Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Отзывы о Старая Ладога

Интересность : Была там неоднократно еще в школьные годы, потом еще несколько раз посещала уже с друзьями. Крепость неплохо сохранилась. Поэтому гулять по ней и прилегающей территории - одно удовольствие. Есть возможность прикоснуться к нашей истории, посмотреть, через какой этап прошел наш народ. Познавательно. Очень красивые фотографии оттуда получаются. С детьми обязательно к посещению.
Расположение : Находится на определенном расстоянии от города, но не жалко преодолеть эти километры, чтобы увидеть это собственными глазами.
Интерьер : Крепость неплох сохранилась. Отличные виды.
Обслуживание : Отличные экскурсоводы работают на площадке, увлекательно рассказывают.
Интересность : Безусловно, посещение этого музея необходимо для более полной картины об истории нашего города.
Расположение : Музей конечно, расположен далеко за городом.Но его стоит посетить. Выделить для этого один день.
Интерьер : Территория музея-заповедника достаточно большая, есть церкви, монастырь, крепость и даже земляной город.
Обслуживание : Персонал отличный - доброжелательный, вежливый, открытый к общению. Экскурсию проводят очень увлекательно.
Старая Ладога
Адрес

с. Старая Ладога, пр. Волховский, д. 19

карта
Район
Волховский район (Ленинградская область)
Узнать, как пройти, проехать или посмотреть мероприятия в этом месте.

Актуализировать данные и увеличить число посетителей

Отзывы посетителей о музее-заповеднике Старая Ладога

Общая оценка:8.88 / 10
Интересность 10
Расположение 9
Интерьер 9
Обслуживание 9
Оставить отзыв
посетитель
8.5 / 10 28 марта 2019 г. 10:02
Персонал отличный - доброжелательный, вежливый, открытый к общению. Экскурсию проводят очень увлекательно. Территория музея-заповедника достаточно большая, есть церкви, монастырь, крепость и даже земляной город.  Музей конечно, расположен далеко за городом.Но его стоит посетить. Выделить для этого один день. Безусловно, посещение этого музея необходимо для более полной картины об истории нашего города.  на страницу отзыва
посетитель
9.25 / 10 11 апреля 2018 г. 16:11
Отличные экскурсоводы работают на площадке, увлекательно рассказывают.  Крепость неплох сохранилась. Отличные виды. Находится на определенном расстоянии от города, но не жалко преодолеть эти километры, чтобы увидеть это собственными глазами.  Была там неоднократно еще в школьные годы, потом еще несколько раз посещала уже с друзьями. Крепость неплохо сохранилась. Поэтому гулять по ней и прилегающей территории - одно удовольствие. Есть возможность прикоснуться к нашей истории, посмотреть, через какой этап прошел наш народ. Познавательно. Очень красивые фотографии оттуда получаются. С детьми обязательно к посещению.  на страницу отзыва

Отзывы помогают нам определиться с выбором, принять правильное решение о посещении того или иного места. На Peterburg2 вы всегда найдете интересные отзывы о музее-заповеднике Старая Ладога. Наши посетители оценивают Старая Ладога по расположению и другим параметрам. Вы можете пожаловаться нам на отзыв или комментарий
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Самый большой музей любви и эротики 18+Самый большой музей любви и эротики 18+Почувствуй себя героем игры Angry BirdsПочувствуй себя героем игры Angry BirdsIT ресторан ИгристыеIT ресторан Игристые Молодежный театр на Фонтанке Молодежный театр на Фонтанке

Комментарии посетителей (3)

Анна29 марта 2019 г. 18:30
Музей-заповедник Старая Ладога просто невероятный. При посещении узнаешь много увлекательных фактов. Именно здесь пролегали великий торговый путь «из варяг в греки». И именно сюда, по приглашению местных жителей прибыл князь Рюрик.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Марина7 февраля 2019 г. 12:23
Тут можно гулять долго, территория большая, одновременно открыты несколько выставок. Есть усадьба, церкви, крепость, монастырь, земляной город. И взрослые, и дети найдут чем заняться, для семейного выезда хороший вариант. На машине доехать можно по автотрассе Санкт-Петербург-Петрозаводск или Новая Ладога-Зуево. Для тех, кто пользуется общественным транспортом, есть электрички с Московского или Ладожского вокзала, ехать до станции Волховстрой (город Волхов), далее на автобусе до Старой Ладоги. Дорога занимает время, но поездка стоит того и надолго запомнится. Часто сюда не поездишь.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Антонк событию Исторический фестиваль раннего средневековья24 июня 2011 г. 16:13
С телефоном для справок напутали что-то, такого номера не существует.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Новости официального сайта и группы ВКонтакте
Музей-заповедник «Старая Ладога»

вчера в 09:00


ПАТРИАРХИ И МЫСЛИТЕЛИ
22.04.2024 в 09:00


ЛИЦОМ К ЛИКУ Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня нам предстоит знакомство с образом «Спас Вседержитель» (кон. ХIХ в., г. Санкт-Петербург) (илл. 1). Икона достаточно большого размера (71x56,5x2,7 см), поэтому написана была, скорее всего, для иконостаса храма. В иконах Спасителя людям открывается таинство Боговоплощения. Образ Спаса Вседержителя стал самым распространённым ещё в Византии, где назывался «Христос Пантократор» (с греческого, «всевластный», «всесильный»). Это поясное изображение Иисуса Христа с Евангелием в левой руке и благословляющей правой рукой. Иконография «Христа Вседержителя» сложилась в Византии в доиконоборческий период. Древнейшая икона такого типа датируется VI веком (илл. 2). Окончательно иконография Христа Пантократора и других образов святых сложилась в Византии к середине IX века, когда была одержана победа над иконоборчеством. «Исторический тип» Спасителя, утвердившийся в византийском искусстве, был принят как образец и другими православными поместными церквями (в том числе и на Руси): это человек средних лет, с длинными до плеч тёмно-русыми волосами, с небольшой бородой, с правильными чертами лица греко-семитского типа, с крупными карими глазами. На иконе из музея-заповедника мы видим именно такое каноническое изображение Христа. Лик Спасителя лишён эмоций и чувств. Главным объектом всего изображения являются глаза с замершим пристальным взглядом (как на византийских иконах – илл. 3). Лик Христа ассиметричен, что тоже характерно для греческой иконописи. Отличительная черта изображений Спасителя – крестчатый нимб, то есть нимб с вписанным в него крестом. Это знак крёстной жертвы Господа. Со временем внутри нимба появились буквы «O» «Ѡ» «H», что по-гречески значит «Сущий» (Бог открыл это имя Моисею). До наших дней сохранилось достаточно много икон, похожих на «Спаса Вседержителя» из музея-заповедника «Старая Ладога». Приведём одну из них для сравнения. Глядя на старообрядческую икону XIX в. «Спас Вседержитель со святыми на полях» (илл. 4), мы можем заметить много общего: 1) древнерусский принцип изображения личного; 2) строгость и отчуждённость лика Спасителя; 3) двуперстное благословение (принятое в Русской Православной церкви до реформы патриарха Никона в XVII веке); 4) открытое Евангелие с одинаковым текстом из Евангелия от Матфея (глава 11, стих 28-29): «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим»; 5) контрактура «IC҃ / XC҃» – по сторонам от нимба (после реформы патриарха Никона было положено писать IИС. ХРС.). Всё это свидетельствует в пользу того, что икона «Спас Вседержитель» из музея-заповедника «Старая Ладога» относится к старообрядческим иконам. Её отличием от иконы из Зарайского Кремля является наличие растительного орнамента на одеждах Христа и позолоченном фоне. Такой орнаментированный фон был достаточно распространён в XIX в. Сравните с тремя иконами того же периода и такого же иконографического типа (илл. 5, 6, 7). На них всех мы видим Спасителя в образе Пантократора с древнерусским ликом, восходящим к византийскому прототипу, и с обилием орнамента на одеждах Христа и фоне в народном стиле. Таким образом, икона «Спас Вседержитель» из музея-заповедника содержит черты старообрядческой иконописи. Дарья Исакова, хранитель коллекции «Иконопись и церковная утварь» #лицом_к_лику
20.04.2024 в 09:00


Добро пожаловать в рубрику #МузейныеЗагадки! Образы св. Александра и св. Феодора Стратилата на княжеской печати соответствуют крестильным имени и отчеству владельца буллы. С именем Александра вопросов не возникает. А вот образ Феодора Стратилата Александр Невский позаимствовал у своего отца Ярослава Всеволодовича, который при крещении получил имя Феодор. Таким образом, Александр Невский стал одновременно и Ярославовичем, и Феодоровичем. Божественная благодать сообщается верующим через Таинства православной церкви. Таких Таинств существует семь. О трёх из них рассказывает экспозиция «Ладога Христианская». В рамках рубрики #МузейныеЗагадки по главным атрибутам попробуйте отгадать название этих трёх Таинств. Успехов, дорогие головоломщики, в решении музейной загадки!
17.04.2024 в 09:00


СВИДАНИЕ С ТАЛАНТОМ Музей-заповедник "Старая Ладога" приглашает на открытие выставки работ Александра Дмитриевича Кетова, приуроченной к 110-летию художника. Открытие выставки состоится 20 апреля в 14:00 в доме П. В. Калязина (ул. Варяжская, д. 6а). Вход свободный. Ждём вас в гости! Подробнее о выставке и художнике на нашем сайте: https://ladogamuseum.com/vyistavki/vyistavka-«svidanie-s-talantom».-k-110-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-a.d.-ketova/
16.04.2024 в 09:00


МИР! ТРУД! МАЙ! Дорогие друзья, приглашаем на открытие выставки "Мир! Труд! Май!", которое состоится 20 апреля, в субботу, в 14:00 в доме П. В. Калязина (ул. Варяжская, д. 6а). Вход свободный! Подробнее о выставке - на сайте музея-заповедника "Старая Ладога": https://ladogamuseum.com/vyistavki/vyistavka-«mir!-trud!-maj!»/
15.04.2024 в 09:30


УЕЗДНЫЕ ЧТЕНИЯ 11 апреля в Новоладожском историко-краеведческом музее прошли семнадцатые «Уездные чтения». Краеведы из Новой Ладоги, Волхова, Санкт-Петербурга в своих докладах коснулись и ярких, и трагических страниц истории Новоладожского уезда – Волховского района с XVIII века до наших дней, рассказали о знаменитых людях, оставивших след в жизни нашего края, о некоторых проблемах градостроительной истории Новой Ладоги.В работе конференции приняла участие библиотекарь научной библиотеки музея-заповедника «Старая Ладога» Елена Александровна Карасева, которая выступила с докладом об исследовании легендарной и действительной истории здания, известного в Новой Ладоге под названием «Казармы Суздальского полка». «Уездные чтения» – встреча друзей, коллег, единомышленников, людей, которые любят свой край и гордятся им, исследуют страницы его истории и делятся своими находками со слушателями. Е. А. Карасева
10.04.2024 в 09:00


ПАТРИАРХИ И МЫСЛИТЕЛИ 26 апреля в музее-заповеднике «Старая Ладога» начинает работу выставка скульптурных портретов «Патриархи и мыслители». Выставка посвящена видным религиозным деятелям разных эпох, ряду ярких личностей, ставших сподвижниками христианской мысли и внёсших значительный вклад в становление и развитие православной церкви: патриархам, богословам, философам и писателям. Один из выставочных залов дома П. В. Калязина представит около двадцати скульптур и портретных барельефов работы известных петербургских скульпторов – заслуженного художника РФ Юрия Джибраева и члена Союза художников Санкт-Петербурга Марии Третьяковой. Выставка «Патриархи и мыслители» открыта с 26 апреля по 30 июня в дни работы дома П. В. Калязина: среда-воскресенье, с 10:00 до 17:00. Адрес: с. Старая Ладога, ул. Варяжская, д. 6а.
08.04.2024 в 09:00


НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ Дорогие друзья! Частью историко-бытовой коллекции музея-заповедника «Старая Ладога» стала фаянсовая шкатулка, стилизованная под рубленый дом. Предположительно, временем создания предмета является конец XIX – первая четверть ХХ века. Из-за отсутствия клейма сложно определить изготовителя. Вероятнее всего, шкатулку выпустил один из заводов известнейшего гиганта фарфорового дела второй половины XIX – начала XX века «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова». Косвенным доказательством, указывающим на это, является наличие характерных заводских знаков. Подобные знаки есть на предметах нашей коллекции. Ещё одним доводом является и то, что в фонде музея уже имеются предметы, изготовленные на заводах М. С. Кузнецова и не имеющие клейма. В целом, по стилю исполнения и качеству материала и росписи шкатулка очень похожа на кузнецовскую продукцию конца XIX – начала ХХ века. При изучении у нас был ещё один претендент, кто мог бы изготовить данную шкатулку – фабрика «Храпунова-Нового», основанная в 1818 году и за несколько десятилетий достигшая расцвета. В конце XIX – начале ХХ века фабрика выпускает многочисленные изделия в форме различных плодов, животных, птиц и так далее, а также шкатулки в виде домиков. Такую направленность композиций диктовали заводы М. С. Кузнецова. Однако если сравнивать изделия фабрики «Храпунова-Нового» и переданное нам, то можно увидеть очевидную разницу. Для скульптурных композиций, созданных на фабрике «Храпунова-Нового», характерна высокая степень детализации и высокое качество материалов и исполнения (фото 2). У переданной шкатулки подобного не наблюдается. Можно сказать, что данное изделие является примером массового предмета, где качество исполнения среднее, а роспись нанесена наскоро. Это было очень характерно для заводов М. С. Кузнецова. Для чего же могло использоваться подаренное нам изделие? Вариантов множество, но, вероятнее всего, что данная шкатулка предназначалась для масла. Хлеб с маслом был привычной закуской во время завтрака, обеда или ужина, поэтому неотъемлемой частью сервировки являлась маслёнка. Маслёнки отличались особым разнообразием. Подобные фаянсовые маслёнки широко применялись в семьях зажиточных крестьян со второй половины XIX века. Такие маслёнки можно было ставить на разогретую поверхность для топления сливочного масла, чтобы потом подавать его на стол, например, во время праздника Масленицы. Часто маслёнки использовались не по своему прямому назначению, и даже выполняли декоративную функцию. В интерьерах домов выставлялись напоказ в буфетах, на столах, комодах и так далее. Нередко красивые маслёнки использовались в качестве подарков. Ксения Лучина, хранитель историко-бытовой коллекции
05.04.2024 в 09:00


НОВАЯ ВЫСТАВКА 19 апреля 2024 года в доме П. В. Калязина (Варяжская ул., д. 6а) начнёт работу выставка «Свидание с талантом: к 110-летию со дня рождения Александра Дмитриевича Кетова. Живопись, графика» из коллекции музея-заповедника «Старая Ладога». На выставке будут представлены тринадцать работ А. Д. Кетова. Александр Дмитриевич оставил после себя богатое художественное наследие. Особое место в его творчестве занимает Старая Ладога. Из всех произведений на выставке восемь работ мастера посвящены Старой Ладоге и Дому творчества ленинградских художников.
03.04.2024 в 09:10


БУМАЖНЫЕ ХРАНИТЕЛИ БЫЛОГО Друзья, в продолжение темы предметов печатной продукции в музейной коллекции мы хотим познакомить вас с ещё одной открыткой – «Штаб-трубач Екатеринославского и трубач Орденского кирасирских полков» (Ил. 1). Вероятно, открытка покажется вам знакомой. Некогда она была частью широко известного набора открыток «Русская армия 1812 года», издававшегося в 1987−1990 годах. Набор состоял из четырёх выпусков, каждый из которых был посвящён определённой теме: пехота; кавалерия; казачьи воинские формирования и народное ополчение; вооружение, знаки различия военнослужащих, награды. В состав одного выпуска входило 32 открытки. Автором иллюстраций выступил художник, униформист (специалист в области изучения форменной одежды, в том числе военной) Олег Константинович Пархаев. Ему же принадлежат и аннотации к каждому изображению, помещавшиеся на оборотных сторонах открыток. Посвящённый кавалерии выпуск набора издан в Москве в 1988 году. Его частью являлась и открытка из коллекции музея, имевшая в выпуске порядковый номер 6. На её лицевой стороне изображены два трубача кирасирских полков: на коне – трубач Орденского полка, рядом – трубач Екатеринославского полка. На оборотной стороне помещён небольшой текст, знакомящий с историей обоих полков, их ролью в Отечественной войне 1812 года, а также отличительными особенностями формы кирасир (Ил. 2). Данная открытка не только дополняет картину тематического разнообразия открыток советской эпохи, но и является своеобразным гидом по истории военной униформы императорской России. Ольга Ищенко, хранитель коллекций "Документы", "Фотодокументы", "Редкая книга" #бумажныйхранитель
02.04.2024 в 09:00


НОВАЯ ВЫСТАВКА 20 апреля 2024 года в 14:00 в доме П. В. Калязина (Варяжская ул., д. 6а) состоится открытие выставки «Мир! Труд! Май!» из коллекций музея-заповедника «Старая Ладога». Выставка приурочена ко дню международного Праздника Весны и Труда – 1 мая. На ней будут представлены архивные документы, фотографии, награды, печатные издания, отражающие трудовые достижения ладожан. Экспонаты иллюстрируют период с 1940-х по 1980-е годы.
29.03.2024 в 09:00


#КультурныйСлой #СтароладожскийКультурныйСлой В наших заметках тема керамики поднималась неоднократно. Какие только сосуды не изготавливали гончары с момента её изобретения в каменном веке! Сегодня расскажем вам про БЕЛОГЛИНЯНУЮ или СВЕТЛОГЛИНЯНУЮ КЕРАМИКУ. Принято считать, что традиции изготовления белоглинянной керамики на Руси зародились в центральных землях на рубеже XII–XIII вв. Из подмосковного Звенигорода, где располагалось крупное керамическое производство, такой тип керамики распространился и на другие территории. Так, в Новгороде и Пскове, белоглиняная керамика появляется не ранее конца XV века. Это связано с присоединением Северо-Западных территорий к Москве в данный период. Сырьем для такой посуды являлась КАОЛИНИТОВАЯ ГЛИНА, не содержащая железо. Отсутствие в тесте природного окислителя даёт при обжиге молочно-белый или светло-кремовый оттенок. В качестве отощителя использовалась ДРЕСВА (осадочная порода в виде крупнозернистого грунта из твёрдых неокатанных частиц диаметром 2-5 мм.). Обжиг происходил при температуре около 950°С, то есть более высокой, чем для обычной ожелезненной глины, приобретающей красновато-бурый оттенок. На Северо-Западе технология производства сосудов из белой глины была известна с начала XVI в. Однако, по наблюдениям И. М. Сумманен и других археологов, подобные кувшины этого периода, найденные в культурных слоях Новгорода, Корелы и Орешка, в основном, привозные. Кувшин из музея-заповедника «Старая Ладога» имеет кубышковидное тулово без ручки и воронкообразное горло с небольшим выступом-сливом на кромке венчика, что вполне удобно для настаивания жидкостей и отделения пены. А что по поводу применения такого сосуда думают наши читатели? Станислав Выскубов, хранитель коллекции «Археология»
28.03.2024 в 09:16


ПРИВЕТ ИЗ СИБИРИ! Именно эта фраза написана на красочной открытке, доставленной в музей-заповедник «Старая Ладога» из Красноярска. Привет в виде открытки стал неожиданным и напомнил сотрудникам музея о юбилейном для учреждения 2021 годе, когда почтовые карточки с поздравлениями летели со всех концов страны. Посмотреть, как проходила юбилейная кампания по обмену открытками #поздравляюмузей, можно по одноимённому хэштегу. Мы всё пересмотрели и вспомнили. Это было здорово!
21.03.2024 в 09:00


РУКОТВОРНЫЕ ЧУДЕСА Дом П. В. Калязина и выставка «Холсты и краски» встречают гостей! Мы начали серию занятий для староладожских школьников по замечательной выставке С. Н. Чучалова и Т. Н. Шадриной. Ребята знакомятся с живописными полотнами, рассматривают затейливые лоскутные узоры, изучают специально подготовленные фрагменты текстиля и с экскурсоводом говорят о том, какие бывают ткани, как и из чего их производят. Вспоминают гости давние времена, когда к тканям относились бережно и с умом, пуская в дело даже самый маленький лоскуток. Заходит разговор об окраске тканей, о натуральных красителях - и ребята пытаются угадать, какой цвет даёт то или иное растение. Заканчивается экскурсия у витрины с народными костюмами: яркими, нарядными и, что очень важно, достоверными. Один из элементов костюма – пояс – ребята разглядывают особенно внимательно. Сколько труда, умения, фантазии вложено в эти узорчатые тканые полоски! Впрочем, трудоёмкость изготовления этого элемента костюма гости музея могут испытать на себе. В следующем зале методист музея И. В. Бараусова оборудовала настоящую мастерскую. Разноцветные шерстяные нити в руках школьников под умелым руководством Ирины Викторовны закручиваются в пёстрые жгуты. Круглые плетёные пояса также были когда-то в ходу… Из музея ребята уносят настоящее рукотворное чудо, которое можно повязать на руку или использовать как брелок – для изготовления полноценного длинного пояса времени всё же нужно намного больше того, что занимает визит в музей.
19.03.2024 в 09:00


ЛИЦОМ К ЛИКУ Здравствуйте, дорогие друзья! Продолжаем рассказ об иконах, представленных на экспозиции «Ладога Христианская» в Доме П. В. Калязина. Сегодня мы познакомимся с образом «Преподобный Серафим Саровский» (кон. ХIХ – нач. XX в.). Икона небольшого размера (26,5x22x2,2 см) для домашнего поклонения написана по дереву разными материалами: темперой, маслом, цветными лаками и позолотой. Место создания иконы неизвестно. Преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор Иси́дорович Мошни́н – 19.07.1754 (или 1758, или 1759) – 02.01.1833) почитался как святой ещё во время своего земного пути. Сохранились прижизненные портреты старца, поэтому большинство икон св. Серафима имеют с ним портретное сходство. В XIX веке сложилось несколько вариантов сюжетов из жизни преподобного, которые отразились и в литографиях, и в иконах. Один из наиболее распространённых – «Стояние на камне». Согласно житию, Серафим Саровский в течение тысячи ночей молился на камне в Саровских лесах. Сюжет моления на камне стал одним из самых популярных в народе, т.к. такой духовный подвиг великого старца особенно восхищал простых людей. На иконе из собрания музея-заповедника святой изображён стоящим на коленях на камне с поднятыми вверх руками перед иконой Богоматери «Умиление», укреплённой на дереве. Пейзаж отражает ночное или вечернее время. Преподобный Серафим написан с характерными для него чертами лица: широкий открытый лоб, брови вразлёт, седые волосы до плеч разделены пробором надвое, борода густая, но не длинная. Приведём для сравнения изображение старца, которое хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии. Это традиционный, легко узнаваемый образ святого. Икона из музея-заповедника «Старая Ладога» написана с использованием двух техник: живописной (академической) и традиционной иконописной (древнерусской). Доли́чное исполнено в академическом стиле, а лик и руки – в иконописном. Рамка иконы имитирует драгоценный оклад с использованием орнамента в неорусском стиле, который был очень популярен на рубеже ХIХ – XX веков. Возможно, эта икона была одной из первых, посвящённых святому Серафиму, канонизированному 19.07.1903 г. (01.08 по новому стилю). Судя по размеру иконы, она предназначалась для домашнего поклонения; а судя по качеству исполнения и обилия позолоты, принадлежала богатому человеку. Дарья Исакова, хранитель коллекции «Иконопись и церковная утварь» #лицом_к_лику
16.03.2024 в 09:23


Добро пожаловать в рубрику #МузейныеЗагадки! В прошлую субботу мы . Все головоломщики, разгадавшие ребусы - молодцы! Действительно, рубаха с юбкой или платье составляли основу женского гардероба. Чаще всего их шили из шерстяной или льняной ткани и украшали вышивкой. Для изготовления одежды выбирали ткани различных тонов. Красители можно было найти буквально у себя под ногами: растение вайда окрашивала ткань в синий цвет, различные виды марены – в красный и оранжевый. Синий цвет также давал привозной краситель индиго. Дорогие головоломщики, предлагаем подумать, а какие растения могли использовать жители Ладоги для получения зеленого цвета? Свои ответы пишите в комментарии!
10.03.2024 в 09:00


ЗАСЕДАНИЕ КОЛЛЕГИИ КОМИТЕТА 7 марта на территории ГБУК ЛО "Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник " Парк Монрепо" прошло заседание Коллегии комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области на тему "Подведение итогов деятельности за 2023 год и задачи на 2024 год". На заседании Коллегии присутствовали представители музеев Ленинградской области, Первый заместитель Председателя Правительства Ленинградской области, председатель комитета по финансам Роман Иванович Марков и другие. Заседание открыл Заместитель Председателя Правительства Ленинградской области, глава комитета по сохранению культурного наследия Владимир Олегович Цой, рассказавший о важнейших событиях прошедшего года и планах на 2024-й. О деятельности музея-заповедника "Старая Ладога" в 2023 году и о его ближайших перспективах рассказала заместитель директора по научной работе Алëна Алексеевна Залогина. После заседания была организована увлекательная экскурсия по весеннему парку Монрепо.
09.03.2024 в 09:00


Добро пожаловать в рубрику #МузейныеЗагадки! Да, действительно, перед вами височное кольцо - наиболее характерное головное украшение славянских женщин. Кольца подвешивали на лентах или ремешках к головному убору, иногда вплетали в волосы. Почти 70% головоломщиков ответили верно! Сегодня в рубрике #МузейныеЗагадки предлагаем расшифровать названия предметов одежды, которые составляли основу женского костюма в средние века. Ждём ваши версии в комментариях!
06.03.2024 в 09:00


БУМАЖНЫЕ ХРАНИТЕЛИ БЫЛОГО Друзья, сегодня мы хотим познакомить вас с предметом музейной коллекции «Документы», который как нельзя лучше передаёт наступление долгожданных весенних дней. Представленная вашему вниманию художественная открытка издана знаменитым товариществом «Р. Р. Голике и А. И. Вильборг» в Санкт-Петербурге в начале XX века. Лицевая сторона открытки заслуживает особого внимания. На ней помещена репродукция акварели художницы Любови Меркурьевны Эндауровой (1853−1938) (Ил. 1). Важное место в творчестве Л. М. Эндауровой занимало создание изысканных акварелей для открытых писем. «Моделью» художнице служила природа, преимущественно мир флоры. Поэтому на акварелях мастера можно встретить и пышные садовые розы, и луговые цветы, и водяные лилии, и, как в случае с нашей открыткой, веточки пушистой вербы. В изящных работах Л. М. Эндауровой нашла отражение красота растительного мира во все времена года. Тематика акварелей, техника их исполнения составили особенный стиль художницы, благодаря которому её работы не спутаешь ни с чьими другими. Отметим, что открытки с репродукциями акварелей Любови Эндауровой пользовались большой популярностью у современников. В наши дни эти почтовые карточки привлекают внимание знатоков и коллекционеров-филокартистов. Стоит добавить, что особенностью открытых писем с репродукциями работ художницы были не только их тема и стиль, но и объединение изобразительного искусства и поэзии: как правило, изображения сопровождались строками стихотворений В. А. Жуковского, А. Н. Майкова, А. А. Фета и других поэтов. Маленькая картина и стихотворение идеально подходили друг к другу. Взглянув на изображение и прочтя поэтические строки, можно было сразу сказать, какому времени года и душевному настроению посвящены произведения. Вернёмся к музейной открытке и изображениям на ней. Справа от веточек вербы Л. М. Эндаурова изобразила каплевидный янтарный кулон, добавляющий рисунку прелесть и некую загадочность. Рисунок сопровождает фрагмент стихотворения «Вербы» поэта, уроженца города Новая Ладога, Леонида Николаевича Афанасьева (1864−1920). Творчество Л. Н. Афанасьева пронизано темой природы, что, несомненно, роднит его с произведениями Л. М. Эндауровой. Так в простой почтовой открытке объединилось мастерство двух талантов. Отметим, что строки стихотворений Л. Н. Афанасьева присутствуют и на других открытках с репродукциями работ художницы. Бланк открытого письма заполнен рукописным посланием семье Котиковых, которая проживала в имении «Росинка» в Старой Ладоге. Местонахождение этого имения и его история в настоящее время являются для нас загадкой, которую, вероятно, удастся разгадать в будущем. Почтовый штемпель на открытке свидетельствует о том, что в место назначения письмо прибыло 24 мая 1916 года (Ил. 2). Таким образом, обычная открытка выполняла целых три функции: воспитывала чувство прекрасного, прививала любовь к родной поэзии и связывала друг с другом родных и близких людей. Ольга Ищенко, хранитель коллекций "Документы", "Фотодокументы", "Редкая книга" #бумажныйхранитель
05.03.2024 в 12:42


ХОЛСТЫ И КРАСКИ 2 марта в стенах дома П. В. Калязина состоялось долгожданное открытие выставки «Холсты и краски». Авторы работ – Сергей Николаевич Чучалов и Татьяна Николаевна Шадрина – представили живописные полотна и текстильные изделия. «Холсты и краски» - первая совместная выставка супругов. По словам авторов, результат такого смешения двух разных направлений для них самих стал неожиданным – получилось интересно. В первом зале, который встречает гостей выставки, разместились пейзажи и большие стёганные вручную одеяла традиционного лоскутного шитья. Неожиданно? Да, неожиданно. И интересно, эффектно, гармонично. Новые живописные работы – чище, ярче. Вероятно, на творчестве художника сказались частые выезды на пленэры, где сама природа очищает палитру. Действительно, работы Сергея Чучалова, составлявшие его первую в Старой Ладоге выставку в 2017 году, кажутся по-северному сдержанными и, как признал Сергей, даже мрачными. А сейчас – краски, свет и созвучие с традиционным искусством, которым увлечена супруга. Татьяна Николаевна Шадрина рассказала о первом знакомстве с Ладогой. Ещё в институте она увидела фреску «Чудо Георгия о змие». Увидела и влюбилась. Приехать в Ладогу из Сибири в студенческие годы было практически невозможно. Поэтому сейчас художник компенсирует упущенные в 90-е путешествия, приезжая в Ладогу регулярно. Любимая работа Татьяны Николаевны – традиционное лоскутное шитье, которое отличается от западных техник. Оно более яркое, народное, простое в композиции. Свою любовь к работе с лоскутом она выражает не только созданием масштабных изделий. В этой технике ею выполняются распространённые когда-то детские игрушки-мячики, свивальники для младенцев. Увлечение лоскутным шитьём ожидаемо привело автора к изучению народного костюма, а с ним – ручного ткачества, вышивки, набойки. Костюмы, которые представила Татьяна Николаевна, отражающие традиции Вологодской и Архангельской областей, сшиты по выкройкам от подлинных вещей. Узоры масляной набойки на полотенцах – точные копии тех, что когда-то мастерицы «дарили кому хотели». Выставка получилась по-весеннему радостной, наполненной жизнью и верой в прекрасное грядущее. Наверное, такими и должны быть первые после долгой зимы выставки! Приходите любоваться холстами и красками в выставочные залы дома П. В. Калязина до 14 апреля!
02.03.2024 в 16:03


ПРАЗДНИЧНЫЙ МАСТЕР-КЛАСС Чудесный весенний день выдался сегодня в музее-заповеднике «Старая Ладога». Во-первых, впервые за много дней выглянуло солнце, а в просветах серых рваных туч показалось лазурное небо. Во-вторых, в доме купца П. В. Калязина открылась прекрасная яркая выставка работ С. Н. Чучалова и Т. Н. Шадриной "Холсты и краски". А в-третьих, мастер работы с текстилем Татьяна Николаевна Шадрина поделилась с гостями музея своими знаниями – в завершении открытия выставки она провела мастер-класс по изготовлению птички из лоскута ткани. Мастер-класс действительно вышел праздничным, и не только из-за погоды, открытия выставки и живого общения с авторами работ. Он состоялся как раз в преддверии российского Дня бабушки, который приходится на первое воскресенье марта. Ладожанки (и бабушки, и внучки) ушли из музея с памятными весенними подарками, созданными собственными руками. Музей-заповедник «Старая Ладога» благодарит мастера и гостей за прекрасное весеннее мероприятие! Поздравляем всех бабушек с наступающим праздником!
01.03.2024 в 09:00


#КультурныйСлой #СтароладожскийКультурныйСлой Наверняка каждый из вас слышал фразу «как корова на льду»! Обычно так называют неуклюжего человека, сравнивая его с коровой из-за её неспособности передвигаться по замерзшей поверхности. Парадоксально, но именно кости крупного рогатого скота (КРС) часто использовали средневековые жители для передвижения по льду и утрамбованному снегу. Как же так, спросите вы? Отвечаем. Н. И. Репников в 1911–1912 гг исследовал культурные слои Земляного Городища Ладоги и обнаружил несколько экземпляров плюсневых костей (метаподиев) КРС, обработанных определённым образом. Ученый условно назвал их «коньками для катания на льду». Позднее подобные предметы, датированные VIII–X вв., находили на территории Ладоги и другие исследователи. Так называемые «КОНЬКИ» (илл. 1) или костяные полозья с отверстиями для крепления к обуви посредством ремня или верёвки известны на многих средневековых поселенческих памятниках Северо-Западной и Северной Европы. При этом единого мнения о функциональности изделия все ещё не сложилось. Вот несколько возможных вариантов: – индивидуальное средство передвижения или коньки для катания; – лощила или гладильники для выделки кож и тканей; – правилки для контроля обработки горизонтальных поверхностей; – многофункциональные изделия. Материалы из раскопок в Ладоге и Новгороде, сопоставленные с данными русских летописей и европейских хроник X–XII вв., позволили специалистам (О. И. Давидан, И. В. Ивановой, О. М. Олейникову, и др.) заключить, что такие предметы говорят о массовом увлечении жителей катанием на коньках по льду или утрамбованному снегу. Изготовить костяные коньки для себя и членов семьи мог любой взрослый в домашних условиях. Простота обработки плюсневой кости во многом определялась особенностями её строения (илл. 2): дорсальная (передняя) сторона, подрезанная и заполированная до ровной плоскости, идеально подходила для «лезвия»; вентральная (задняя) становилась опорой для стопы. Отверстия, надрезы и канавки на обоих эпифизах (концах) не давали соскальзывать мягкой подошве обуви и позволяли лучше закрепить полозья ремнём. Правильно подобранная под размер стопы длина кости также обеспечивала устойчивость на льду. Процесс катания несколько отличался от того, к чему мы привыкли сейчас. Первый вариант: скользить по льду, не отрывая ног от поверхности, при помощи одной или двух палок-опор, которыми отталкивались одновременно. Второй вариант: крепить костяной конёк только к одной ноге, используя для толчка вторую ногу. Интересно заметить, что слово «коньки» считается исконно русским. Действительно, внешний вид загнутой вверх носовой части полозьев чем-то напоминал лошадь. Способ передвижения с помощью одной палки также мог напоминать о езде верхом. Наконец, из общего числа найденных археологами костяных полозьев выделяются «коньки», изготовленные из лошадиных костей. Станислав Выскубов, хранитель коллекции «Археология»
28.02.2024 в 09:00


ХОЛСТЫ И КРАСКИ Дорогие друзья! Приглашаем на открытие выставки Сергея Чучалова и Татьяны Шадриной "Холсты и краски". Мероприятие состоится 2 марта, в субботу, в 14:00 в доме П. В. Калязина (ул. Варяжская, д. 6а). Вход свободный!
21.02.2024 в 09:00


21 ФЕВРАЛЯ – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЭКСКУРСОВОДА Как правильно отметить этот день экскурсоводу? Конечно, на экскурсии. Причём, лучше всего в непривычной роли слушателя! Накануне профессионального праздника сотрудники разных подразделений, в обязанности которых входит и экскурсионная деятельность, приступили к освоению нового экскурсионного маршрута по экспозиции «Ладога христианская». В ходе экскурсии, подготовленной заведующим отделом музея Мариной Викторовной Орловой, коллеги обсудили наиболее удачные варианты размещения экскурсионных групп, рассмотрели самые яркие и интересные экспонаты и детали, познакомились с примерами построения рассказа об экспозиции. Теперь предстоит самостоятельная работа с текстом, который необходимо не просто освоить, а переработать в удобный, понятный, подстроенный под собственный маршрут рассказ. И предстоит сдать экзамен – контрольное прослушивание, обязательное для получения допуска к работе на экспозиции. Совсем скоро начнётся туристический сезон, который музей-заповедник «Старая Ладога» встретит новыми экскурсионными маршрутами!

Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю