Государственный музей "Нарвская застава" с 1972 по 1990 годы был народным музеем историко-революционного содержания. С июля 1990 г. является государственным учреждением историко-краеведческого направления. Музей является историческим памятником федерального значения и стоит на учете в КГИОП г. Санкт-Петербурга. На фасаде здания установлена мемориальная доска, которая гласит: "В этом доме 30 июля (12 августа) 1917 года происходило заседание VI съезда РСДРП (большевиков), нацелившего партию на вооруженное восстание".
В основе показа экспозиции лежит история дороги вдоль юго-западного берега Финского залива, начиная с VIII века по настоящее время. В период средневековья дорога вдоль юго-запада Финского залива была частью торгового пути "из варяг в греки". В эпоху создания Санкт-Петербурга по указу Петра I побережье было поделено на участки с целью строительства дворцов и усадеб вдоль залива для знати и вельмож. Побережье стало дачным аристократическим предместьем столицы. Дорога получает название Петергофской. В эпоху царствования Екатерины II было создано около 100 дворцов и усадеб. Со второй половины XIX века на юго-западе Финского залива, в Нарвской части Санкт-Петербурга, бурно развивался капитализм. Экспозиция музея рассказывает о предпринимателях, о купцах, о жизни рабочих за Нарвской заставой, о ярких революционных событиях. Значительный раздел посвящен жизни людей за Нарвской заставой в первые годы Советской власти. С 1934 года эта территория становится Кировским районом. В экспозиции представлены материалы о героической обороне Ленинграда в годы блокады, когда Кировский район был фронтом. Музей рассказывает о знатных людях, Героях Социалистического труда эпохи советской власти, а также представляет материалы о современной жизни Кировского района.
ЯБЛОЧНЫЙ МАРШРУТ
Маршрут пройдет через Елагиноостровский дворец-музей, Санкт-Петербургский музей хлеба и Центральный музей почвоведения имени В. В. Докучаева...
Проект ориентирован на детей от нуля до пяти лет.
Программу мероприятий разработала команда Центра "Арт-паркИНГ". Согласно задумке, дети смогут посетить...
Даже если Вы опытный музейный путешественник, уверяем Вас, что в Петербурге наверняка найдется музей, где Вы еще не были. Ведь кроме широко известных городских...
Краеведческий музей Нарвская застава: отзывы посетителей
Любят гостей и с радушием принимают. спокойный дизайн с интересными деталями в интерьерепешком прошлась 10 минут до здания музеяУникальная возможность знать свой город
Ночь музеев 18.05.2019г. прошла чудесно! Музей "Нарвская застава"на ул. И.Черных, 23 замечательный. Все сотрудники очень любезны ,спасибо за вашу работу. Экскурсовод Мария Александровна впечатлила, благодарю.
Музей создан с целью развития историко-краеведческого направления в Кировском районе Санкт-Петербурга. И это очень здорово, что гости и местные жители могуть узнать интереснейшие факты о своем городе
Музей на Стачек, что про Дашкову, интересен обстановкой. Понравилась маленькая комната с мебелью. Плохо, что вещей самой Дашковой нет. А так всё понравилось, фильм посмотрел. Про второй музей рассказали. Там машинки швейные, самовар, комната как из СССР. Фильм смотреть не стал - и он на 20 минут. Всё понравилось.
Я по образованию историк. Обычно меня спрашивают, как период истории я люблю больше всего. Как-то так складывается, что по нутру мне больше всего история нашего края. Безусловно, очень интересны события всего мира. Но душа у меня откликается, когда речь заходит о нашем крае) С большим удовольствием посетила этот музей. Очень многие факты я, конечно, знала. Но всё-таки удалось меня удивить ребятам) Те, кто проводил экскурсию, мне понравились. Живо преподносили информацию. Экспозиции замечательные. Рекомендую посмотреть, точно не пожалеете)
Мне очень нравятся музеи, которые посвящены истории края. К таким музеям относится "Нарвская застава". Я узнала много интересной информации, о которой в книжках точно не узнаешь. Круто рассказано о дорогах, которые строились при царях, о различных предпринимателях, которые начинали свой путь. Можно узнать про обычный рабочий класс — как жили, что интересовало, как выстраивались взаимоотношения с хозяевами мануфактур. Всё представлено живо, наглядно. Экспозиции правда воссоздают быт, погружают в атмосферу. Могу только порекомендовать музей)
200 лет назад, 1 мая 1824 года, открылся после реконструкции парк Екатерингоф, ставший первым общественным парком Петербурга, в котором весь город собирался на знаменитые екатерингофские первомайские гулянья.
Традиция гуляний в Екатерингофе идёт ещё от Петра I, который учредил их в честь первой морской победы России над шведами, произошедшей в устье Невы в ночь с 6 на 7 мая 1703 года. Екатерингоф был основан в 1711 г. в честь этой морской виктории и подарен супруге Петра Екатерине Алексеевне. Но к XIX веку Екатерингофский парк постепенно пришел в запустение.
В 1823 году по инициативе петербургского генерал-губернатора графа М.А. Милорадовича началось переустройство заброшенного парка. Провести полную реконструкцию екатерингофского ансамбля было поручено архитектору Монферрану, построившему там Вокзал, Львиный павильон, Ферму и другие сооружения.
Открытию обновлённого парка была посвящена «Ода на майское гулянье в Екатерингофе 1824 года» графа Дмитрия Ивановича Хвостова. Вот строки из неё:
Качели, кегли, панорамы,
И с куполом высокий дом,
Сквозные входы все кругом,
Там горы, карусель – и дамы,
Известный объезжая круг,
Взять могут приз, иль много вдруг.
Здесь право сами игры, смехи
Для нас изобрели утехи.
«Целый Петербург как будто хотел перейти в Екатерингоф и наполнить блеском своим каждый уголок в сем прелестном месте, все окрестности оного и все дороги, к нему прилегающие», – писали современники. Парк был общедоступным: "лески и рощицы наполнялись гуляющими всех возрастов и состояний". Но осенью парк пострадал от крупнейшего в истории города наводнения, тем не менее, к празднованию 1 мая 1825 года все его последствия были ликвидированы.
В 1829 году парк был официально передан из дворцового ведомства в управление петербургского градоначальника, тогда он и стал первым общественным парком северной столицы.
На каретах, верхом, пешком, на шлюпках, небольших пароходах–пироскафах, а также на новом виде общественного транспорта – омнибусах (открытых вагончиках, перевозившихся лошадьми или машинами на паровой тяге), нарядная петербургская публика направлялась в Екатерингоф. Интересно, что при подъезде к парку собирались настоящие «пробки» из карет и экипажей, а домовладельцы сдавали свои окна и балконы, выходящие в сад, желающим не участвовать, а только посмотреть на екатерингофское гулянье. В самом парке разбивались нарядные палатки и устраивались кавалькады.
Непременной частью таких гуляний было катание на шлюпках, катерах, с музыкой и пением. Во время гуляний играли духовые оркестры гвардейских полков, пели военные хоры, а также русские и цыганские хоры, иностранные вокальные ансамбли. Во время гуляний катались с деревянных гор, публику привлекали полёты на воздушном шаре. В этот день после долгой зимы открывался Вокзал, в круглом зале которого давались представления. О предстоящих торжествах сообщали заранее в программах, расклеенных по городу. К началу гуляний в Екатерингофе обычно выполнялись ремонтные работы.
Особенно привлекало петербуржцев в Екатерингофский парк то, что в нём позволялось делать как минимум три вещи, не разрешённые в других городских общественных садах: курить, сидеть на траве и дамам находиться без шляпок. В 1840-е годы Екатерингоф был местом, куда по праздничным и воскресным дням приезжали купеческие семьи, не имевшие дачи. По приезде они ставили самовар, располагались на ковре, ели и пили.
Постепенно вокруг бывшей царской усадьбы появлялись промышленные предприятия, в парк часто приходили фабричные и заводские рабочие. В конце XIX в. в первомайском Екатерингофе «на открытых эстрадах фабричные, парни и девицы, водят хороводы, составляют хоры песенников и песенниц…»
В начале XX века вновь заговорили о Екатерингофе. В 1903 г. отмечалось 200-летие основания Петербурга. В парке состоялось праздничное гулянье, но постепенно с запустением парка прекращается и общегородская традиция екатерингофских гуляний.
Литература.
Н.И. Баторевич. Екатерингоф. История дворцово-паркового ансамбля. СПб., 2006
Н.И. Баторевич, Т.Д. Кожицева. Екатерингоф. Царице в честь. Царю для славы. СПб., 2020
В. Ходанович Екатерингоф. От императорской резиденции до рабочей окраины. М., 2013
27.04.2024 в 10:09
Спасибо за отзыв! Мы всегда рады сотрудничеству!
27.04.2024 в 09:38
❗НОВАЯ ВЫСТАВКА❗ "От «Путиловца» – к «Кировцу»"
К 100-летию выпуска первого советского трактора
«Фордзон-Путиловец» 🚜
В апреле 1924 года на заводе «Красный Путиловец» был собран первый советский трактор – «Фордзон-Путиловец». С него началась история российского тракторостроения.
В 1930-е годы на смену «Фордзону-Путиловцу» пришли новые труженики полей – «Универсалы», а в 1962 году на Кировском заводе началось производство настоящих богатырей – знаменитых тяжёлых тракторов «Кировец» К-700.
На выставке представлены модели и фотографии тракторов от первопроходцев «Фордзона» и «Универсала» до новейших «Кировцев», выпускающихся в наши дни.
В выставке участвуют модели тракторов, предоставленные Музеем Оранэлы.
Ждем вас по адресу: ул. Ивана Черных, 23
Тел. для справок 8(812) 300-83-29, 8 904-605-22-06
26.04.2024 в 12:41
ТРАКТОР – ЛЕГЕНДА: «ФОРДЗОНУ-ПУТИЛОВЦУ» – 100 ЛЕТ!
В апреле 1924 г. в автомобильной мастерской завода «Красный Путиловец» был собран первый советский трактор. За основу его конструкции путиловские инженеры взяли популярный в то время – лёгкий, подвижный и недорогой американский «Фордзон». Американца разобрали до последнего винтика, обмерили, изготовили чертежи, подобрали материалы и усовершенствовали технологию производства.
1 мая 1924 г. два новеньких «Фордзона-Путиловца» приняли участие в праздничной демонстрации на Дворцовой площади (в то время пл. Урицкого).
Из книги «История Кировского завода. 1917-1945»:
«В канун Первомая два трактора были окончательно собраны и выкрашены светло-серой краской… На радиаторах белилами вывели «№ 1» и «№ 2».
Это были первые, поистине «золотые» тракторы, каждая деталька которых потребовала огромной работы. И не без гордости их назвали по-своему – «ФП». Сборщики, любуясь стальными конями, шутили:
– Не подведите, Фёдоры Петровичи!…»
1 октября 1924 г. началось серийное производство «Фордзона-Путиловца». А в 1926 г. в память о выпуске первого трактора была названа новая улица Нарвской заставы – Тракторная.
«Фордзон-Путиловец» выпускался недолго, в 1932 г. он был снят с производства, однако именно этот колёсный богатырь, работавший на керосине, стал символом эпохи и часто изображался на плакатах, открытках и почтовых марках.
К столетию первого советского трактора в музее «Нарвская застава» подготовлена выставка «От «Путиловца» – к «Кировцу»».
На выставке можно познакомиться с моделью и редкими фотографиями легендарного трактора, а также с изображениями и моделями правнуков «Фёдора Петровича» – знаменитых «Кировцев», выпускающихся на Кировском заводе и по сей день.
В выставке участвуют модели тракторов, предоставленные Музеем Оранэлы.
Ждём вас по адресу: ул. Ивана Черных, 23.
Комментарии посетителей (5)