Приятным сюрпризом и настоящим подарком для зрителей в юбилейный сезон Театра балета имени Леонида Якобсона можно считать обновленный спектакль «Щелкунчик»: он вошел в репертуар театра в новом ярком художественном оформлении.
Художники спектакля - выдающийся российский сценограф Владимир Фирер и его сын и коллега Александр Храмцов. В работе над «Щелкунчиком» специально для Театра балета имени Леонида Якобсона они в определенной степени продолжают традиции оформления легендарного балета, но свою задачу видят не в буквальном восстановлении классических декораций и костюмов, а в развитии традиции мира искусства.
Фирер и Храмцов справедливо полагают, что просто повторять что-то, даже удачно найденное, не имеет смысла, поэтому на основе оформительского «багажа» «Щелкунчика» они постарались сделать что-то новое - и с непременной изюминкой. Так, публика обязательно увидит традиционный, классический «балетный театр» с живописным оформлением сценических «задников» и кулис - но выполнены они в ином, современном и смелом, ключе. Нас ждет перекличка с глубиной и насыщенностью балета времен таких великих русских сценографов и театральных декораторов, как Александр Бенуа, Лев Бакст или Александр Головина: в каждой картине — не формальное изображение пейзажа, а целое полотно, достойное экспозиции серьезного музея. В свою очередь, полотно превращается в декорацию со всеми сопутствующими театральными условностями.
«Щелкунчик» - настоящая волшебная сказка, поэтому в новой версии балета, по выражению Фирера, много чудес и «прозрачностей». Например, для того, чтобы на сцене сквозь листву просвечивал волшебный город на фоне неба, ветки сада размещены на трех рядах просвечивающих кулис. А предметы и персонажи то «из ниоткуда» возникают на сцене, то таинственным образом исчезают (для этого к нестандартным сценографическим решениям в спектакле добавляются еще и хитрости со светом).
В отношении костюмов к обновленному «Щелкунчику» работают те же приемы, что и с декорациями. Формально герои так называемых бытовых сцен одеты созвучно тому времени, в котором они действуют в сказке Гофмана, но костюмы неуловимо созвучны сегодняшнему дню. А сказочные персонажи спектакля решены «с намеком»: скажем, мыши здесь - животные условные. По словам Владимира Фирера, они «не меховые, а с шутливым обозначением мышиных примет». Это та же театральная условность, когда роль длинного носа исполняет шляпа-треуголка, а костюмы танцовщиков в образах мышей по форме, цвету и фактуре выглядят «по-мышиному», но все же отчетливо напоминают человеческую одежду. Да и главная героиня Маша из обычной девочки за счет переодевания превращается в маленькую принцессу: так костюм оправдывает переход из мира реальности в фантастический мир сна...
В новой версии Театра балета имени Леонида Якобсона «Щелкунчик» - это добрая старая сказка, рассказанная в лучших традициях, но на актуальный, современный манер. Подобные спектакли критики обычно с удовольствием называют зрелищной креативной постановкой или стильной и оригинальной новацией.