастасия Александровна, СПб ГБУ «Музей «Нарвская застава», зам. директора по научной работе; 3. Двадцать лет на службе России. К созданию научной биографии Чарльза Гаскойна // Ушакова Валентина Михайловна, Государственный музей политической истории России, зав. отделом каталогизации, кандидат исторических наук; 4. С.К. Грейг и его инновации в российском флоте // Игнатенко Валерия Михайловна, СПб ГБУ «Краеведческий музей г. Ломоносова», научный сотрудник 5. Н.И. Путилов – «Человек ВПК» (Военно-промышленного комплекса) // Сосновская Светлана Леонидовна и её обучающиеся: Баев Роман, Иванихин Михаил, Монахов Илья, Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Промышленно-технологический колледж имени Н.И. Путилова»; 6. Обучение Путилова в Морском корпусе – начало великого пути // Павленко Ирина Владимировна её обучающиеся: Полянцев Александр, Егоров Сергей, Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Промышленно-технологический колледж имени Н.И. Путилова». Трансляцию семинара можно увидеть на нашей странице в Инстаграме: https://www.instagram.com/tv/CHH88CVCjit/?igshid=19whsd800neak
04.11.2020 в 15:30


8 ноября в 12:00 на телеканале «Россия – Культура» Наш научный сотрудник примет участие в программе «Свой Петербург» в качестве эксперта. Выпуск программы посвящён писателю Андрею Кивинову. Как оказалось, жизнь автора сценариев к знаменитым сериалам «Улицы разбитых фонарей» и «Убойная сила» тесно связана с Нарвской заставой, где он долгое время жил и работал. Смотрите в воскресенье 8 ноября в 12:00 на телеканале «Россия – Культура» и комментируйте на сайте телеканала: https://www.rtr.spb.ru/Programm/Programm_Video/news_detail.asp?id=8670
02.11.2020 в 23:19


Вот такой интересный отзыв оставили о нашем музее посетители)))
02.11.2020 в 10:00


Дорогие друзья! Продолжаем рубрику Музейные заметки. Предлагаем вашему вниманию видеосюжет о городовом. Приятного просмотра! #музейнарвскаязастава#петербург#городовой#видеорубрика#музейныезаметки#профессиипетербурга#кировскийрайон#муз
31.10.2020 в 21:00


Спасибо! 🤗
30.10.2020 в 14:00


28 октября, в преддверии Дня вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, в музее «Нарвская застава» принимали присягу молодые сотрудники Отдела вневедомственной охраны Кировского района. Надеемся, что знакомство с нашим музеем и экскурс в историю Кировского района станут хорошим началом службы, а день принятия присяги запомнится как событие яркое и торжественное!
30.10.2020 в 10:00


ГРАНД-ТУР КАК ЧАСТЬ ДВОРЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНЦЕ XVIII - НАЧАЛЕ XIX ВЕКОВ В далёком XVII веке молодые британские аристократы решили, что остров их, безусловно, большой, но необходимо расширять границы мира. И тогда вошли в моду «гранд-туры» (фр. grand tour - «большое путешествие»), в ходе которых молодые сыновья аристократов открывали культуру, традиции, историю сопредельных стран. Таким образом, «grand tour» как один из видов образования, целью которого было завершить процесс формирования молодого джентльмена, получил в Англии XVII - XVIII века широкое распространение. Этот обычай, существовавший со времен Ренессанса, закрепился, прежде всего, среди аристократических семейств. Подражать ему пытались и английские сквайры, состоятельные купцы и представители разбогатевшей буржуазии. ПУТЕШЕСТВИЕ - ВЕРШИНА ОБРАЗОВАНИЯ Известный общественный деятель XVIII века, составитель первого серьезного словаря английского языка Самюэль Джонсон по поводу поездок англичан в другие страны писал: "Любое путешествие имеет свои преимущества. Если вы попадёте в лучшую страну, вы сможете улучшить свою собственную, если в худшую – научитесь её ценить". В это же время появляется крылатое выражение: "Путешествие – вершина образования". Первое упоминание о "великом путешествии" как обязательном элементе образования встречается в 1670 году, в связи с выдачей специального королевского разрешения на такое турне. В 1749 году был опубликован путеводитель Томаса Наджента "Великое турне", после чего термин стал общеупотребительным. Маршрут путешествий, длившихся иногда по нескольку лет, обычно пролегал через Францию, Центральную Европу, Италию, изредка захватывая также Грецию, Испанию и Святые места. Вскоре мода на образовательные путешествия охватила всю Европу. Путешественники посещали Париж, Венецию, Флоренцию, Равенну, Пизу, Неаполь, Рим, где можно было познакомиться с шедеврами архитектуры, живописи и скульптуры времён античности, средневековья и Возрождения. Отличительную черту Нового времени в европейской истории удачно выразил Даниэль Рош: «Итальянцы вспомнили о том, что они - нация путешественников; немцы, для которых путешествие было семейной традицией, разъехались по всему континенту; англичане прокладывали маршруты своего grand tour всё дальше и дальше от дома; в дорогу пустились голландцы, швейцарцы, русские». ФЕНОМЕН ЕВРОПЕЙСКОГО ПУТЕШЕСТВИЯ В РУССКОЙ ДВОРЯНСКОЙ КУЛЬТУРЕ На протяжении всего XVIII века дворянская культура в России находилась под постоянным воздействием европейских культурных традиций. По мнению историка и исследователя М.С.Стефко, русская дворянская культура конца XVIII - первой четверти XIX века двигалась «от подражания зарубежным образцам к выработке собственных смыслов, обретающей своё лицо и своё место в европейской цивилизации». Поэтому традиция «большого путешествия» становится важной частью образования и для русских дворянских фамилий того времени. Особенно рост подобных вояжей увеличивается в 70-е годы с отменой в 1762 году обязательной дворянской службы. Например, при Екатерине II, в годы директорства И. И. Бецкого в Санкт-Петербургском кадетском корпусе, дети из бедных дворянских семей, по окончании заведения получившие медали, могли три года путешествовать за границей за казённый счет. В инструкции для таковых было записано: «всякое путешествие должно иметь предметом просвещение». Какие образовательные и воспитательные цели ставились в такого рода путешествиях? По какому принципу расставлялись приоритеты? Какой пользой и ценностью они обладали? Ответить на эти вопросы нам помогут просветительские идеи Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо, а также очерки и запискам самих путешественников. В своём трактате «Мысли о воспитании...» Дж.Локк соглашается с мнением о том, что путешествие «заканчивает формирование джентльмена» и «даёт (ему) большие преимущества». Они выражаются в «повышении умственного развития и обогащении практическим опытом благодаря наблюдению и общению с людьми, нравы, обычаи и образ жизни которых отличны между собою». В знаменитом «Эмиле» Ж.-Ж. Руссо в главе «О путешествиях» отмечает, что путешествовать можно из любопытства, т.е. «для обозрения стран», а можно путешествовать для того, чтобы «видеть народы». Второй род путешествий предполагает активную мыслительную работу и умение наблюдать. Следы влияния идей великих просветителей мы находим и на российской почве. Интересные рассуждения о путешествии встречаются на страницах сочинений и писем Екатерины Романовны Дашковой. Главной целью путешествия, вполне в духе эпохи Просвещения, она считает «совершенное воспитание». Ещё девочкой Дашкова мечтала о путешествиях. Рассказы иностранных послов, которых она встречала в доме своего дяди-канцлера, о жизни в Европе будоражили её воображение. Она хотела своими глазами увидеть достижения европейской культуры, познакомиться с писателями и философами, книги которых она запоем читала, почувствовать шумную общественную жизнь европейских государств. ДАШКОВА О ПУТЕШЕСТВИЯХ В своё первое путешествие по Европе Екатерина Романовна отправится в 26 лет (1769-1771). Она посетит Пруссию, Бельгию, Англию, Францию, Швейцарию. Княгиня познакомится и будет вести разговоры с лучшими мыслителями эпохи: Дидро и Вольтером. Они, в свою очередь, отметят знания и необычайный ум русской аристократки. Больше всего её поразит Англия, о чём она и напишет по возвращении в своём очерке «Путешествие одной российской знатной госпожи по некоторым английским провинциям» (1775): «Англия мне более других государств понравилась. Правление их, воспитание, обращение, публичная и приватная их жизнь, механика, строение и сады, все заимствует от устройства первого, и превосходит усильственные опыты других народов в подобных предприятиях. Любовь Агличан к Руским также должна была меня к ним привлечь». Второе путешествие будет более длительным и растянется на долгих 7 лет (1775 – 1782). Известная англоманка, Екатерина Романовна в очерке «Путешествующие» (1784) критикует тех, кто считает, «что Париж есть место единственное в целом свете, заключающее всех родов в себе совершенства» <…> думают — если кто видел Париж, тот уже обозрел всё на свете». И «приехав в Париж, вдаются только в забавы, пышности и щегольство, удаляясь совсем от полезного в изучении себя, касательно до правления, жития, мыслей обитателей, их обычаев, разных употреблений и нравов, дабы приобресть знание человеческого сердца, в чём вся нравственная наука состоит, для снискания которой надлежит стараться познавать самому людей, а не им отдавать себя на познание». Дашкова в этом очерке создаёт некий «кодекс путешественника» соблюдение правил которого сделает путешествие полезным. Она пишет, что путешественнику «надлежит гордость свою с чинами оставить дома». В противном случае он рискует ограничить круг своих собеседников, его наблюдения не будут полными. Дашкова советует начинать «рассмотрение и примечание свойств человеческих» с низших сословий и постепенно переходить к более привилегированным. «Не богатство делает знающим, прозорливым и искусным путешественником, но внимание и разум…»; также надо «отличать себя поступками, поведением и душевными дарованиями, а не нарядами, экипажами или богатством»; «на почтах, на постоялых дворах показывать как можно меньше пышности, а иногда и о ценах осведомляться». Не правда ли, эти замечания остаются актуальными и по сегодняшний день. Материал подготовила И.А.Кучеренко. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И САЙТЫ: Дашкова Е.Р. О смысле слова «воспитание». Дашкова Е.Р. Сочинения. Письма. Документы. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. https://runivers.ru/doc/d2.php?SECTION_ID=6776&CENTER_ELEMENT_ID=147300&PORTAL_ID=6776 Е. Р. Дашкова. Путешествующие. 1784 г. http://makarenko-museum.narod.ru/Classics/Locke/Locke_John_Thought_concerning_education.htm Джон Локк. Мысли о воспитании. https://cyberleninka.ru/article/n/ideya-i-praktika-obrazovatelnogo-puteshestviya-konets-xviii-nachalo-xix-vv
29.10.2020 в 09:56


Осень на Петергофской дороге. М. Ю. Лермонтов. Комментарии к событиям из жизни. Чего он ищет здесь? – спокойствия? – о нет! Он смотрит вдаль: тут лес пестреет, там Поля и степи, там встречает взгляд Опять дубраву или по кустам Рассеянные сосны. Мир, как сад, Цветет, надев могильный свой наряд: Поблекнувшие листья; жалок мир! В 1834 году М.Ю. Лермонтов покидает Московский университет, поступив в Петербург. Летом с одноклассниками школы кавалерийских юнкеров он едет по Петергофской дороге в летний лагерь. Добираться дотуда необходимо было 3 дня. Воспитанники останавливались на привалы, ночевали в постоялых дворах у дороги. Так, на одном из привалов, Лермонтов напишет поэму «Уланша», а затем, через 7 лет, поэму «Монго», посещая «Красный Кабачок» на перепутье дорог около нынешней реки Красненькой. Поэмы описывают действие, сцены; они фактически лишены настроения, лирики. Пейзаж очерчен отстранённо, он фон, на котором происходят действия, внимание уделено созданию общей картины, нежели переживанию лирического героя. «Приюты неги и прохлады — Вдоль по дороге в Петергоф, Мелькают в ряд из-за ограды Разнообразные фасады. И кровли мирные домов». Лермонтов здесь отказывается от демонстрации чувств, лирический герой отступает. Хотя первый приезд в Петербург для него время сложное, неоднозначное, оглядываться на него он будет потом. Ещё в Москве он полон воспоминаниями о Кавказе, но тут же он начинает встраиваться в жизнь светскую со свойственными ей формами поведения. В Петербурге же он ищет «бури». Посетив в первый раз море, Финский залив, он не найдёт, чего искал и утолит своё рвение в юношеской страсти, в стремлении к опасности. Мать Лермонтова умирает, когда ему было 3 года, отец оставляет его на воспитании бабушки. Ощущение утраты приходит к нему уже в молодом возрасте, он много болеет. Его отправляют лечиться на Кавказ, где он по-настоящему воспрянет духом; мать ему заменит широкая степь, а отца — далёкое небо, берёзы и сосны станут ему братьями. «Вы взлелеяли детство мое; Вы носили меня на своих одичалых хребтах, Облаками меня одевали, Вы к небу меня приучили, И я с той поры все мечтаю об вас да о небе». Его поглощает пейзаж, он становится его частью. Но в Петербурге, когда он был на втором году обучения, умрёт его отец, так поистине и не открывшийся юному Лермонтову. Его меланхолия усилится. Вначале он знакомится со светской жизнью, окружённой желаниями и влечениями, становится душой компании, купается в этом, позднее — его влечёт оружие, край обрыва, близость конца, остриё фехтовальной шпаги. Он совершенно уходит от внешнего, свобода переиначивается другим: порывами, телесной чувственностью, страстью и пылкостью. В какой-то момент он доходит до точки, его начинают тяготить сплетни, он прощается с Россией. «Сокроюсь от твоих пашей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей.» Обременённый теперь более тёмным, затяжным чувством «кровавого призрака былого», которого являет память, он едет обратно на Кавказ, его воспоминания сгущаются. «Умершей девицы очей охладевших Не должен мой взор увидать; Я б много припомнил минут пролетевших, А я не люблю вспоминать!» Но созерцание возвращается, его вновь поглощает природа. Он возвращается в Петербург, приходят прежние чувства. Радикализацией становится битва; сражение на реке Валерик. Он добьётся того, что хотел, но ему всё ещё мало, тут и произойдёт дуэль, его последняя игра. Всю жизнь он находится бок о бок с гибелью и увяданием, наряд осени для него похоронный. Не удивительно, что к нему приходит известность после стихотворения об ещё одной утрате — авторитета (Пушкина). Его запер город, не давая простора, а пора увядания стала средой и мотивом. Источники: Горбатенко С.Б. Петергофская дорога. Историко-архитектурный путеводитель. – СПб, 2013. Сугоняев Ю. М. Нарвская застава от истоков до наших дней. — СПб, Лениздат, 2007. Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений в 2 томах. — Ленинград, Советский писатель. Ленинградское отделение, 1989 Лермонтов М. Ю. Сочинения в двух томах — Москва, Правда, 1988. Материал подготовила Сухорукова А.Е. https://vk.com/album-13399530_275626426
28.10.2020 в 10:48


Самый известный портрет княгини Екатерины Романовны Дашковой Дорогие друзья, мы продолжаем серию постов о прижизненных портретах княгини Екатерины Романовны Дашковой (начало https://vk.com/narvzastava?w=wall-13399530_2872). Какой запомнилась Екатерина Романовна Дашкова своим современникам? Решительно ни на кого не похожей. Особенности внешности и черты характера княгини передают оценки многих известных деятелей XVIII столетия, в том числе иностранцев и дипломатов, среди которых -французский просветитель Дени Дидро. При этом её образ нашёл яркое выражение в портрете живописца Дмитрия Григорьевича Левицкого. Речь идёт об известном изображении княгини Е. Р. Дашковой, созданном плодовитым мастером в 1784 г. Изучением портретов княгини Дашковой, в том числе кисти Д.Г. Левицкого, много лет занимается Елена Игоревна Столбова, старший научный сотрудник, хранитель фонда живописи XVIII – первой половины XIX вв. Государственного Русского музея, исследователь, член Международного Дашковского общества. В своих статьях она отмечает, что подчас разные портреты княгини поразительно несхожи между собой, и в этом отразились превратности судьбы Екатерины Романовны: «Судьба Дашковой была полна самых невероятных поворотов, бросавших её от вершин монаршей милости в бездны опалы, от блеска европейских дворов и учёных бесед с энциклопедистами в глушь ссылки». Подлинный портрет княгини Е.Р. Дашковой работы Д.Г. Левицкого с подписью автора в настоящее время хранится в США, в Вашингтоне, в коллекции русского искусства музея «Хиллвуд». Он был у княгини почти до конца жизни и был подарен ею вместе с другими презентами и сувенирами английской подруге Марте Вильмот при её отъезде в Англию. Известно авторское повторение знаменитого шедевра русского портретиста, но уже без его подписи. Этот портрет находится в Москве, в частном собрании коллекционера, поэта и переводчика Сергея Васильевича Шервинского. Копию этого произведения авторства петербургской художницы М. В. Петровой-Маслаковой вы можете встретить в экспозиции нашего музея. На портрете Левицкого нашему взору предстаёт строгая женщина средних лет. Её открытый направленный взгляд, большие выразительные глаза, правильный овал лица, мягкая полуулыбка, выступающий подбородок, тонкие губы передают неколебимую волю и одновременно сосредоточенность. Облик княгини подчеркивает главная женская награда Российской Империи – орден святой Екатерины Большого Креста с девизом «За Любовь и Отечество» и статс-дамский портрет Екатерины II. Причём если образ княгини на английском портрете носит некоторые черты идеализации, то на московском она предстаёт настоящим государственным деятелем, ведь во время написания портрета она уже год как возглавляла Санкт-Петербургскую Академию наук, и чуть менее – Российскую Академию. Со знаменитого портрета Дашковой работы Левицкого делали копии и другие художники: известна гравюра И.С. Майра, а ещё один портрет этого типа хранится в Алупкинском дворце-музее. Он был когда-то в собрании племянника и наследника княгини, Михаила Семёновича Воронцова. На этом портрете сохраняется композиция Левицкого, но отличается лицо княгини: это «характерное лицо с колючим взглядом небольших глаз под тяжёлыми нависающими веками, упрямо сжатым ртом, решительным подбородком». Видимо, автор хорошо знал княгиню и дал её беспристрастную характеристику. Этот портрет кисти неизвестного художника хранился в семье княгини и не был широко известен. Раскрыв потомкам образ княгини Екатерины Романовны Дашковой, оставил яркий след в истории отечественной культуры и сам живописец Д. Г. Левицкий. Как же складывался творческий путь самого Дмитрия Григорьевича Левицкого? Родился он в 1735 году на Украине в семье священника Григория Кирилловича Носа, бывшим известным гравёром. Известно, что знакомиться с рисовальным делом будущий мастер начал в детстве. Считается, что важную роль в судьбе молодого человека сыграл известный петербургский художник А. П. Антропов, который приехал в Киев в 1752 году для росписи Андреевского собора. Впервые имя Левицкого получает известность на выставке в Академии художеств 1770 года, на которой он представил шесть искусно написанных портретов, а пик творчества, как считают искусствоведы, приходится на следующие два десятилетия. Превосходно владея всеми средствами построения портрета, Левицкий достиг гармоничного единства отображения характера личности, высоких устремлений своих современников и нашёл жизненно убедительную форму для их воплощения. Творчество Дмитрия Григорьевича Левицкого постоянно развивалось, изменялось, обогащалось. Стремление к раскрытию характера каждого человека, его развитых нравственных качеств постепенно сменяется усложнением показа индивидуальных психологических черт. Известное изображение княгини Е.Р. Дашковой как раз и стало прямым воплощением новых тенденций творчества Левицкого как подлинного мастера, способного передать внутреннее содержание многогранной личности своей эпохи. Материал подготовил Погост М.С. Литература: • Е.Р. Дашкова. Исследования и материалы. СПб, 1996// Е.И. Столбова. Портреты княгини Е.Р. Дашковой. С.158-174 1) А.М. Скворцов. Д.Г. Левицкий. 1735-1822. М. 1916 2) А.П. Валицкая. Дмитрий Григорьевич Левицкий. 1735-1822. Л. 1985 3) Дмитрий Григорьевич Левицкий. 1735-1822. ГРМ. Каталог временной выставки. Л. 1987 4) Елизавета Орлова. Дмитрий Григорьевич Левицкий. М. 2014

Главное

Прогноз погоды

Пасмурно

+2°..−1°

Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю