Наш сайт использует файлы «cookie» и системы аналитики для персонализации сервисов и повышения удобства пользования веб-сайтом. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование.

18+

Краеведческий музей Нарвская застава - выставки

8713

Страница создана 08.05.2008 и обновлена 16.04.2020

Повысить аудиторию места
+7 (812) 252-13-41
Россия Санкт-Петербург ул. Ивана Черных, д. 23
Адрес Санкт-Петербург, ул. Ивана Черных, д. 23
Район Кировский район (Санкт-Петербург)
Метро Нарвская (451 м построить маршрут до метро), Балтийская (1.1 км пройти от метро)
Телефон +7 (812) 252-XX-XX показать
Сайт
Год открытия 1972
Работает пн-чт, сб: с 10:00 до 17:00; пт: с 10:00 до 16:00
Цена входа, будние дни, выходные 150
дошкольникам бесплатно
пенсионерам, студентам, школьникам 100
иностранцам 200
Критерии Краеведческие музеи, Исторические музеи, Государственные музеи
Дата открытия на сайте: 08.05.2008, последнее изменение 16 апреля 2020 г.
Пожаловаться ПожаловатьсяВнести правки
 

Государственный музей "Нарвская застава" с 1972 по 1990 годы был народным музеем историко-революционного содержания. С июля 1990 г. является государственным учреждением историко-краеведческого направления. Музей является историческим памятником федерального значения и стоит на учете в КГИОП г. Санкт-Петербурга. На фасаде здания установлена мемориальная доска, которая гласит: "В этом доме 30 июля (12 августа) 1917 года происходило заседание VI съезда РСДРП (большевиков), нацелившего партию на вооруженное восстание".

В основе показа экспозиции лежит история дороги вдоль юго-западного берега Финского залива, начиная с VIII века по настоящее время. В период средневековья дорога вдоль юго-запада Финского залива была частью торгового пути "из варяг в греки". В эпоху создания Санкт-Петербурга по указу Петра I побережье было поделено на участки с целью строительства дворцов и усадеб вдоль залива для знати и вельмож. Побережье стало дачным аристократическим предместьем столицы. Дорога получает название Петергофской. В эпоху царствования Екатерины II было создано около 100 дворцов и усадеб. Со второй половины XIX века на юго-западе Финского залива, в Нарвской части Санкт-Петербурга, бурно развивался капитализм. Экспозиция музея рассказывает о предпринимателях, о купцах, о жизни рабочих за Нарвской заставой, о ярких революционных событиях. Значительный раздел посвящен жизни людей за Нарвской заставой в первые годы Советской власти. С 1934 года эта территория становится Кировским районом. В экспозиции представлены материалы о героической обороне Ленинграда в годы блокады, когда Кировский район был фронтом. Музей рассказывает о знатных людях, Героях Социалистического труда эпохи советской власти, а также представляет материалы о современной жизни Кировского района.

Читать полностьюНашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это. Виртуальные 3D туры по любому заведению на Google и Яндекс картах. Заказать


 

Как добраться

Маршрут
Места поблизости
Музей истории Санкт-Петербургского государственного технологического университета растительных полимеров Музей истории Санкт-Петербургского государственного технологического университета растительных полимеровНарвские Триумфальные воротаМузей-памятник Нарвские Триумфальные воротаМузей железных дорог России Музей железных дорог РоссииМузей истории подводного флота Музей истории подводного флотаМузей истории ФБУ Тест – С.-Петербург Музей истории ФБУ Тест – С.-Петербург
Музей истории государственных бумаг России Музей истории государственных бумаг РоссииМузей истории ФГУП Адмиралтейские верфи Музей истории ФГУП Адмиралтейские верфиЦМРТ Нарвский на Ивана Черных ЦМРТ Нарвский на Ивана Черных
Рекомендованы для посещения Петербургом2
ЦентрСобытий на ЗаставскойПлощадка для мероприятий ЦентрСобытий на ЗаставскойЦентрСобытий на ПетроградскойПлощадка для мероприятий ЦентрСобытий на ПетроградскойШишки на ЛампушкеБаза отдыха Шишки на ЛампушкеГосударственный Эрмитаж Государственный Эрмитаж

Упоминается в статьях и новостях Петербурга2
Краеведческий музей Нарвская застава: отзывы посетителей
Общая оценка  8.70
Оставить отзыв   
30 марта 2019 г. 17:33 9
Любят гостей и с радушием принимают. спокойный дизайн с интересными деталями в интерьерепешком прошлась 10 минут до здания музеяУникальная возможность знать свой город
21 ноября 2018 г. 14:19 10
фильм показали. на вопросы все ответили.

Комментарии посетителей (5)

Владимир Сергеевичк событию Ночь музеев 2019 в музее "Нарвская застава"19 мая 2019 г. 23:09
Ночь музеев 18.05.2019г. прошла чудесно! Музей "Нарвская застава"на ул. И.Черных, 23 замечательный. Все сотрудники очень любезны ,спасибо за вашу работу. Экскурсовод Мария Александровна впечатлила, благодарю.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Нина30 марта 2019 г. 17:30
Музей создан с целью развития историко-краеведческого направления в Кировском районе Санкт-Петербурга. И это очень здорово, что гости и местные жители могуть узнать интереснейшие факты о своем городе
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Виктор21 ноября 2018 г. 13:36
Музей на Стачек, что про Дашкову, интересен обстановкой. Понравилась маленькая комната с мебелью. Плохо, что вещей самой Дашковой нет. А так всё понравилось, фильм посмотрел. Про второй музей рассказали. Там машинки швейные, самовар, комната как из СССР. Фильм смотреть не стал - и он на 20 минут. Всё понравилось.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Лера13 апреля 2018 г. 1:25
Я по образованию историк. Обычно меня спрашивают, как период истории я люблю больше всего. Как-то так складывается, что по нутру мне больше всего история нашего края. Безусловно, очень интересны события всего мира. Но душа у меня откликается, когда речь заходит о нашем крае) С большим удовольствием посетила этот музей. Очень многие факты я, конечно, знала. Но всё-таки удалось меня удивить ребятам) Те, кто проводил экскурсию, мне понравились. Живо преподносили информацию. Экспозиции замечательные. Рекомендую посмотреть, точно не пожалеете)
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Ольга13 апреля 2018 г. 1:18
Мне очень нравятся музеи, которые посвящены истории края. К таким музеям относится "Нарвская застава". Я узнала много интересной информации, о которой в книжках точно не узнаешь. Круто рассказано о дорогах, которые строились при царях, о различных предпринимателях, которые начинали свой путь. Можно узнать про обычный рабочий класс — как жили, что интересовало, как выстраивались взаимоотношения с хозяевами мануфактур. Всё представлено живо, наглядно. Экспозиции правда воссоздают быт, погружают в атмосферу. Могу только порекомендовать музей)
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 
Вы - представитель заведения?
Получите больше клиентов с Peterburg2
Продвинуть

Прошедшие события, Застава Нарвская

Официальная группа Вконтакте
Музей "Нарвская застава"

вчера в 14:30


Дорогие друзья! Мы работаем! Каждый третий четверг в месяц, можно бесплатно посетить музей пенсионерам и лицам не достигшим 18 лет! В целях противодействия распространению коронавирусной инфекции посетители будут допускаться в музей только при наличии масок и перчаток. Количество посетителей, одновременно находящихся в экспозиционных залах, будет ограничено до 5 человек, с учетом соблюдения социальной дистанции в 1,5 - 2 метра. Приглашаем завтра в музей по адресу: пр.Стачек, дом 45, правое крыло. Музейная площадка по адресу: ул.И.Черных, дом 23 закрыта на ремонт. Тел. 8(812) 300-83-29, 8981 829 90 95
вчера в 11:53


Дорогие друзья! Предлагаем вашему вниманию видеосюжет о популярном транспортном средстве - ВЕЛОСИПЕДЕ! 🚲 Приятного просмотра и интересных велопрогулок! 🚴‍♂
14.07.2020 в 10:00


К 277-ЛЕТИЮ Г.Р. ДЕРЖАВИНА. Княгиня Дашкова и Державин Княгиня Е.Р. Дашкова и Г.Р. Державин были сверстниками. Они оба родились в 1743 году с разницей всего в 3,5 месяца. Оба они рано потеряли одного из родителей, оба большую часть жизни служили императрице Екатерине II, оба написали автобиографические "Записки". Дашкова скончалась в 1810 г., а Державин в 1816. Отношения их были интересными и довольно непростыми, так как оба – очень яркие личности. Предлагаем узнать некоторые эпизоды взаимоотношений двух выдающихся людей. В день дворцового переворота 28 июня 1762 г. Дашковой и Державину было по 19 лет, но если юная княгиня была его активной участницей, близкой к императрице, то Державин, в то время простой солдат Преображенского полка, по некоторым сведениям, стоял на часах в Петергофском дворце. В день переворота во главе преданных полков императрица Екатерина Алексеевна проследовала из Петербурга в Петергоф. В этом знаменитом походе Дашкова и Державин были облачены в одинаковые тёмно-зелёные мундиры преображенцев – как известно, на княгине был мундир подпоручика Преображенского полка Михаила Пушкина, дальнего родственника поэта А.С. Пушкина. В сентябре 1762 г. и Дашкова, и Державин были на коронации Екатерины II в Москве, но если Дашкова получила звание статс-дамы, то Державин оставался ещё нижним чином – мушкетёром, пехотинцем. Свой первый офицерский чин гвардейского прапорщика Державин получил только в 1772 г., на 29-м году от рождения. После участия в усмирении Пугачёва Гавриил Романович получил чин лейб-гвардии поручика и был выпущен в статскую службу. На службе в одном из департаментов Сената Державин познакомился с Осипом Петровичем Козодавлевым, который состоял советником при директоре Академии наук княгине Е.Р. Дашковой и ведал изданием академического журнала «Собеседник любителей российского слова». В первом номере «Собеседника» была впервые опубликована знаменитая ода Г.Р. Державина «Фелица». История этой публикации описывается весьма различно, но во всех случаях с упоминанием имени Екатерины Романовны Дашковой. Написанная в 1782 г. ода «Фелица» содержала открытые насмешки над современными Державину всесильными вельможами. По этой причине автор не торопился предать её огласке, предпочитая держать оду в тайне. Однажды Козодавлев увидел у Державина рукопись «Фелицы» и упросил показать всё произведение. Клянясь сохранить тайну, он переписал оду для некой любительницы поэзии. Вечером рукопись была возвращена, но уже через два дня её читали у Шувалова при гостях, когда там была и княгиня Дашкова, которая, по некоторым сведениям, сказала: «Вот драгоценная находка для первого номера нового журнала». По другим сведениям, Козодавлев тайком от автора сразу же передал «Фелицу» Дашковой, а та включила её в первый номер журнала, напечатав на первых страницах. Вероятно, княгиня была уверена в доброжелательном восприятии оды императрицей, так и случилось, несмотря на опасения самого автора. Ведь, высмеивая излишества екатерининских придворных, он противопоставлял их скромности и умеренности «киргиз-кайсацкой царицы Фелицы» — то есть самой Екатерины. На обеде у своего начальника, князя Вяземского, Державин получил пакет от императрицы с надписью: «Из Оренбурга от Киргизской Царевны мурзе Державину». Пакет содержал осыпанную бриллиантами золотую табакерку и 500 червонцев. С «Фелицы» началась карьера Державина. В том же 1783 г. он стал членом Российской Академии. Для толкового словаря, над которым работала академия, поэт собирал слова на букву «Т». В 1784 г. он был пожалован чином действительного статского советника и назначен олонецким губернатором. Будучи уже тамбовским губернатором, Державин написал стихотворение «На смерть графини Румянцевой», в котором он обращался к княгине Дашковой. Незадолго до этого княгиня узнала, что её сын Павел Михайлович тайно женился на неродовитой Анне Семёновне Алфёровой. Екатерина Романовна, узнавшая о свадьбе сына от посторонних людей, очень тяжело восприняла это известие и не желала признавать семью сына. Вот некоторые строки стихов Державина, обращённых к княгине: «…Подобно и тебе крушиться Не должно, Дашкова, всегда, Готово ль Солнце в бездну скрыться Иль паки утру быть чреда; Ты жизнь свою в тоске проводишь, По англицким своим коврам, Уединясь, в смущенье ходишь И волю течь даёшь слезам...» Державину также принадлежат стихи «К портрету княгини Дашковой», во время её директорства в Академии наук. Конечно, в отношениях этих выдающихся людей не всё было гладко, были у них и ссоры, известно высказывание Державина о характере княгини, как о «вспыльчивом или, лучше, сумасшедшем». Но журнал «Собеседник любителей российского слова» напоминает о покровительстве, которое оказывала княгиня поэту в начале его писательской деятельности, ведь в этом журнале печатались многие из лучших произведений Державина, такие как «Фелица», «Благодарность Фелице», «На смерть князя Мещерского», «Бог». В нашем музее хранятся некоторые номера этого журнала, учреждённого по инициативе княгини Дашковой. Источники: В.Н. Алексеев. Княгиня Е.Р. Дашкова и Г.Р. Державин: история взаимоотношений//Е.Р. Дашкова и А.С. Пушкин в истории России. М.: МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2000. С. 13-19 А.И. Воронцов-Дашков. Екатерина Дашкова. Жизнь во власти и в опале. М.: Молодая гвардия, 2010 Материал подготовлен А.А. Жирковой
13.07.2020 в 10:30


МУЗЫКАЛЬНЫЕ АДРЕСА ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ: БРАТЬЯ ВИЕЛЬГОРСКИЕ Бывало… Бывало, - Как все утешало, Как все привлекало, Как все забавляло, Как все восхищало! Бывало… Бывало! (Романс «Бывало». Слова И. Мятлева, музыка М. Виельгорского). Продолжаем наш рассказ о графах Михаиле и Матвее Виельгорских, их знаменитом на весь Петербург литературно-музыкальном салоне на Михайловской площади и имении «Павлино», которое находилось на восемнадцатой версте Приморской дороги, на месте современных домов, расположенных по адресу Петергофское шоссе д. 76, корп. 7 и 9. Деятельность братьев Виельгорских – явление уникальное в музыкальной культуре 19 века. Это были настоящие «новые русские графы»: сибариты, меценаты, покровители изящных искусств. Они были сыновьями польского посланника при дворе Екатерины II Юрия Михайловича Виельгорского, на русской службе имевшего чин действительного тайного советника, и графини Софьи Дмитриевны Матюшкиной, фрейлины Её величества. Гостиная в доме Виельгорских отличалась от всеобщей пустоты столичных салонов. Здесь Державин беседовал с Капнистом, звучала новая французская поэзия, исполнялась музыка Гайдна, Моцарта и Бортнянского. Юрий Михайлович Виельгорский сам был отличным музыкантом и одним из соучредителей Петербургского филармонического общества. К тому же автором нескольких пьес. В обществе был известен его трактат «О воспитании российского дворянского юношества». Пятеро детей самого графа вместе со взрослыми участвовали в домашних спектаклях и концертах. У старшего Михаила уже в детские годы проявились незаурядные музыкальные способности: он неплохо играл на скрипке, пытался сочинять. В домашних квартетных вечерах партию первой скрипки исполнял отец, альта — Михаил, а партию виолончели — его младший брат Матвей, ставший впоследствии выдающимся музыкантом-исполнителем. В 1804 году Юрий Михайлович Виельгорский отправляется с сыновьями в Европу. Там он хотел дать братьям лучшее европейское образование. В Риге Виельгорские участвуют в музыкальных вечерах и учатся игре на органе. В Вене слушают Людвига ван Бетховена. Михаил присутствовал на первом представлении «Пасторальной симфонии» и аплодировал так, что Бетховен юношу заметил и поклонился ему. "Маленький храм изящных искусств"- так назвал дом Виельгорских на Михайловской площади замечательный французский композитор Гектор Берлиоз, не раз бывавший в нём. В деятельности салона Виельгорских органично сочетались характерные для середины 19 века течения – благотворительное и музыкально-просветительское. В.А. Соллогуб вспоминает: «Приёмы Виельгорских имели совершенно другой отпечаток; у них редко танцевали, но почти каждую неделю на половине самого графа, то есть в его отдельном помещении, устраивались концерты, в которых принимали участие все находившиеся в то время в Петербурге знаменитости. Граф Михаил Юрьевич Виельгорский был одним из первых и самых любимых русских меценатов; всё этому в нём способствовало: большое состояние, огромные связи, высокое, так сказать, совершенно выходящее из ряда общего положение, которое он занимал при дворе, тонкое понимание искусства, наконец, его блестящее и вместе с тем очень серьёзное образование и самый добрый и простой нрав <...>. У графа же Михаила Юрьевича раза два, три в неделю собирались не только известные писатели, музыканты и живописцы, но также и актёры, и начинающие карьеру газетчики (что в те времена было нелёгкой задачей), и даже просто всякого рода неизвестные людишки, которыми Виельгорский как истый барин никогда не брезговал». Одним из таких оказался некий майор Батурин, которому приснился в 1812 году странный сон: он видит себя на Сенатской площади у памятника Петру I, лицо Петра медленно сворачивается; всадник спускается со скалы и скачет по петербургским улицам, слышен топот меди по мостовой; въезжает на Каменном острове в царский дворец, ему навстречу выходит Александр I, и всадник предсказывает ему, что, пока памятник его на месте, Петербургу нечего опасаться за свою судьбу. Этот анекдот, послуживший мотивом для создания поэмы «Медный всадник» рассказал Пушкину Михаил Виельгорский. Михаил Юрьевич был консультантом Пушкина и по музыкальным вопросам. Из письма Пушкина Вяземскому в сентябре 1825: «Посылаю тебе дикий напев подлинника (песни «режь меня»). Покажи это Вьельгорскому — кажется, мотив чрезвычайно счастливый». Михаил Юрьевич Виельгорский написал музыку на ряд стихотворений Пушкина: «Старый муж, грозный муж», «Ворон к ворону летит», «Чёрная шаль», «Кто при звездах и при луне...» Немецкий композитор Роберт Шуман говорил о Михаиле Виельгорском, что он «самый гениальный дилетант, каких я когда-либо знал». В доме Виельгорского Ф. Лист впервые играл с листа (по партитуре) «Руслана и Людмилу» Глинки. «Здесь теперь Лист, с которым я очень музыкально познакомился. Это - царь пианистов и доселе никто на этом инструменте не произвёл на меня подобного действия. Я никогда не думал, что можно так играть музыку Бетховена, например старые его сонаты», - писал граф М.Ю. Виельгорского своим детям в Петербург из Рима в 1839 году. Вокруг Михаила Юрьевича постоянно находились самые передовые и самые интересные люди той эпохи: он был знаком с Гёте и Гумбольдтом, Шопеном, Мендельсоном и Мейербером; в доме гостили и выступали с концертами Лист, Шуман, Берлиоз, Виардо, Вьетан, Дж.Рубини. Среди друзей были Пушкин, Грибоедов, Глинка, Одоевский, Жуковский, Вяземский, Тютчев… Неуёмный нрав, общительность, природная доброта вызывали симпатию и любовь у всех, кто его знал. Он был душой общества. Граф Матвей Юрьевич по характеру был не похож на брата – он был гораздо серьезнее и сдержаннее. Некоторые современники считали его одним из лучших виолончелистов не только России, но и Европы. Все свое состояние Матвей Юрьевич отписал детям своего брата, поскольку из-за неудачной попытки жениться решил сконцентрироваться только на музыке. Он также вёл все хозяйственные и финансовые дела семейства. Матвей Юрьевич собирал большую коллекцию струнных инструментов, среди экспонатов этого редчайшего собрания были даже пять инструментов работы Страдивари. По словам современников, он был виртуозным виолончелистом. Выдающиеся композиторы посвящали ему свои произведения. Кроме этого, Матвей Юрьевич обладал прекрасным баритоном и выступал в салонах и как виолончелист, и как певец. Декабрист Михаил Лунин, один из блестящих исполнителей Бетховена, так вспоминает об его игре: «Матвей послал за своим инструментом и стал играть. Вот это была музыка. Мы не знали, где мы, на небе или на земле: мы забыли обо всём на свете». Матвей Юрьевич Виельгорский принимал участие в учреждении Императорского русского музыкального общества. Завещал Санкт-Петербургской консерватории свою ценную нотную библиотеку, а знаменитую виолончель Страдивариуса подарил К. Ю. Давыдову, восхитившись его игрой в Бетховенском квартете. Передача инструмента новому владельцу произошла при торжественной обстановке во время концерта Давыдова в зале Дворянского собрания. Где бы ни жили братья Виельгорские, — в центре города на Михайловской площади или в имении Павлино по Приморской дороге - их дом всегда становился своеобразным музыкальным центром, где собирались истинные ценители музыки. Среди посетителей дачи не только родственники и друзья Виельгорских, но члены императорского дома, например, великая княгиня Мария Николаевна, гоф­маршалом которой был Матвей Юрьевич. А в 1848 г. на именины графини Софьи Михайловны Виельгорской Соллогуб (урожденной Виельгорской) сюда приезжал Н. В. Гоголь, питавший слабость к одной из дочерей Виельгорского-старшего, Анне Михайловне. По воспоминаниям Пыляева, «особенно роскошные праздники давались… в сороковых и пятидесятых годах нынешнего столетия на дачах И. Мятлева, Протасова. Бутурлина. Молера, Кушелева и других бар из тогдашнего петербургского общества». Думается, что «выездные» музыкальные салоны Виельгорских в Павлино занимали достойное место среди событий на Петергофской дороге того периода. P.s. Кстати, хранящееся в ОР РГБ обширное нотное собрание Виельгорских (фонд 48), включающее, печатные издания и рукописи, на сегодняшний день практически не изучено… Материал подготовила И.А.Кучеренко Источники и интернет-ресурсы: С.Б.Горбатенко. Петергофская дорога. Историко-архитектурный путеводитель. СПб., 2013г Lib.ru/Классика: Соллогуб Владимир Александрович. Воспоминания В. А. Соллогуб. Повести. Воспоминания.— М.: Худож. литература, 1988.
Главное

Прогноз погоды

Пасмурно

+15°..+15°

Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку